Облик российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - составить образ современного российского частного предпринимателя и его деятельности.
В рамках этой цели можно выделить следующие задачи:
Обзор научной литературы, направленный на представление о предпринимательстве и предпринимателе в целом;
Поиск и анализ исследований, посвященных российскому предпринимательству, для выявления специфических черт российского частного предпринимателя и его деятельности;
Проведение в рамках данной работы эмпирического исследования, направленного на выявление образа частного предпринимателя и его деятельности на основе представлений самих предпринимателей о себе.

Оглавление

Введение
Глава I
1. Демографические параметры:
2. Экономические факторы:
3. Образ и стиль жизни:
Внешняя сторона рынка.
Выбор.
Риск.
Самостоятельность.
Взаимоотношение с окружающими.
Заключение.
список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

1.

 

стремление иметь "свою империю" - господствовать на фирме, конструировать, строить предприятие, соответствующее собственным запросам, потребностям и ценностям;

2.

 

воля к победе это возможность в рамках собственного "дела" доказать собственную состоятельность, самореализоваться;

3.

 

радость творчества - возможность заниматься любимым делом, полностью соответствовать индивидуальным интересам и установкам, возможность видеть конкретные результаты собственных усилий.

 

Концепция В.Зомбарта рассматривает предпринимателя как совокупность личностей с различными и иногда даже противоположными качествами. Совокупность таких качеств называется духом буржуа, который содержит два противоположных начала: 1) дух предпринимательский формирует предпринимателя; 2) дух мещанский - мещанина. При доминанте предпринимательского духа выделяется множество различных предпринимателей, а если доминирует мещанский дух, то появляется буржуа - мещанин, который независимо от национальных различий, всегда на "одно лицо".Фактически получается, что современный предприниматель -фигура двуликая.

 

Историк-социолог М.Вебер использовал методологию "идеальных типов" и предложил такую концептуальную схему, по которой капиталистическое предприятие имеет конечной целью не производство определенного количества продукта потребления, а неограниченное воспроизводство самого производственного процесса (или торгового). Дух капитализма - это определенный тип мышления, для которого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии.

 

Кроме экономистов и социологов немалый интерес к образу предпринимателя проявляют и психологи. Среди выдвинутых ими объяснений специфических особенностей предпринимателя наибольшую популярность обрела концепция Д. Макклелланда, связывающего появление предпринимателей с повышенной потребностью в достижении. Это "нечто в крови", оказывающееся сильнее природной лени и важнее простой жажды наживы и общественного признания.[ 9]

 

Среди современных авторов выделяют следующие теории.

 

Экономист австрийской школы Ф. Хайек большое внимание уделяет социально-политическим аспектам предпринимательства. Свобода предпринимательства способствует формированию человека нового типа с инновационной восприимчивостью, толерантностью и индивидуализмом. В условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры даже простое поддержание уровня благосостояния требует от определенной части общества непрерывной смены деятельности. Институт предпринимательства, по мнению Хайека, представляет собой "социальный лифт": позволяет человеку изменить не только уровень благосостояния, но и социальный статус (как бы способствует его социальной мобильности).

 

Хайек выводит мысль о том, что социальная защищенность трудящихся масс противопоставлена предпринимательской инициативе, независимости, риску и ответственности и представляет собой путь в тоталитарное государство.

 

В концепции "единого индустриального общества" американского социолога-экономиста Дж. Гелбрейта предприниматель классического типа сегодня отстранен техноструктурой - высшим менеджментом и специалистами среднего уровня, организующими и управляющими предприятиями. Новых управляющих отличает совсем иная система ценностей: им чужды риск, индивидуализм, соперничество, стремление к получению прибыли и жесткость. На первый план выходят стремление работать в команде, знание ценности сотрудничества, стремление к стабильности работы фирмы и гарантий сохранения социального статуса.

 

То есть, по мнению Гелбрейта, произошла замена капиталистического слоя на современную техноструктуру.

 

Со второй половины 70-х интерес к предпринимательству возобновился. Связано этой с появлением большого числа мелких фирм. Отсюда, центральными темами исследований того периода являются вопросы выживания мелких фирм, конкурентоспособности малого бизнеса и крупных фирм в условиях современной экономики. [9 ]

 

 

Образ российского предпринимателя в современных исследованиях.

 

До начала 90-х годов исследования российского предпринимательства спросом не пользовались по причине отсутствия интереса к этой теме. В современных развитых странах предпринимательство является неотъемлемой частью экономики, а предприниматель воспринимается как " не только профессия, но и определенное специфическое состояние с определенными наклонностями, порождаемое комбинацией социальных сил и социальных обстоятельств, но отнюдь не только специальным профессиональным обучением". [13 ] В некоторых случаях говорят о культе образа предпринимателя в Западных странах. [12 ]

 

Однако для России характерна совсем иная картина, отчасти обусловленная тем, что в нашей стране предприниматели являются относительно новой, "молодой" социальной группой. А это в свою очередь связано с особенностями экономического развития страны в целом. Предпринимательство фактически существовало и в недрах системы централизованной плановой экономики того периода, однако оно носило больше девиантный характер. То есть официально предприниматели как группа не существовали [9 ]. Но реформы 90-х годов в корне изменили ситуацию - они послужили как бы спусковым крючком для развития в нашей стране предпринимательства. Массовость этого явления в свою очередь стало причиной роста исследовательского интереса к этой тематике.

 

Одним из первых эмпирических исследований в этой области является социологический российско-американский проект "региональные особенности развития малого бизнеса в СССР" ( руководители Л.В. Бабаева и Л.Нельсон). [9 ]

 

1. Основные результаты:

 

выделены 4 основных качества российских предпринимателей:

 

способность "плыть против течения";

 

способность устанавливать контакты и влиять на людей;

 

полная самоотдача в интересах дела;

 

готовность к повышенному риску;

 

 

2.определены 2 главных мотива предпринимательской деятельности:

 

возможность самореализации - творческий характер работы, способность свободно принимать решения, независимость (65% опрошенных);

 

высокий доход (20% опрошенных)

 

В 1991-1993 годах было проведено российско-французское исследование российского предпринимательства "Новые социальные движения в России". [4] Результаты этой работы позволили вывести некоторый социальный портрет предпринимателей по следующим характеристикам:

 

1. демографические параметры:

 

-в возрасте 25-35 лет - более 50%; в возрасте 36-45 лет - около 30%; старше 45 лет - не более 20%.

 

-женщины предприниматели составляют не более 10% от общего числа предпринимателей.

 

-с высшим образованием - 70-80% предпринимателей ( преимущественно выпускники технических вузов), а ученую степень имеют 7-10%.

 

2. экономические факторы: у предпринимателя рост доходов опережает рост цен; расходы на питание составляет менее 50% доходов семьи; у них сохранился высокий уровень транспортных расходов и расходов на строительство и ремонт жилья, возросли расходы на сферу досуга.

 

3. образ и стиль жизни:

 

- рабочий день 12-13 часов;

 

- скромность в быту и повседневной жизни.

 

Исследователи выделяют следующую типологию мотивации деятельности:

 

ориентация на улучшение материального положения;

 

желание реализовать свои профессиональные идеи либо общественно-политические убеждения;

 

стремление найти свое лицо;

 

стремление найти свое место в бизнесе.

 

Среди отечественных исследователей в области социологии предпринимательства можно отметить Бабаеву Л. В., Грищенко Ж. М., Заславскую Т. И., Радаева В. В., Смолькова В. Г.

 

Интересный образ отечественного предпринимателя сконструировал в одном из своих исследований РадаевВ.В. [10 ] Он и коллектив исследователей провели опрос российских экспертов в области теории и практики предпринимательства. Этот опрос был направлен на то, чтобы суммировать взгляды, "которые высказываются в настоящее время по поводу состояния предпринимательств в России, выявить концептуальные рамки, в которых рассматривается это предпринимательство".

 

Группа опрошенных экспертов (всего - двадцать семь человек) включает: исследователей и консультантов предпринимательских структур из шести академических и двух правительственных институт в (8 человек); специалистов, сочетающих исследовательские и предпринимательские функции (4 человека); "чистых" предпринимателей (11 человек); представителей аппарата государственного управления (4 человека).

 

По результатам опроса было сконструировано два портрета современного российского предпринимателя, составленные из наиболее значимых по частоте упоминаний черт. Это мужчины средних лет, оба с высшим техническим образованием, но пришедшие к предпринимательству достаточно различными путями.

 

Один из них чуть постарше. Еще недавно он был руководителем госпредприятия, которое ныне подвергнуто приватизации. Так что сегодня он одновременно и директор, и один из собственников этого нового предприятия. Утилизируя, таким образом, государственные ресурсы и используя свои личные связи с директорами других предприятий, распорядителями в банках, представителями местных органов власти, он в общем продолжает заниматься своим прежним делом. Он хороший знаток производства, технократ по мысли и действию. Хотя сейчас жизнь все более толкает его в область финансовых и коммерческих вопросов.

 

Второй - вчерашний специалист бюджетной организации - начинал с нуля, но попал в нужную струю. Успев взять когда-то еще дешевый кредит и выкупив полу списанное оборудование, он начал развивать производство какого-то дефицитного вида продукции. Но затем перед лицом экономических трудностей, вынужден был все более переключаться на чисто торговые и посреднические операции. Чтобы выжить, он вынужден браться за множество разнообразных проектов, из которых одна десятая, в лучшем случае, обещает какой-то успех.

 

Их многое объединяет. Оба погружены в работу, в поиск новых деловых контактов. Оба активны, обладают достаточной уверенностью в собственных силах и профессиональных возможностях (даже в тех областях, где ими не обладают). Проявляя выраженные черты авторитарной личности, они ищут надежности и личной преданности в своих подчиненных. Только второй сам подбирает своих немногочисленных подчиненных среди друзей и знакомых. Первый же в силу размеров предприятия должен использовать кадровую службу, прибегать к поиску работников через объявления и т.п.

 

Оба стараются в принципе (хотя и не всегда удачно) избегать явных нарушений существующего законодательства. Хотя особенно не церемонятся в тех случаях, когда можно обмануть государство. И не останавливаются перед подкупом нужных должностных лиц.

 

Изменения в их потребительских предпочтениях не столь значительны с качественной точки зрения, хотя уровень жизни в целом возрос. При этом первый держится на людях более скромно, второй же более склонен к престижному потреблению и пытается создать несколько преувеличенное впечатление о собственном благополучии.

 

Будущее первого в целом обеспечено. Перспективы второго более туманны. Не исключено, что в один прекрасный день ему придется свернуть дела, уступив место более напористым и менее склонным к идеализму субъектам.

 

Радаев подмечает такую черту российского предпринимательства как особое отношение к закону, криминалогенность российского бизнеса. Этой же теме посвящена работа Э.Л. Панеяха. [8 ]

 

В отношении "легального" статуса бизнеса он предлагает следующую классификацию.

 

"Зарегистрированный" - предприниматель, обладающий статусом юридического лица.

 

"Незарегистрированный" - предприниматель, не обладающий статусом юридического лица.

 

"Легальный" - предприниматель, деятельность которого находит адекватное отражение в налоговой отчетности. При этом не подразумевается, что он вовсе не уходит от налогов, а имеется в виду только то, что он в основном занимается той деятельностью, которую "показывает" в отчетности, и что большинство его операций находят отражение в отчетности.

 

"Нелегальный" - предприниматель, в основном проводящий незарегистрированные операции. Если при этом он обладает статусом юридического лица, который используется только для эпизодических нужд, предприниматель, обладающий статусом юридического лица, но посредством которого не проводится большинство реально идущих сделок, то такое юридическое лицо будет называться "фантомным".

 

"Пограничный" - предприниматель, имеющий легальный бизнес, но получающий значительную часть прибыли благодаря тому, что часть его операций проходит на легальном рынке, а часть на теневом.

 

 

Таков образ предпринимателя, составленный на основе результатов исследований, представляющих наибольший интерес для автора. Теперь дополним эту картину представлениями предпринимателей о самих себе. Глава II. Предпринимательство. Представления о себе.

 

Цель исследования - выяснить как предприниматели определяют сами себя и свою деятельность.

 

Российское предпринимательство на данный момент находится на стадии становления. Это достаточно новое для нашей страны явление. Поэтому исследований, направленных на его изучение существует не так уж и много. Кроме того, посвящены они в основном описанию общих социально-экономических черт российского предпринимателя.

 

Для проведения исследование был выбран биографический метод.

 

Любой человек в процессе своей жизни накапливает определенный опыт, который и определяет представление человека об окружающем мире, о себе и своей деятельности. Поэтому биография обязательно содержит в себе не только отдельные факты из жизни, но и этот образ себя.

 

Каждая социальная группа имеет общий социальный опыт: общие специфические переживания, сходные жизненные ситуации, возникающие в процессе совместной деятельности. Все это складывается в их "специфический жизненный мир"[ 11 Предприниматели (а в частности, работники уличной торговли, опыт которых будет рассмотрен в этой работе) составляют отдельную социальную группу, объединенную по критерию совместной деятельности.

Информация о работе Облик российского предпринимателя