Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 22:07, курс лекций
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1. Содержание предпринимательской деятельности
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории [1] .
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды. Это прежде всего рынок [7] , рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным [8] .
Предпринимательская среда (рис. 1.4) - общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.
Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени обусловлена внешней средой (табл. 1.4.):
· государственной политикой в данной области;
· деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;
· внешними условиями
конкретных регионов. Необходимо
определенное благоприятное
Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.
Предпринимательство как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:
· консультационное
сопровождение процесса создани
· оказание определенной
финансовой поддержки вновь
· оказание технической,
научно-технической или
Государственной поддержкой
охватываются обычно создаваемые
Для российской экономики,
идущей трудным путем реформирования,
задача развития и поддержки
а) создание системы
информационного обеспечения,
б) налоговые льготы и послабления;
в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.
В современной учебной и научной литературе проблема предпринимательства чаще рассматривается в узких рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.
Не вдаваясь в подробности, можно говорить о двух формах предпринимательства:
· частной;
· государственной [9] .
Таблица 1.4
Характеристика факторов внешней среды маркетинговой системы
Факторы
Основные характеристики
Природные
Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья
Демографические
Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность
Экономические
Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса
Политико-правовые
Развитость правовой
защиты населения и законодательства,
сопровождающего
Научно-технические
Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и инновационных процессов субъектов маркетинговой системы. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий
Социально-культурные
Развитость рыночного
менталитета населения, культурные
и нравственные показатели потребителей,
организационная и
Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления [10] , которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Частное предпринимательство есть
форма осуществления
Конечно, каждый из этих видов –
государственное и частное
Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.
У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как: 1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки; 2) доступность кредитов на особо выгодных условиях; 3) экономия на масштабах производства; 4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые; 5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных. Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными и тем самым – для извлечения сверхприбыли.
Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это будут производные от двух указанных форм.
Подведем итоги:
1. Предпринимательство – это
особая форма экономической
2. В основе эффекта
3. Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.
4. Предпринимательская
5. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками.
6. Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.
7. Различают две основные
формы предпринимательства –
частное и государственное,
[1] В западной экономической
теории введение в
[2] Большой экономический словарь.
[3] Закон РФ "О государственной
поддержке малого
[4] Гражданский кодекс РФ.
[5] "То, что фирма думает
о своей продукции, не самое
главное, особенно для
[6] Нынешняя российская практика
привела к тому, что определение
"предприниматель" закрепилось
за каждым человеком,
[7] Рынок — это совокупность интересов и действий реальных и потенциальных покупателей и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и изменение их интересов и действий.
[8] Бытующие в некоторой части
нашего общества опасения, что
предприниматель в таких
[9] Имеется в виду не столько тот факт, что государство выступает в качестве предпринимателя, сколько обстоятельство, что государственные или общественные предприятия функционируют на принципах предпринимательства.
[10] По некоторым оценкам,
государству принадлежит до
Информация о работе Лекции по "Организация предпринимательской деятельности"