Лекции по "Организация предпринимательской деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 22:07, курс лекций

Краткое описание

ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1. Содержание предпринимательской деятельности
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории [1] .

Файлы: 1 файл

организация предпринимательской деятельности.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды. Это прежде всего рынок [7] , рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным [8] .

Предпринимательская среда (рис. 1.4) - общественная экономическая  ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.

 

 

Эффективность функционирования и развития предпринимательства  в значительной степени обусловлена внешней средой (табл. 1.4.):

 · государственной  политикой в данной области; 

 · деятельностью  местной (региональной) законодательной  и исполнительной власти;

 · внешними условиями  конкретных регионов. Необходимо  определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.

Для развития предпринимательства  необходим переход к более  тонкому и эффективному регулированию  данного процесса, адекватному сложившимся  условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

Предпринимательство как  особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

 · консультационное  сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

 · оказание определенной  финансовой поддержки вновь создаваемой  структуре или предоставление  такой структуре определенных  льгот (обычно в сфере налогообложения);

 · оказание технической,  научно-технической или технологической  помощи маломощным в финансовом  отношении предпринимательским  структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские  структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.

Для российской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства  государством, прежде всего малых  его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:

 а) создание системы  информационного обеспечения, обучения  и переподготовки кадров, нормативной  базы, финансовой инфрастуктуры  и т.п.;

 б) налоговые льготы  и послабления;

 в) целевые фонды,  финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

В современной учебной  и научной литературе проблема предпринимательства  чаще рассматривается в узких  рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.

Не вдаваясь в подробности, можно говорить о двух формах предпринимательства:

· частной;

 · государственной  [9] .

 

Таблица 1.4

 

Характеристика факторов внешней среды маркетинговой  системы

Факторы 

Основные характеристики

Природные 

Уровень развитости, использования  потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья

Демографические 

Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность

Экономические 

Финансовое положение  рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса

Политико-правовые 

Развитость правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую  деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль общественных образований в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений

 

Научно-технические 

Состояние и развитие научно-технического прогресса в  базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и инновационных процессов субъектов маркетинговой системы. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий

Социально-культурные 

Развитость рыночного  менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная и потребительская  культура, устойчивость обычаев и  обрядов, динамика культуры поведения

Государственное предпринимательство  есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления [10] , которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической  активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов –  государственное и частное предпринимательство  – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства (см. рис. 2.2).

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.

У государственного предпринимательства  существуют свои специфические потенциальные  источники сверхприбыли, обусловленные  относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической  мощью государства. В этой связи  на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как: 1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;  2) доступность кредитов на особо выгодных условиях; 3) экономия на масштабах производства; 4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые; 5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных. Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными и тем самым – для извлечения сверхприбыли.

 

Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это будут производные  от двух указанных форм.

Подведем итоги:

1.  Предпринимательство – это  особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности.

2.  В основе эффекта предпринимательства  лежит новаторская, инициативная  деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия.

3.  Цель предпринимательства  сводится к извлечению дохода  через производство и поставку  на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

4.  Предпринимательская деятельность  начинается на уровне мышления  – от зарождения предпринимательской  идеи до принятия решения.

5.  Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками.

6.  Объектами предпринимательской  деятельности являются товар,  работа или услуга.

7.  Различают две основные  формы предпринимательства –  частное и государственное, которые  базируются на многих общих  принципах.

 

[1]  В западной экономической  теории введение в предпринимательство  и его развитие связывают не  только с Р. Кантильоном, но и с А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смитом, Ж. Б. Сэем, а также с  К. Марксом, И. Шумпетером, А. Маршаллом Ф. Хайеком, Л. Мизесом, И. Кирцнером, М. Вебером, В. Зомбартом, П. Дракером и другими исследователями. Эти ученые и возглавляемые ими школы определили основные моменты и характеристики предпринимательства — несение риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт), выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек), революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй и И. Шумпетер), организация практической реализации новаторской идеи (И. Тиммонс и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер), использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс).

[2]  Большой экономический словарь.  М.: Ин-т экономики, 1994. С. 313.

[3]  Закон РФ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" от 14 июля 1995 года № 88-Ф3.

[4]  Гражданский кодекс РФ.

[5]  "То, что фирма думает  о своей продукции, не самое  главное, особенно для будущего  бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей  покупке, в чем видит ее ценность, — вот что имеет решающее  значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех" [Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры. М., Прогресс, 1992].

[6]  Нынешняя российская практика  привела к тому, что определение  "предприниматель" закрепилось  за каждым человеком, вступившим  или вступающим в сферу деловой активности. И это, очевидно, справедливо, ибо в период общественной трансформации риск, ответственность и пр. свойственны любому индивидуальному товаропроизводителю и посреднику, самостоятельно организующему дело.

[7]  Рынок — это совокупность  интересов и действий реальных и потенциальных покупателей и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и изменение их интересов и действий.

[8]  Бытующие в некоторой части  нашего общества опасения, что  предприниматель в таких условиях  действует только в своих интересах, беспочвенны. Предприниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на потребителя, от которого зависят его прибыль, благополучие и перспектива.

[9]  Имеется в виду не столько  тот факт, что государство выступает  в качестве предпринимателя, сколько обстоятельство, что государственные или общественные предприятия функционируют на принципах предпринимательства.

[10]  По некоторым оценкам,  государству принадлежит до половины  всех имеющихся в стране активов,  в том числе более или менее  крупные пакеты акций в приватизированных предприятиях.


Информация о работе Лекции по "Организация предпринимательской деятельности"