Облик российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - составить образ современного российского частного предпринимателя и его деятельности.
В рамках этой цели можно выделить следующие задачи:
Обзор научной литературы, направленный на представление о предпринимательстве и предпринимателе в целом;
Поиск и анализ исследований, посвященных российскому предпринимательству, для выявления специфических черт российского частного предпринимателя и его деятельности;
Проведение в рамках данной работы эмпирического исследования, направленного на выявление образа частного предпринимателя и его деятельности на основе представлений самих предпринимателей о себе.

Оглавление

Введение
Глава I
1. Демографические параметры:
2. Экономические факторы:
3. Образ и стиль жизни:
Внешняя сторона рынка.
Выбор.
Риск.
Самостоятельность.
Взаимоотношение с окружающими.
Заключение.
список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 

 

" Приезжаю в Москву. […] У меня шок был, во-первых. И столько всего, чего я никогда не видела, мне все нравится. А мамка мне только и говорит:" Это не бери. Это не бери. Это не бери." Мам, дай-ка я это возьму, оно такое красивое. Ну и набрала. А по тем временам это было 900 рублей... 900 тысяч... 90... Как в рублях тогда было? Да. 90 тысяч значит было. Вот. Ну и ниче. Первое плохо было." (Г.Яр.)

 

"Страшно было, когда я начала ну здесь работать. Я начала для белья вот что-то возить, когда я вот... ну, белье, оно ж как бы дешевое было. Сколько там лифчик стоил... Рублей сорок, ну... ну даже... я... наверное, так прибалтийское стоило. Потом, вот, когда я стала турецкие там, китайские, там, стала заниматься. Он снова так стоил, 50 рублей. 50 рублей стоил турецкий, китайский лифчик. 50 - трусы там, стоят, 40-30... А когда я привезла свитерочки какие-то, рубашечки, которые стоили триста рублей, мне казалось, что их никто не купит (хохочет) за такие деньги. Что это бешенные... Вообще, первые кофточки, которые я привезла, стоили 150 рублей. 120-150, в таком вот пределе. Брала я их только по рекомендации сестры Иры. Мы вместе... ну, в Москву иногда попадали. Она говорила, вот, бери эти, они у меня ушли. И я брала. Сама я ни шаг вправо, ни шал влево. потому что я боялась. Мне казалось просто, что я что-то такое привезу, чтобы у меня купили? Не-е-е! Это только если мне нравиться, это никому больше не нравится." (О.В.)

 

"Сначала по маленькой сумочке... Ма-а-аленькие были. Ты что. Ну, где-то было... (показывает на своих сумках) вот настолько меньше. Вот настолько меньше. Еще, не помнишь, была такая трехэтажная такая, черная? Вот она такая для меня большая казалась и, вот, такая вот поменьше. Она у меня... ну, на величину вешалки, короче. Вот вешалки, так у меня вот, вот, вешалки в ней хранились. Вот, примерно, с такими ездила." (Г.Як.)

 

"Потом приехала сюда, случился кризис. Я тоже попала, там, потеряла деньги. Ну, из-за товара, потому что он стал очень дорогим, и я не смогла даже закупку окупить. У меня осталось много неликвидов ( товар, который долго не удается продать) с этой поры, вот именно с Мурманска." (О.В.)

 

"В общем, что... те деньги, которые я вложила, я не потеряла. Но я и ничего не заработала. Вот. И-и-и, в итоге, я просто поменяла направление. Я стала заниматься одеждой." (О.Г.)

 

А первый заработок оценивается как очень низкий, которого хватает на удовлетворение основных потребностей, на элементарное выживание:

 

"В общем-то, я ничего не заработала на тот момент. Единственное, что я заработала это... Я жила, платила... оплачивала свои расходы, там, квартиру, проезд, еду, одежду... То есть, это в общем-то все, на что мне хватало денег. Вот." (О.Г.)

 

"Сначала работала на продуктах. Поскольку я не могу обманывать людей, я получала очень небольшую...ну как бы, очень мизерные деньги. Ну, я была счастлива в принципе и тому, что было. На кусочек хлеба хватало." (Н.Г.)

 

"Ну, я и не говорю... ну, я говорю, что там не хрен-то и деньги были. Там на жизнь хватало, на жизнь и на квартиру." (О.В.)

 

 

Самостоятельность.

 

Наработав необходимый механизм работы: " чем торговать - где закупать - где торговать", то есть, освоив все соответствующие торговые операции предпринимательницы, начинают проявлять интерес к этой деятельности не только как способу заработать на существование как в первое время. Проявляется интерес к предпринимательской деятельности и как способу реализовать себя, свои способности в этом мире. Появляется осознание того, что предпринимательство дает им определенную свободу и возможность выбора: ЧП сам выбирает время, место торговли, оплату труда, продолжительность рабочего дня.

 

 

" Ну, Господи, почему мне еще понравилось, потому что (..) Ну, во-первых, это э-э как... ну, творчество в этой работе, свободный график и отсутствие какого-либо руководства. Ну короче, вот... ты, все от тебя зависит, что хочешь, то и делаешь (смеется). Это все.

 

[…] Я вот работала, ничего больше не делала. Вот, (перечисляет) на рынок выходила каждый день, в любую погоду, там... Вот тебе и свободный график. Но ты знаешь, я была очень сама себе удивлена (смеется), что я так могу работать. Потому что я не представляла, что я с таким рвением могу относиться к своей работе, когда работала на кого-то. То есть на... на практике когда я была, для меня это было просто каторга ходить на работу. " (О.В.)

 

"А я посмотрела по записи в тетради, я от силы работала две недели в месяц. От силы десять дней в месяц я работала. Я работаю столько для того, чтобы мне прожить и жить. […] Вот так посмотришь, иной раз я и не выхожу. И в плохую погоду бывает не выхожу, и настроение плохое - не выхожу, и болит - не выхожу. Так что не напрягаюсь особо. Но... приходится." (Г.Як.)

 

 

Таким образом, формируется чувство собственной значимости, изменение своего статуса с низких позиций на более высокие:

 

 

"Не, на самом деле просто, если раньше я не могла а-а отказать покупателям в обслуживании, я была обязана это делать, я была продавцом, нанятым на работу, человеком, который просто выполняет свои обязанности, то сейчас я могу человеку просто отказать в обслуживании. Потому что (..) имею на то законное право. Я имею на то законное право и имею не то настроение, чтобы активно общаться." (О.Г.)

 

"Ко мне одна женщина пришла, попросила денег. Дай мне, пожалуйста, говорит, денег. До получки. Я говорю, а че. Она говорит, представляешь, уже второй месяц зарплату не дают. Не... может месяц, а может два. Я сейчас уже не помню. По-моему два. Точно я не помню. Не дают зарплату, да. И я дала. Потом еще одна пришла. И я ей тоже дала. И что-то меня такая гордость, что я, вот, такая нищая была и вдруг вот у меня стали просить. И я думаю, а что я должна есть. Почему я должна стесняться. Я же себе на хлеб зарабатываю, самостоятельно. Я ни у кого ничего никогда не просила." (Г.Яр.)

 

"Опять же, нужно выделить продавца-собственника. Это несколько иной уровень - такая купеческая гильдия, какая бы она не была." (Н.Г.)

 

 

Взаимоотношение с окружающими.

 

Однако, не смотря на рост чувства собственной значимости у предпринимателей проявляется некое противоречие в их восприятии самих себя в этой роли: они ощущают определенную ущербность своих позиций, своего статуса. То есть их отношения с внешним миром достаточно напряженные. Во-первых, это проявляется в отношениях с покупателями:

 

 

"Кто там "челноки", кто "тряпошники", кто "мешочники", кто еще как назовет. Ну, так ты ж иди сюда. А они же не идут. (..) Вот вы там перепродаете. Я говорю, так я что гуманитарную сюда помощь везу. Я.. с какой стати. Я же должна заработать, правильно." (Г.Як.)

 

" Но у них почему-то есть такое понятие, что мы, там, деньги лопатами гребем. А то, что налоги, расходы, все такое прочее, они как-то это все и не считают. А продавцы, между прочим, это не роскошь. " (Г.Яр.)

 

 

Во-вторых, напряженность проявляется в понимании информантами собственного места в самой торговле, в бизнесе в целом. В данном случае это видно из рассказов об взаимоотношениях с единственным крупным не продуктовым магазином Универмаг. Респонденты признают не престижность рынка по сравнению с Универмагом. Не престижность эта выражается в том, универмаг предпочитают люди более обеспеченные, а уличный рынок удовлетворяет потребности среднестатистического потребителя:

 

"Есть такие, что носочки за 10 рублей он никогда не купит, он считает ниже своего достоинства. Я, например, знаю женщину, которая никогда не ходит ни в "Большевик и-и-и ни вот по рынкам. Она ни ходит. Она чисто всегда ходит покупать в Универмаге. Я говорю, там то же самое, что и в "большевике". Она говорит, ну и что. Мне цивильнее купить в магазине. Я, говорит, пусть переплачу... Я говорю... Да у меня такие туфли стоят - 350 рублей, а там - 950. Ну и что. У меня есть деньги. Я пойду куплю в магазине." Г.Яр.

 

"... Многие (покупатели) перебрались с нами с того рынка... ну скажем с рынка в универмаг. А-а, появились другие покупатели, которые говорят: "Рынок ??? Что вы, что вы." Н.Г.

 

" Есть люди для которых рынок - это норма, а универмаг ... Кто- то побоится туда даже зайти. Особенно, спуститься на нижний этаж, который сделан под евро ремонт. Это даже не элита (про продавцов), просто люди там чувствуют себя очень не уютно. Даже я работая в нем, стараюсь на спускаться туда. И вот я говорю, что люди которые ходят на рынок, для них универмаг - это что-то такое неприятное." (Н.Г.)

 

К этому добавляется понимание того, что уличный рынок не только в городе Кировске имеет более низкий статус по сравнению с магазинами и, уж тем более, с универмагом. Что рынок вообще имеет достаточно низкий статус по сравнению с другими формами частнопредпринимательской деятельности:

 

"Рынок - это помойка. К нам москвичи приезжают: "Ой, как у вас все дешево! А у нас так дорого.". Я говорю, не в те места ходите. И потом: "Ой, рынок ... Ну нет, вдруг там плохой товар подсунут ...". Я, как товарищ, занимающийся этим всем, могу сказать, что практически половина товара, ... ну, конечно, там есть и получше ... ну, получше можно и на рынке найти, если поискать ... Половина товара в Москве - тот же самый рынок. Только разница в том, что люди не ходят на рынок. Рынок - это помойка. Это прямо звучит во всех устах, во всех." Н.Г.

 

То есть перед нами раскрывается некий феномен восприятия предпринимательской деятельности самими предпринимателями: предпринимательская деятельность это, с одной стороны, возможность самореализоваться как в самом бизнесе, так и в жизни, это возможность изменить свое экономическое и социальное положение. Но с другой стороны, эта деятельность имеет низкий статус не только в представлениях потребителей, тех людей, которые посещают этот рынок, но и в восприятии самих частных предпринимателей. Следует отметить, что этот момент тесно перекликается с результатами исследования Радаева.

 

С ростом числа успешных практик в предпринимательской деятельности, то есть с успешным развитием дела появляется еще одна очень интересная черта образа предпринимателя - жадность. В некоторых текстах об этом говорится напрямую:

 

"Ну, я тебе могу сказать не только насчет деревяшки, а, вообще, очень многим хм торгашам свойственна жадность... сложно делиться деньгами..." (О.Г.)

 

Некоторые говорят об этой жадности оговариваясь:

 

"И потом он говорит, давай, говорит, наймем человечка, посмотрим как это. А мне как-то жадность... Не то, что жадность…" (Г.Яр.)

 

 

Образ предпринимательства

 

Обобщая все вышесказанное можно сконструировать следующий образ предпринимательской деятельности.

 

Частнопредпринимательская деятельность в городе Кировске развивается достаточно быстрыми темпами и с каждым годом число ЧП растет. Однако, в силу определенных особенностей российского экономического и социального развития этот вид деятельности в представлении как потребителей, так и самих предпринимателей имеет скорее негативный окрас. На основе анализа текстов работников исследуемого рынка можно сказать, что предпринимателями люди становятся в том случае, если остаются без работы и/или без средств к существованию. Влияние этого негативного представления прослеживается и в чувстве дискомфорта при первом выходе на работу на рынок. Кроме того это можно наблюдать и во взаимоотношениях предпринимателей с окружающим миром. В понимании ЧП люди склонны предвзято судить о предпринимательской деятельности: они недооценивают те трудности и риски, с которыми постоянно имеют дело предприниматели, Они видят только одну сторону дела - прибыль. Работники рынков характеризуют свою статусную позицию по отношению к другим формам предпринимательской деятельности как низкую. Это проявляется в том, как ЧП оценивают статусные позиции своих потребителей и потребителей товаров и услуг более крупных организаций. Но не смотря на перечисленные моменты, наблюдается рост чувства значимости собственной деятельности у торговцев уличного рынка. Это и связано и с успешной торговой практикой и с осознанием того, что они осуществляют свою деятельность самостоятельно, без чьего либо руководства и указаний, с пониманием того, что успешность выбранного дела целиком и полностью зависит от них самих. То есть, если изначально основным мотивом предпринимательской деятельности выступала исключительно материальная выгода, то теперь это возможность само реализоваться и самоутвердиться.

 

Кроме того предприниматели выделяют такую черту, которую они воспринимают как одну из характеристик стиля предпринимательской деятельности, как жадность. Причем, насколько можно судить по текстам, эта черта наживная и соответствует образу именно ЧП и его работе.

 

Но здесь намечается другая тенденция, достаточно новая для феномена российского предпринимательства. Появляется новый тип предпринимателя - новатора, на которого существующие негативные стереотипы не оказывают никакого воздействия. Мотивом, побуждающим к предпринимательской деятельности, выступает в первую очередь потребность реализовать свои возможности и способности, почувствовать собственную значимость. И этот новый тип предпринимателя формируется в первую очередь образованием.

 

 

Заключение.

 

В самом общем понимании, предприниматель - это особый психологический тип формируемый всем укладом рыночной экономики. Его деятельность, прежде всего, направлена на получение и максимизацию прибыли. Это его основополагающая функция. Одной из главных черт предпринимателя является предприимчивость. Это способность человека достигать конкретных целей в различных сферах общественной жизни.

 

Еще одна отличительная черта предпринимателя -самостоятельность, так как предпринимательство - всегда деятельность, осуществляемая на свой страх и риск.

 

Кроме того, предприниматель в современном мире - личность творческая, новаторская. Это человек инициативный, изобретательный, находчивый и всегда готовый к принятию нестандартных решений.

 

А успешная частнопредпринимательская деятельность в условиях выступает в качестве "социального лифта": предприниматель способен изменить не только свое материальное благополучие, но и статусное положение в обществе.

 

Согласно результатам исследований по российскому предпринимательству, можно выделить следующие специфические черты современного ЧП.

 

Частными предпринимателями в нашей стране становится в основном наиболее активная часть населения, неудовлетворенная своим социальным и экономическим положением.

 

Согласно этим исследованиям, это, как правило, мужчина среднего возраста с высшим техническим образованием.

 

Российское предпринимательство - относительно молодая (по времени своего существования) социальная группа. И поэтому большая часть общества пока еще не определилась в плане отношения к ним: отношение к предпринимательстве колеблется между двумя крайними позициями - от полного неприятия до искренней поддержки предпринимательской деятельности. Так по результатам опроса занятого населения в октябре 1991г. 52% опрошенных ( из 1175 человек 252 эксперта из 10 регионов России) одобряют развитие частного сектора, а 39% указывают на необходимость его ограничить.[9 ]

Информация о работе Облик российского предпринимателя