Лекции по "Организация предпринимательской деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 22:07, курс лекций

Краткое описание

ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1. Содержание предпринимательской деятельности
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории [1] .

Файлы: 1 файл

организация предпринимательской деятельности.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Под предпринимательским  доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.

Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного  производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности (рис. 1.1).

 

  

 

Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее (рис. 1.2).

 

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный  интерес производителя, имеющий  видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

В предпринимательстве  целесообразно рассматривать два  основных элемента:

 ·     новаторскую  инновационную деятельность как  предпринимательскую функцию (табл. 1.3.);

 ·     действия  предпринимателя как носителя  и реализатора данной функции (рис. 1.3).

Результатом каждого  типа предпринимательской деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве основных целей  предпринимательской деятельности могут выступать:

 ·     получение  прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;

 ·     удовлетворение  спроса общества на конкретные  потребности его членов или  страны, региона. 

В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:

 ·     накопление  денежных средств для завоевания  новых рынков и развития производства;

 ·     улучшение  социальных условий сотрудникам  организации;

 ·     оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;

 ·     оказание  помощи в улучшении этических  и моральных норм общества, улучшение  культуры потребления и т.д.

 

 

Рис. 1.2. Общая схема  предпринимательской деятельности

 

Таблица 1.3.

 

Классификация инновационной деятельности

Критерий 

Виды инноваций

 

Распространенность 

- Единичные

- Диффузные

 

Место в производственном цикле 

- Сырьевые

- Продуктовые

- Обеспечивающие

 

Преемственность 

- Открывающие

- Отменяющие

- Замещающие

- Возвратные

 

Охват доли рынка 

- Локальные

- Системные

 

Потенциал и степень  новизны 

- Радикальные

- Совершенствующие

- Комбинированные

 

Сфера деятельности предпринимателя 

- Технологические (производственные)

- Экономические (торговые)

- Социальные (управленческие)

 

 

Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской  деятельности в рамках текущей или  перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление  и методы осуществления предпринимательской  деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.

Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить  на два направления. Первое направление - это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.

Достижение роста прибыли, например, требует решения комплекса таких  задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами  производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; снижение численности работников;  разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидности организации; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д.

 Рис. 1.3. Действия предпринимателя  по разработке новшеств 

 

Экономическая сущность предпринимательской  деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т.п.

Основным субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель [6] , взаимодействующий:

 · с потребителем как основным его контрагентом;

 · с государством, которое  в различных ситуациях может  выступать в качестве помощника  или противника;

 · c наемными работниками; 

 · с партнерами по бизнесу. 

Взаимодействие предпринимателя  или его представителей соответствующих  служб с внешними организациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей, поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами, таможней и другими участниками предпринимательской деятельности требует соблюдения установленных форм, норм и правил сотрудничества.

Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства  является сделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка - это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена - удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.

Сделка считается заключенной  сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят  от направления и формы сотрудничества партнеров.

Основными направлениями  сотрудничества могут быть сфера  производства, сфера товарообмена, сфера торговли, сфера финансовых отношений.

В сфере производственных отношений используются такие формы  сотрудничества, как организация  совместных предприятий; организация  смешанных предприятий; производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление по контракту; подрядное производство и др.

Основными формами сотрудничества в сфере товарообмена (встречная  торговля) являются: бартер, бартерные  операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерные операции, в которых участвуют три стороны и более).

В сфере торговли применяются  следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; форвардная сделка; сделка о передаче информации; сделка об установлении прямых производственных связей; сделка спот; сделка об экспорте товара; сделка об импорте товара.

 

Взаимодействие предпринимателей в сфере финансовых отношений  в основном сводится к факторингу и коммерческому трансферту в  зависимости от сферы, в рамках которой  осуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная или международная).

Осуществлять предпринимательскую  деятельность (заниматься предпринимательством) могут:

 а) граждане России, не ограниченные по закону  в своей деятельности;

 б) граждане иностранных  государств и лица без гражданства  в пределах полномочий, установленных законами РФ;

 в) объединения  граждан – коллективные предприниматели  (партнеры).

Российское законодательство запрещает занятие предпринимательской  деятельностью военнослужащим, должностным  лицам органов прокуратуры, суда и других правоохранительных органов, лицам, призванным в системе органов государственной власти осуществлять контроль над деятельностью организаций, а также лицам, которым запрещено заниматься этой деятельностью по приговору суда.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и лицом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.

Объектами предпринимательства  являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями.

Объектами предпринимательской  деятельности являются изготовленная  продукция, выполненная работа или  оказанная услуга, т. е. то, что может  удовлетворить чью-либо потребность  и что предлагается на рынке для  приобретения, использования и потребления.

В конкурентной экономике  учитываются не только внешние затраты (оплата счетов поставщиков и зарплата по тарифным соглашениям), но и внутренние (потенциальный доход от альтернативного  использования капитала - сдачи в  аренду, ссуды и т.д.). Затраты при этом рассматриваются как плата, достаточная, чтобы сохранить за предпринимателем финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Они включают и нормальный предпринимательский доход. Поэтому даже минимальная прибыль сверх этих совокупных затрат обеспечивает стабильное положение организации на рынке. Не останавливает производство и временная нерентабельность, если размеры убытка меньше постоянных затрат, на которые приходится идти независимо от объема работ (% по прежним ссудам, содержание зданий, управленческого аппарата и т.д.).

Доход вместе с субвенциями (целевым финансированием определенного  мероприятия) из бюджета и благотворительных  фондов обеспечивают самоокупаемость, включение в затраты среднего предпринимательского дохода – высокую  оплату менеджеров, а достижение социального эффекта – престиж в обществе и снижение коммерческого риска. Общественные и религиозные организации создают предприятия, которые не распределяют свой доход среди учредителей в виде дивидендов и т.д., а используют его для социальных и благотворительных целей. В результате они освобождаются от многих налогов. Имеет место и бесприбыльное предпринимательство, особенно в сфере экологии, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, образования.

Таким образом, современное  предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированных частных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речь идет о высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.

Правовой фундамент  предпринимательства составляют:

·     Конституция  РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку  конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

·     Гражданский  кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это своего рода «конституция»  предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.

 ·     Федеральные  законы Российской Федерации  специального назначения: «Об акционерных  обществах» от 26.12.1995 г. №202-ФЗ; «О  некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; «О производственных  кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.

 ·     Федеральные  законы Российской Федерации  общего назначения: «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» от 12.05.1995 г., «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.

Не рассматривая критически существо этих документов, отметим, что  в России создана современная, достаточная  и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности (Приложение1).

Информация о работе Лекции по "Организация предпринимательской деятельности"