Облик российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - составить образ современного российского частного предпринимателя и его деятельности.
В рамках этой цели можно выделить следующие задачи:
Обзор научной литературы, направленный на представление о предпринимательстве и предпринимателе в целом;
Поиск и анализ исследований, посвященных российскому предпринимательству, для выявления специфических черт российского частного предпринимателя и его деятельности;
Проведение в рамках данной работы эмпирического исследования, направленного на выявление образа частного предпринимателя и его деятельности на основе представлений самих предпринимателей о себе.

Оглавление

Введение
Глава I
1. Демографические параметры:
2. Экономические факторы:
3. Образ и стиль жизни:
Внешняя сторона рынка.
Выбор.
Риск.
Самостоятельность.
Взаимоотношение с окружающими.
Заключение.
список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 189.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический Университет»

 

 

 

 

Институт

дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЛИК РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

 

Реферат

 

по дисциплине:

История предпринимательства


 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

 

студент группы

З-3В11

 

Думбинский Михаил Магадинович

 

22.04.2012

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

 

Н.В. Трубникова

преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск ¾ 2012


ОБЛИК РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

 

Введение

Глава I

1. Демографические параметры:

2. Экономические факторы:

3. Образ и стиль жизни:

Внешняя сторона рынка.

Выбор.

Риск.

Самостоятельность.

Взаимоотношение с окружающими.

Заключение.

список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предпринимательство, понимаемое как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на получение прибыли, существует везде, где люди по собственной воле производят товары и оказывают услуги. Кроме того, предпринимательство - интеллектуальная деятельность, связанная с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым.[13]

 

Предпринимательскую деятельность связывают с понятием экономической свободы. Эта свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу. Так же она дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей.[ 13]

 

Среди немалого разнообразия форм предпринимательства, индивидуальное (частное) предпринимательство является наиболее распространенным типом бизнеса в странах с рыночной экономикой. Более того, индивидуальное предпринимательство давно уже стало неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. [12] Оно выполняет ряд важнейших социально-экономических функций, таких как формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.

 

В России же частное предпринимательство находится в стадии становления. Это тот сектор экономики, который буквально порожден реформами. Кризис экономики в России начала 90-х годов выявил необходимость и объективные условия для инноваций, потребность перемен.[ 6] Кроме того, ухудшение материального положения людей, условий труда и угроза безработицы поставила наиболее активные слои населения перед выбором новых поведенческих стратегий, стратегий выживания.

 

Таким образом, на начало реформ 90-х годов в России пришелся мощный приток людей в частное предпринимательство. Согласно статистике, за 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. А число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами статистики, к началу 1999 года составило порядка 136 тыс. человек ( однако, по оценке специалистов Госкомстата России, фактически их в 5-6 раз больше).[12 ]

 

Становление и развитие в нашей стране индивидуального предпринимательства, а так же появление такой социальной группы как предприниматели вызвало рост интереса исследователей к изучению этого явления. Однако, можно говорить о том, что на сегодняшний день исследований, посвященных современному российскому предпринимательству, образу предпринимателя и его деятельности не так уж много.

 

Цель данной работы - составить образ современного российского частного предпринимателя и его деятельности.

 

В рамках этой цели можно выделить следующие задачи:

Обзор научной литературы, направленный на представление о предпринимательстве и предпринимателе в целом;

 

Поиск и анализ исследований, посвященных российскому предпринимательству, для выявления специфических черт российского частного предпринимателя и его деятельности;

 

Проведение в рамках данной работы эмпирического исследования, направленного на выявление образа частного предпринимателя и его деятельности на основе представлений самих предпринимателей о себе.

 

Изначально предпринимательство являлось предметом изучения экономических наук как одна из форм экономической деятельности. Поэтому для получения общего представления о предпринимательстве и предпринимателе автор обращался к экономической литературе.

 

Термин "предприниматель" был введен Р. Кантильоном. В работах других экономистов [9] разрабатывался и дополнялся образ предпринимателя и его сущностные черты. Первое научное исследование предпринимательства осуществил Й.А. Шумпетер. Он же вводит фигуру предпринимателя в экономический анализ, наделяя ее определенными специфическими характеристиками.[14]

 

Среди отечественных исследований в области социологии предпринимательства наибольший интерес представили работы таких авторов как Радаев В.В., Бабаева Л.В., Грищенко Ж.М., Глазырина В.В., Панеях Е.Л., Ивлева И. Эти работы создают социальный портрет российского предпринимателя, его внешние характеристики (демографические, социально-экономические), специфические черты.

 

Кроме того, в рамках данной работы было проведено исследование, целью которого было выведение образа частного предпринимателя на основе представлений предпринимателей о самих себе.

 

Согласно феноменологической концепции, мы живем в само собой разумеющемся предпосылаемом мире смыслового опыта, который Гуссерль называет жизненным миром. Этот мир прост, утверждается сам собой и кажется, не требует никакого дальнейшего объяснения.

 

Смысловая структура мира есть одновременно конституция и конструкция, то есть этот он и существует в сознании человека и конструируется им. Мы просто переживаем его, не пытаясь о нем размышлять. Эти переживания накапливаются. Если всплывает новая ситуация, в которой вспоминается первое переживание, возникает опыт. Опыт есть пред понятие всех "рефлексивных обращений" Я к своим "текущим переживаниям". Опыт не только сохраняется, но обобщается при сопоставлении его с другим опытом. Лишь тогда он обретает смысл. Опыты направлены не на прошлое, а на будущее, порождая типичное ожидание из типичного опыта. Ожидание является чем-то вроде пред воспоминания о действии, которое сложилось в будущем. Шюц назвал это пред воспоминание проектом.[1]

 

Такая типизация, воспринимаемая как общая для всех взаимодействующих индивидов, позволяет человеку не только ориентироваться в данной ситуации, но и проектировать будущие.

 

Иными словами, люди конструируют социальную реальность, создают в своем сознании образы себя, своей деятельности, окружающего мира, своего места в этом мире. А жизненный опыт человека в зафиксированном виде есть не что иное как биография.

 

Таким образом, через анализ биографий предпринимателей представляется возможным вывести образ современного частного предпринимателя и его деятельности.

 

Заключительным этапом данной работы будет совмещение всех предыдущих результатов, то есть построение теоретической модели - образа российского предпринимателя.

 

 

Глава I

 

Предпринимательство. Основные представления.

 

Как уже говорилось ранее, в широком значении предпринимателем в обыденной жизни часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организовывает и т.п.), т.е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели - максимизации прибыли.

 

В таком понимании предпринимательство начало зарождаться еще в средних веках. Первоначально предпринимателями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании предприятий (кустарных производств, мануфактур и других). История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с более ранними формами купеческого и банковского капитала. В период промышленного переворота конца 18 - начала 19 в. предпринимателями назывались преимущественно фабриканты.

 

Предпринимателями первоначально называли лицо ( реже группу лиц), вкладывавшее свои средства в создание какого-либо предприятия, преимущественно промышленного. На первых порах предприниматель выступал, как правило, как собственник капитала. Риск первых предпринимателей был ограничен суммой средств, вкладываемых в организацию фирмы. В те времена наибольшую трудность представляло накопление достаточных средств. В этих условиях первоначальный капитал по своему происхождению нередко связывали с разбоем и ограблениями ( и не без основания).

 

Сам термин "предприниматель" был введен экономистом Ришаром Кантильоном. Он предложил рассматривать в качестве предпринимателя такого индивида, который обладает предвидением и желанием принять на себя риск, устремлен в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход и готовностью к потерям. [9 ]

 

Изначально изучением предпринимательства и созданием образа предпринимателя занимались представители экономических наук. Так, например, Адам Смит выделил четыре фундаментальных свойства человеческой природы, проявляющиеся в предпринимательской деятельности:

 

1.склонность человека к торговле и обмену;

2.рациональный характер действий человека - способность осознавать выгоду;

 

3.утилитарность действий человека - подчиненность его интересов стремлению извлекать пользу из системы разделения труда;

 

4.бережливость - стремление сохранить и приумножить нажитое.

 

Д.Рикардо предложил рассматривать два основных общественных класса - предпринимателей и рабочих. Утверждение трудовой теории стоимости (труд рабочего - основной источник создаваемой в рамках производственного процесса стоимости) способствовало умалению социальной роли предпринимательства.

 

Ж. Симонди выдвигал идею о том, что источник прибыли и сверхприбыли -наемный труд рабочих, которым в итоге достается лишь прожиточный минимум. Предприниматели склонны бездумно вкладывать полученную сверхприбыль, ограничивая оплату рабочей силы, в расширение производства, приводящее к обнищанию масс.

 

Наиболее критично и подробно эти взгляды были обоснованы в работах К.Маркса "Капитал" и труда американского экономиста и социолога Т. Веблена. Последний рассматривал предпринимателей не только как праздный класс, но и как вредный для общества. Предприниматель у Веблена смотрит на доход как на добычу, трофей, которые показывают его предпринимательскую исключительность. А проявление праздности Веблен видит в следующих моментах:

 

1.предприниматели не могут действовать максимально рационально, так как скованы нормами социальной системы;

 

2.использование прислуги в домохозяйстве в большей степени вызвано не необходимостью, а соответствием социальному статусу;

 

3.феномен уровня жизни буржуазии: доступ к источникам высоких доходов - это высокие расходы, граничащие с расточительством.

 

С момента появления "Протестантства этик и духа капитализма" М. Вебера (1921 г.) и "Буржуа" В. Зомбарта (1913 г.) можно говорить о росте интереса социологии к данному явлению. Именно эти работы, а также книга Й. Шумпетера "Теория экономического развития" (1934 г.) заложили основы социологического подхода к анализу предпринимательства.

 

Считается, что именно Шумпетер впервые осуществил научное исследование предпринимательства [ 13]. Он предложил рассматривать предпринимательство как отдельный феномен, не сводимый напрямую к феномену капиталистического производства или бизнеса. Он ввел в экономический анализ фигуру предпринимателя, Новатора, как его называл Шумпетер. Роль Новатора - в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства. Эти новые сочетания и есть нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. [14 ]

 

Й.Шумпетер впервые вывел развернутую концепцию неэкономических мотивов предпринимательства:

Информация о работе Облик российского предпринимателя