Облик российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - составить образ современного российского частного предпринимателя и его деятельности.
В рамках этой цели можно выделить следующие задачи:
Обзор научной литературы, направленный на представление о предпринимательстве и предпринимателе в целом;
Поиск и анализ исследований, посвященных российскому предпринимательству, для выявления специфических черт российского частного предпринимателя и его деятельности;
Проведение в рамках данной работы эмпирического исследования, направленного на выявление образа частного предпринимателя и его деятельности на основе представлений самих предпринимателей о себе.

Оглавление

Введение
Глава I
1. Демографические параметры:
2. Экономические факторы:
3. Образ и стиль жизни:
Внешняя сторона рынка.
Выбор.
Риск.
Самостоятельность.
Взаимоотношение с окружающими.
Заключение.
список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 

Естественно, что каждый из предпринимателей имеет свой личный, особенный жизненный путь и индивидуальные особенности в восприятии и оценки этого пути. Однако, объектом данной работы это частное не является. Гораздо важнее тот общий опыт их жизни, который в свою очередь и создает образ предпринимательской деятельности.

 

Для проведения исследования были собраны фокусированных и биографических интервью у людей работающих на рынке.

 

В качестве информантов были выбраны пять женщин работающих на одном из рынков города Кировска, именуемом жителями "деревяшкой" ( все мужчины-ЧП к которым обратился автор от беседы отказались не объясняя причин). Именно эти женщины с больше охотой шли на контакт, были достаточно коммуникабельны, относительно давно работают на рынке и имеют наибольший авторитет среди "торгашей" (хотя бы потому, что все являются ЧП, что само по себе придает им большую значимость).

 

Кроме того, для того, чтобы полно представить образ предпринимателя, было проведено включенное наблюдение в период с 1999 год по 2001 на том же рынке.

 

 

Внешняя сторона рынка.

 

Результаты включенного наблюдения позволяют сделать следующие выводы о деятельности и структуре рынка.

 

Уличная торговля, как таковая, в городе Кировске развилась относительно недавно - в 90-х (приблизительно тогда же, когда и во всей стране). Время получения торговых паспортов, документов (или по крайней мере начало работы) приходятся на этот период - начало 90-х. Следует отметить, что число предпринимателей в городе Кировске постоянно растет.

 

Работников уличной торговли сразу можно разбить на две категории, которые и будут здесь рассматриваться:

 

- Частные предприниматели (ЧП)-"хозяева", или в простонародье торгаши, которые занимаются непосредственно закупкой товара на оптовых рынках ("оптовках") и его распространением непосредственно, либо через посредников.

-

 

ЧП-посредники, те кто занимаются распространением товаров. Это продавцы. Их так же называют.

 

С появлением уличной торговли появились и свои названия ЧП: "челноки", "барыги", "шмотошники" и так далее.

 

Следует сразу отметить, что "хозяева" статусно выше продавцов. Это своего рода "купеческая гильдия", элита торговли. Именно они основа и движущая сила уличной торговли и работы крытых рынков (нестационарной мелкорозничной сети). Кроме того, ЧП можно разделить по виду продукции, которую они распространяют. Официально это будут:

 

- ЧП занимающиеся распространением продовольственных товаров;

 

- ЧП, распространяющие непродовольственные товары.

 

Реально же ЧП делятся на:

 

вещевиков ( торгующие одеждой);

 

продуктовиков;

 

торгующие бытовой химией.

 

Наверное, продавцы, торгующие сигаретами, следует поместить вне классификации.

 

Так же можно классифицировать по способу оплаты труда:

§

 

продавцы, работающие за процент от суммы выручки ( "на проценте");

§

 

продавцы, работающие на окладе - зарплата не зависит от общей суммы выручки;

§

 

продавцы, работающие и не проценте и на окладе(это как правило продуктовики).

 

Считается, что первая группа продавцов работает гораздо лучше. Это объясняется тем, что труд людей стимулирован. Продавец осознает, что от его работы зависит его зарплата. Но иногда бывают и исключения. Большинство продавцов, работающих на уличных и крытых (подразумевается - вещевых) рынках стоят на окладе. И как правило, это где-то 1, максимум 2 тысячи рублей. Для многих "хозяев" эта наиболее удобная система оплаты - работа на проценте хоть и стимулирует продавцов, но все же обходится "хозяевам" дороже.

 

Если ранжировать непосредственно продавцов в городе Кировске по статусу в порядке возрастания, то:

 

продавцы рынков (вещевых и продуктовых, уличных и крытых);

 

продавцы магазинов;

 

продавцы магазина Универмаг.

 

Причем, последняя группа - тема отдельного разговора. О них можно говорить долго и много, благо что они сами постоянно дают для этого поводы.

 

Так же отдельный разговор и такая категория граждан (в нее входят, пожалуй, все люди без исключения) как покупатели. Рассмотрим их классификацию с точки зрения продавцов.

 

1 покупатели - "ходоки", те кто гуляют по рынку, заходят в каждую палатку или отдел, трогают, смотрят и уходят. Возможны ситуации, когда "ходоки" все-таки совершают покупки;

 

2 покупатели - скандалисты. они приходят на рынок, чтобы спустить пар, поскандалить, улучшить свое настроение. Создается впечатление, что это единственный для них способ поднять свой жизненный тонус;

 

3 покупатели - "аферисты". В эту группу можно включить так же и тех, кто промышляют воровством ради удовольствия или острых ощущений.

 

4 просто покупатели, цель прихода которых - купить;

 

К представителям каждой из этих групп и подход особый.

 

Основными, центральными темами, особо активно обсуждаемыми на рынке являются:

 

"налоговики" - работники налоговой инспекции;

 

деятельность ОАО "Апатит": когда начнут выдавать зарплату, на какое число назначены те или иные городские празднества (день Химика, день Шахтера, день города), календарные и государственные и т.д.

 

И от первого и от второго пунктов зависит не только торговля отдельно взятого ЧП, но и вообще деятельность всего рынка. Весть о приходе налоговиков распространяется от палатки к палатке очень быстро. Часть ЧП поспешно закрывают свои отделы (малая часть), часть сразу начинает обсуждать происходящее, гадать в хорошем ли расположении духа налоговые инспекторы, вспоминать либо смешные либо страшные ситуации встреч с налоговиками. Многие ЧП говорят, что налоговым инспекторам дается сколько человек пропустить, сколько оштрафовать, кого не трогать. Делятся знанием о том, кто из инспекторов лоялен к "торгашам", а кто "зверь лютый". Мало кто из ЧП не нервничает при таких проверках, но есть и такие. Бывают по рынкам и рейды представителей торгового отдела. Но это происходит реже.

 

Основными проблемными точками во взаимоотношениях между ЧП и органами власти выступают наличие на торговых точках "контрольно кассовых аппаратов"- кассы, проблема с документами как самих ЧП так и документацией на товар (накладные, сертификаты качества и т.д.).

 

Еще одна интересная тема - взаимоотношения ЧП-хозяев и ЧП-продавцов.

 

 

Внутренний текст предпринимателей.

 

Выбор.

 

У каждой из собеседниц до момента начала работы на рынке были различные наборы социальных практик. Так как информантов всего пять рассмотрим опыт, предшествующий выбору работы в качестве ЧП, каждой из них.

 

Одна из респондентов имела достаточно богатый опыт работы: поваром в военной части, на АНОФ1, методистом по саамской культуре в профессиональном театре "На Радищево" в Мурманске, санитаркой в больнице. А на момент выбора она являлась студенткой КФ ПетрГУ. Кроме того в тот момент у нее на попечении находился ее малолетний сын.

 

Другая собеседница работала официанткой в профилактории, поваром в детском саду, уборщицей, сигналисткой в подземке. А на момент выбора предпринимательской деятельности была пенсионером.

 

Следующая собеседница неожиданно "сорвалась" и уехала из родного города на юг:

 

 

"И: А в Краснодаре ты как оказалась?

 

Р: Ну, как я оказалась в Краснодаре... Поехала миллениум встречать. Я поехала встречать двухтысячный год, я поехала в гости к краснодарским друзьям. Отметила новый год... ну, и осталась жить. Мне понравилось.

 

И: А на работу куда устроилась, изначально?

 

Р: Изначально... в ночной клуб, официанткой. То есть, изначально, я просто была таким экс-студентом - бывшим студентом, который вылетел из университета и остался без работы. То есть, до этого я не работала нигде и некогда и я не знала как находить работу, вообще, как жить без помощи родителей. Вот. Это была такая экстремальная ситуация, когда оказываешься в городе, который за три тысячи километров от твоего родного дома, у тебя нет никакой помощи..." (О.Г.)

 

То есть девушка успела поступить в вуз, "вылететь" из него, поработать официанткой в ночном клубе.

 

Другой респондент перед выходом на рынок имел опыт работы в торговле. Только не в качестве предпринимателя, а продавцом в государственном магазине. Однако, по ряду причин она была уволена с последнего места работы. После этого женщина работала уже в другой сфере: бухгалтером в собесе.

 

Последняя из опрашиваемых отучилась в финансово-экономическом колледже и опыта работы, кроме учебно-производственной практики не имела.

 

Естественно, это обусловлено и разницей в возрасте, и различием прошлых статусов, и целым рядом прочих факторов. Здесь важно то, что к моменту выбора работы на рынке все рассказчицы подошли приблизительно одинаково.

 

По результатам исследований [Радаев] основными мотивами, побуждающими к занятию предпринимательской деятельностью выступают материальное вознаграждение, самореализация и свобода деятельности. В нашем случае мотивом детерминирующим выбор выступает нехватка материальных средств.

 

Этот выбор произошел в ситуациях, в большинстве случаях описываемых собеседницами как критические: информантки остались без работы и/или без средств к существованию. Этот выбор - больше вынужденная мера. А факторами, влияющими на выбор выступало ближайшее окружение: друзья, родственники:

 

 

"А-а-а в Краснодаре ... когда я осталась без работы, а мои знакомые устроили меня в благотворительный фонд... работать." (О.Г.)

 

"Я стала работать продавцом после второго, наверное курса университета, летом. Ну, не было средств к существованию, абсолютно никаких. Я ушла в торговлю." (Н.Г.)

 

"А скучно было дома. Но в то время денег вроде бы еще хватало. А потом уже не стало хватать. Все подорожало. [ ] Я собиралась вообще не работать, если бы на пенсию можно было жить. Я бы не работала. Но государство наше не дает пенсионерам спать. На тысячу триста мне сейчас не прожить. При всем моем диком желании. Даже с той же помощью, дотацией." (Г.Як.)

 

"В Санкт-Петербургском финансово экономическом колледже. Отучилась на казначея. Два года. Пошла... э-э, приехала я домой... Ну, а дальше, там, дело случая было. А-а-а... у меня сестра без работы тут сидела, э-э, родная. И у нее была подружка, которая занималась, этим, бельем (речь идет о женском нижнем белье). […] Она взяла Иру за шкварник, сказала, вот на тебе на реализацию, только ты мне вернешь все это... не понравится - вернешь все, отдашь. Вот." (О.В.)

 

"Р: […] Потом... меня оставили на постоянку. Оставили на постоянную. Все. А потом пошло сокращение.

 

[…]

 

И: А потом?

 

Р: А потом ничего. Это значит я 17 октября последний день работала, а 19 мама моя говорит, поехали, говорит, в Москву, торговать будешь." Г.Яр.

 

И несколько позже добавляет:

 

"Они же все, вот, с улицы. Просто люди там работают только те люди, которые были без работы (говорит с расстановкой, делая ударение на каждом слове). Понимаешь как? И здесь же все работают, в общем, те, кто были уже без работы. Это только Сашка у меня (про свою молоденькую продавщицу), она относится к работе абсолютно... она... Она м, еще не понимает, она еще не выросла до того, что она... Она не понимает, что она без образования, у нее восемь классов, она не понимает, что у нее ребенок. Знаешь, она.. у нее еще десять классов не окончено. Она не понимает, что если она уйдет, ее просто не возьмут на работу. Пусть бабушка ей это самое... Вот ее взяли сейчас - ей повезло. А вот эти люди, что Маша, что вот... они побывали без работы. Твоя Светка, она побыла без работы. Она говорит:" Я знаю, что такое безденежье." А здесь... А эта еще не понимает. Ей бабушка дала, мама дала... Человек не понимает. Понимаешь как. А кто был без работы, те все прекрасно работают. И молодые девчонки работают." (Г.Яр.)

 

 

В силу определенных особенностей социально-экономического развития России в представлениях людей сложилось некоторое негативное отношение к частнопредпринимательской деятельности [Радаев]. И при первом столкновении с новой жизненной ситуацией - в выходе на рынок сработали именно эти стереотипы. Они выразились в чувстве стыда и неловкости при первом выходе на улицу:

 

"Мне было не совсем удобно, я же не стояла здесь. Как я выйду и буду стоять продавать? Вот кому ни скажи - ой, я не умею. Я тоже не умею. Тогда я тоже не выходила ни разу. Но как-то вышла. Но я не помню. Я даже первого дня не помню, как я вышла. Но я знаю, что я стесняюсь. Как это выйти на рынок и стоять." (Г.Як.)

 

"До того я считала, что торговля - это, вообще, темный лес, с деньгами я не хочу иметь никаких идей... дел, деньги - самое большое зло на свете. Вот. И если я начну заниматься торговлей, я обязательно попаду, там, в какие-нибудь недостачи, никогда не выкручусь." (О.Г.)

 

" Почему я должна стесняться. Я же себе на хлеб зарабатываю, самостоятельно. Я ни у кого ничего никогда не просила." (Г.Яр.)

 

 

Одна из собеседниц не восприняла свой выбор как вынужденный и не испытала этого чувства. Это девушка, которая получила экономическое образование и, возможно, именно по этому имела несколько иное представление о предпринимательской деятельности. А именно, что это инновационный вид деятельности, новаторский, который направлен не только на увеличение собственного благосостояния, но и на экономическое благополучие в целом. То есть образ предпринимательской деятельности, соответствующий канонам учебников по экономической теории.

 

"Ну по крайней мере, у меня никогда отвращения к этой работе не было там какого-то. Считать, что это недостойный меня труд (смеется), я никогда не считала. Во-о-от. […] Ну Господи, почему мне еще понравилось, потому что (..) Ну, во-первых, это э-э как... ну, творчество в этой работе, свободный график и отсутствие какого-либо руководства. Ну короче, вот... ты, все от тебя зависит, что хочешь, то и делаешь (смеется). Это все." О.В.

Риск.

 

Дальнейшая частнопредпринимательская деятельность этих женщин идет приблизительно по одному и тому же пути: от проб и ошибок к совершенству. Добавим к тому же, что одна из черт предпринимательства, вытекающая из определения самого феномена - риск. Об этом говорят все информанты. Поэтому первые шаги достаточно медленны из-за этой угрозы материальных потерь. Кроме того российская действительность периодически преподносит неприятные "сюрпризы" (нестабильность российской экономики), которые способны лишить предпринимателя всего, что он успел накопить. Следует так же отметить, что не наработан сам механизм торговли. Выбор типа товара, подбор ассортимента, выбор мета торговли, наем продавцов - все это факторы риска в деятельности продавца:

Информация о работе Облик российского предпринимателя