Планирование повышения конкурентоспособности продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства. На современном этапе развития экономики всё больше внимания уделяется повышению конкурентных возможностей предприятия. Многие предприятия в процессе постепенного развития и становления непрерывно развивают способность к конкуренции. Хозяйствующим субъектам для выживания непременно следует соблюдать требования рынка: удовлетворять потребность потребителей более качественно и по более приемлемой для них цене. Данное требование представляет стремление субъектов рыночного хозяйства овладеть вниманием покупателей и побудить их приобрести свой товар.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...5
1.1 Теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия …………………………………………...………………………….7
1.2 Методика проведения анализа конкурентоспособности продукции на предприятии……………………………………………………………………...10
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»……………………………………13
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»………….13
2.2 Динамика производственно-финансовой деятеьности на предприятии...15
2.3 Оценка конкурентоспособности……………………………………………17
3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»……………………………………23
3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»………………………………………………………..23
3.2 Разработка плана по улучшению конкурентоспособности продукции на ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»……………………………………………………......26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

иТОГ ПЛАНИРОВАНИЕ.docx

— 85.65 Кб (Скачать)

Олигопотическая - это конкуренция нескольких крупных предприятий (объединений, компаний) контролирующих значительную часть рынка. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения, они осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности [1;448].

Таким образом, в качестве средств конкурентной борьбы для улучшения своих позиций на рынке компании используют качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы. Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция - это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся:

- продажа по ценам ниже  себестоимости, или демпинг, с целью  подрыва позиций конкурента и  дальнейшего вытеснения его с  рынка;

- злоупотребление господствующим  положением на рынке, например  чрезмерное завышение цен или  отказ осуществлять поставки;

- ложная информация и  реклама;

- недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции  конкурентов;

- нарушение качества, стандартов  и условий поставок товаров  и услуг.

Недобросовестная конкуренция в большинстве развитых стран запрещена законом.

Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке - его конкурентоспособность. Конкурентоспособность - это понятие, включающее в себя уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать конкуренцию с другими аналогичными предприятиями, товарами, услугами. В современной экономике различают конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара (продукции) [15;497].

 

1.2 Методика проведения  анализа конкурентоспособности  продукции на предприятии.

 

Под конкурентоспособностью товара понимают такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.

Важными факторами конкурентоспособности продукции являются ориентация на определенного потребителя, высокий уровень качества, цена, новизна, надежность в эксплуатации, упаковка, энергоемкость, условия сервиса, реклама и др. [10;498].

Исследование конкурентоспособности продукции основывается на изучении потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

- эстетическим (внешний вид);

- эргономическим (соответствие  товара свойствам человеческого  организма);

- нормативным (соответствие  товара действующим нормам и  стандартам);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения потребности).

Оценка конкурентоспособности товаров - совокупность операций по выбору потребительских свойств товара, которые отражают его отличие от аналогичного товара другого производителя (от товара-конкурента).

Существует несколько методик оценки конкурентоспособности продукции, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки. Рассмотрим их подробнее.

Методика оценки конкурентоспособности товаров по объему их продаж. Сущность этой методики основана на косвенном измерении конкурентоспособности по объему продаж. При этом делается предположение, что объем продаж конкурентных товаров, свидетельствует о потребительских предпочтениях и поэтому может служить критерием конкурентоспособности. Кроме того, маркетинговые службы торговых организаций используют и другие косвенные показатели конкурентоспособности: уровень реализации и скорость розничной продажи.

Единственным достоинством этой методики является относительная простота и доступность. К недостаткам относится невозможность применения для оценки межфирменных товаров-конкурентов, так как отсутствуют достоверные данные об объеме продаж конкретных товаров у фирм-конкурентов. Поэтому сфера применения этой методики ограничена внутрифирменной конкуренцией товаров. К тому же ее достоверность невелика, так как массовость продаж может объясняться не сильной конкурентоспособностью товаров, а слабой конкурентной средой и отсутствием или недостаточностью товаров-конкурентов.

 

 

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ»

История завода начинается с 1927 года, когда в годы пятилеток в Хотькове была организована артель «Хотьстром» по производству кирпича на базе залежей местных трепельных глин. В 1936 году выпускается около 450 тысяч штук кирпича в сезон. Оборудование - глиномешалка и пресс «Моро», работавшие от привода локомобиля «Ланц».

В 1941 году, правление артели, прекратив выпуск кирпича, организовало производство колесной мази для военных обозов,освоили изготовление деревянных ложек, увеличили выпуск гончарной посуды. В 1944 году, организовано производство «трепального порошка»для регенерации технических масел. С помощью военного ведомства завод электрифицировал свое хозяйство,впервые получив электроэнергию от государственных сетей.

В 1960 году,  реконструкция формовочного отделения, сушильного хозяйства. Построены кирпичные жилые дома на 8 квартир, 2 квартиры и 12 комнат. Заасфальтирована и озеленена территория завода. В 1957 году, завод был передан Главмособлстройматериалам и в это время завод получил название — теплоизоляционных материалов.

В 1961 году выбор нового профиля производства — эффективные теплоизоляционные материалы на основе перлита. В 1964 году, строительство цеха теплоизоляционных материалов, освоение производства вспученного перлитового песка и выпуск на его основе теплоизоляционных изделий — плит и полу цилиндров.

В 1965 году, теплоизоляционные изделия представлены на ВДНХ СССР, завод утвержден ее участником и ему присужден диплом Гос строя СССР и ВЦСПС.

В 1967 году, заводу передан цех по производству фиброцементных плит. Численность работающих около 500 человек. В цехах созданы сани-тарно -бытовые помещения, комнаты отдыха и приема пищи. Работает сто-ловая.

 Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:

- производство перлитоцементных  изделий;

- торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая деятель-ность;

- транспортирование грузов  на всех видах транспорта.

Цель данного предприятия - удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

Для достижения целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- производство перлитового  песка,

- производство теплоизоляционных  материалов,

- производство и продажа  строительных материалов,

- развитие существующего  производства,

- строительные конструкции, столярные изделия, песок, гравий, це-мент и др. (оптовая торговля) .

На ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» имеет место мелкосерийный тип организации производства. При этом производство продукции основано на использовании линий и является частично механизированным, что позволяет практически полностью исключить ручные работы.

Общая численность сотрудников ЗАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» на данный момент составляет 70 человек.

Кадровый потенциал - совокупность способностей и возможностей кадров обеспечить эффективное функционирование организации. Когда организация переходит к новому этапу развития, то создаются инновационные направления работ, расширяется объем задач, увеличивается кадровый состав, возникают проблемы командообразования - это повышает требования к кадровому потенциалу. Рассмотрим кадровый потенциал ЗАО «ТЕПЛОИЗОЛТ» в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Кадровый потенциал ОАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» за период 2012-2013 гг.

2012

2013

 

Чел.

Уд.вес %

Чел.

Уд.вес %

Количество руководителей имеющих:

- высшее образование

10

71,4

14

100

- среднее специальное  образование

4

28,6

0

0

- среднее образование

0

0

0

0

Количество специалистов, имеющих:

- высшее образование

14

27,5

17

29,3

- среднее специальное  образование

34

66,7

36

62

- среднее образование

3

5,8

5

8,6


 

 

За период 2012-2013 гг. наблюдается рост специалистов как с высшим образованием, так и со средним специальным. Увеличилась доля сотрудников с высшим образованием среди руководителей с 71,4% до 100%, т.к необходимы квалифицированные и опытные руководители, от них зависит основная часть принимаемых решений в организации. В связи с увеличением объема производства, так же увеличилась доля специалистов со средним специальным с 27,5% до 29,3%. В организации действует линейно-функциональная структура.

2.2 Анализ производственной  хозяйственной деятельности.

Основные технико-экономические показатели работы ЗАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» за 2012-2013 гг. представлены в таблице 2.2 . Рост выпуска продукции обусловлен прежде всего расширением рынка сбыта производимой на предприятии продукции. К числу действующих сегментов рынка присоединились Новосибирск, Магнитогорск, Амурская область, Омск, Магадан, Республика Казахстан, Челябинская область.

Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» за 2012-2013 гг.

п/п

Наименование показателей

Ед.

измер.

2012 год

2013 год

% выпол.

Плана

2012 г. к 2013г. %

План

Факт

1

Выпуск продукции –

всего

тыс.руб.

29947,3

40250,0

48766,3

121,2

162,8

2

Реализация – всего

тыс.руб.

30229,1

40250,0

40342,3

100,2

133,5

3

Себестоимость реализов продукции

тыс.руб.

25182,0

38950,0

31374,0

80,5

124,6

4

Затраты на один руб. реализов продукции

руб.коп.

0,83

0,97

0,78

0,80

93,9

5

Чистая прибыль  

(убыток)

тыс.руб.

1098,0

1500,0

5459,0

363,9

497,2

6

Производительность –

всего

тыс.руб.

39,0

50,1

60,7

121,2

155,5

7

Среднемесячная з/п –

всего

руб.коп.

17842,0

19290,0

20629,0

106,9

115,6


 

 

Важным фактором увеличения валовой продукции предприятия является рост производительности труда. В 2013 году по сравнению с 2012 годом производительность труда возросла на 155,5 %, при этом рост заработной платы составил только 115,6 %. Опережение темпов роста средней производительности по сравнению с заработной платой позволило предприятию значительно снизить затраты на оплату труда себестоимости основных видов продукции. Затраты одного рубля реализованной продукции снизились почти на 7%.

Динамика объема производства и объема реализации продукции показана на рисунке 2.1

Рисунок 2.1. Динамика объема производства и объема реализации продукции.

Анализ данных предприятия позволяет в первую очередь увидеть что ЗАО «ТЕПЛОИЗОЛИТ» на конец отчетного периода имеет запасы готовой продукции, это видно из того соотношения, что объем производства превышает объем реализации на 281,7 тыс. р. в 2013 году по сравнению с 2012 годом.

2.3 Оценка показателей изделия  по выбранным параметрам

1. Показатели назначения

Выбранные виды продукции песок перлитовый и теплоперлит применяется в основном в строительстве для утеплителей внутренних и наружных поверхностей.

2. Надежность товара

Сохраняемость

Продукция сохраняет все свои свойства и качества на весь срок эксплуатации

Долговечность

При обеспечении соответствующих условий при эксплуатации блок-хаус и евровагонка будут служить практически вечно.

3. Экологичность и безопасность применения товара

Наша продукция производится из качественной экологически чистой древесины (в основном из сосны), которую мы закупаем уже много лет у одних и тех же поставщиков. Безопасна в применении, так как при обработке не используются материалы образующие ядовитые соединения.

4. Показатели эргономичности товара

В плане эргономичности наша продукция не отличается от аналогичной продукции конкурентов. (Виды продукции представлены в приложении 3)

Ценовое сравнение на региональном уровне ФГУП УЭМЗ с организациями, выпускающими аналогичную продукцию приведено в таблице 3 [48, с.354].

Таблица 3 - Ценовое сравнение

Наименование продукции

Организации, выпускающее аналогичную продукцию

Цена, с учетом НДС:

Песок перлитовый

ФГУП УЭМЗ на 15.01.2013

310,00

ООО НТГ-Лес

455,00

ООО Ламинат мебель прогресс

440,00

Холдинг лесные технологии

400,00

Универсал-2000

380,00

ООО Сталь Лес

380,00

Термакс

350,00

Теплоперлит

ФГУП УЭМЗ на 15.01.2013

260,00

НВН-Строй

350,00

Универсал-2000

260,00

ООО НТГ-Лес

220,00

Информация о работе Планирование повышения конкурентоспособности продукции на предприятии