Перспективы развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Оглавление

Введение
Глава I Основы предпринимательской деятельности
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Признаки предпринимательской деятельности
1.3 Формы и виды предпринимательства
Глава II История развития предпринимательства в России
2.1 Зарождение предпринимательства в Древней Руси
2.2 История предпринимательства в России 19-20 вв.
2.3 История предпринимательства в СССР : 1987-1991 гг.
2.4 Развитие предпринимательства Россия: 1992-1996 гг.
2.5 История российского предпринимательства в 1996-1999 гг.
Глава III Перспективы развития малого предпринимательства
3.1 Развитие малого предпринимательства в регионах России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

История развития предпринимательства в России.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Перспективы развития малого предпринимательства

 

3.1 Развитие малого предпринимательства в регионах России

 

По территории Российской Федерации малые предприятия распределены крайне неравномерно. Почти треть из них на 1 января 1998г. была сосредоточена в Центральном районе, причем в Москве около 21% всех российских малых предприятий, а в Санкт-Петербурге -12,1%. Меньше всего малых предприятий в Калининградской области и Северном районе: 0,8 и 2,0% от общего числа соответственно.

 

В течение 1997 г. во всех регионах России число малых предприятий увеличилось. Особенно значительными темпы прироста были в Северо-Западном регионе — 6,9%, в Калининградской области — 5,6 и Центральном регионе — 3,2%. Занятость в малом бизнесе в Российской Федерации столь же неравномерна, как и число малых предприятий. Почти треть всех работающих на российских малых предприятиях, по итогам 1998 г., сосредоточена в Центральном районе. Далее с большим отрывом следуют Северо-Кавказский район (11%), Урал и Поволжье (по 9 %).

 

По основным показателям развития МП большинство российских регионов находится на крайне низком, уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий.

 

Вклад МП в российскую экономику на начало 1998 г., по данным Госкомстата России, малые предприятия составляли 31,8 % от общего числа российских предприятий.

 

По оценке Госкомстата России, из общего числа хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на начало 1995 г., 68-72% являлись малыми предприятиями, из которых более трети не приступили к хозяйственной деятельности. Если оценка Госкомстата России верна и на начало 1998 г., то, с учетом изменения критерия отнесения к малым предприятиям, доля зарегистрированных малых предприятий составила примерно 60%.

 

В целом между 1996 и 1998гг. прослеживается как абсолютное сокращение числа действующих малых предприятий, так и снижение их доли в общем числе зарегистрированных предприятий. Тем не менее, в ряде отраслей действующие малые предприятия, по итогам 1997 г., составляли порядка половины всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов: в торговле и общественном питании — 44,2%, строительстве — 49,7 и информационно-вычислительном обслуживании — 54,3%- В промышленности доля малых предприятий составила 39,9%. Наименьший удельный вес малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий зафиксирован в сельском хозяйстве—35%

 

Малое предпринимательство, как свидетельствуют итоги 90-х годов, обеспечивало занятость каждого восьмого-девятого работающего на российских предприятиях. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе работающих составила 13,2%. В ряде отраслей вклад МП в обеспечение занятости был еще выше. Так, на строительных предприятиях работали 39,3% от общего числа занятых в данной отрасли, в науке и научном обслуживании 35,9, а в торговле и общественном питании — 35,2%. В промышленности на малых предприятиях работал каждый десятый.

 

По итогам 1996 г. прибыль малых предприятий составила более четверти всего объема прибыли по народному хозяйству. В непроизводственной сфере бытового обслуживания населения прибыль получили вообще только малые предприятия. В строительстве прибыль малых предприятий составила 56,5% от общего объема прибыли по отрасли. В торговле и общественном питании, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка суммарная прибыль малых фирм превосходит прибыль средних и крупных предприятий.

 

Таким образом, основные параметры развития российского малого бизнеса (численность малых предприятий и отраслевая структура) в 1996-1998 гг. — с учетом изменения критериев отнесения предприятий к малым — в целом оставались стабильными либо уменьшились (численность занятых). Некоторое увеличение количества малых предприятий и численности занятых в 1997 г. по сравнению с 1995-1996 гг. едва превышало пределы допустимой статистической ошибки и не изменило общей тенденции, которая прослеживалась и в кризисном 1998г.

 

Доля малых предприятий в основных показателях развития экономики остается скромной; по данным официальной статистики, она даже сокращается (например, доля малых предприятий в совокупной прибыли по народному хозяйству). Тем не менее, относительная прибыльность сектора малого бизнеса даже в этих условиях остается более высокой, чем крупных предприятий

 

Крайне неравномерным остается распределение малого бизнеса по стране — по-прежнему свыше трети малых предприятий сосредоточено в двух столицах. Среднее число малых предприятий на тысячу жителей — около 10 — примерно в 3-5 раз ниже, чем в странах Западной Европы или ряде бывших социалистических стран.

 

В целом ни темпы, ни характер развития сектора МП, зафиксированные данными государственной статистики, в период 1996 — 1999 гг. не отвечают представлениям об эффективной структуре конкурентной рыночной экономики: желаемого прорыва на новые рубежи не произошло.

Заключение

 

Не претендуя на всю полноту исследования развития отечественного предпринимательства, передо мной стояла более скромная задача - показать развитие предпринимательства в России, ибо эти знания могут помочь нам через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок. Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития .

 

Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования.

 

Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80 - х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство.

 

Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. Так, в частности, в Законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. «Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами под свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития самостоятельности, инициативы, ответственности, риска, активного поиска, динамичности, мобильности». Однако современные условия предпринимательской деятельности в Росси затруднены. Об этом говорят предприниматели-члены Торгово-промышленной палаты РФ. На вопрос: "Как Вы оцениваете существующие в стране условия для развития предпринимательства?", "удовлетворительные" ответило 39 % опрошенных, а "плохими" условия назвали 61 % опрошенных . Это еще раз подтверждает, что, не учитывая опыт наших предков, ставивших перед собой аналогичные цели и действовавших в том же направлении, что и современные предприниматели, без своих исторических корней предпринимательство повторит уже сделанные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Учебники, монографии, брошюры

 

1)  Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005.

 

2)  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

 

3)   Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

 

4)  Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. Экономическая теория, М.: Экзамен, 2005.

 

5)   Гущин В.В., Дмитриев Ю.А.) Российское предпринимательское право»М.: Эксмо, 2005.

 

6)   Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности), 8-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007.

 

7)   Исаев И.А. История государства и права России. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.

 

8)  Касьянов А.В. «Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги» Полное практическое руководство. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

 

9)   Круглова Н.Ю. Основы бизнеса, М.: Изд-во РДЛ, 2005.

 

10)Савченко П.В. Национальная экономика. М.: Экономистъ, 2005.

 

11) Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. «Микроэкономика» 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2008 г)

 

12) Плотницкий М. И., М. Г. Муталимов, Г. А. Шмарловская и др Экономика: Учебное пособие /.; Под ред. М. И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002.

 

13) Экономика: Учебник для юристов / Под ред. доктора экономических наук, профессора Валового Д. В. - М.: Издательство «Щит -М», 2002.

 

Электронные ресурсы

 

14)    www.alleng.ru/d/jur/jur314.htm

 

15)    http://biz.lpros.ru/4.htm

 

16)    http://www.msochi.narod.ru/013/013_021.html

 

17)    http://www.regnum.ru/news/1127634.html

 

18)    http://www.siora.ru/en/node/1965

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А «Виды предпринимательской деятельности ».

 

 



Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства