Культура предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Краткое описание

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства -- это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

Файлы: 1 файл

культура.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Бизнес является противоположностью насильственному труду и предполагает инициативность, предприимчивость, трудолюбие, желание самоутвердиться, умение вести борьбу, стремление к развитию и совершенствованию.

Уровень культуры предприятия  во многом определяется деятельностью  его лидеров, особенно в периоды  становления и реорганизации. Почти  все известные компании основаны неординарными личностями: Томас Уотсон (IBM), А. Слоун («Дженерал моторз»). Они, как правило, являлись творцами культуры предприятия, зачинателями традиций.

Проведенные опросы показывают, что для современных лидеров  характерны такие черты, как способность формировать эффективную команду, прислушиваться к мнению коллег и подчиненных, способность вести за собой людей.

Многие богатые  люди на Западе ведут скромный образ  жизни, много работают. Ярким примером является президент корпорации «Крайслер» Ли Якокка, который, будучи очень богатым человеком, вел очень экономную жизнь. Генри Форд отмечал, что важнейшим фактором успешного предпринимательства является служение обществу, помощь обездоленным.

Отношение к предпринимателям в нашей стране разнообразное, оно и складывается под влиянием многих факторов объективного и субъективного характера. В течение десятилетий у советских людей формировался стереотип предпринимателя как «паразита», владеющего богатствами общества и не имеющего на это прав, живущего за счет эксплуатации трудящихся; его интересы -- только нажива. И сегодня есть еще | сторонники этой схемы, но, конечно, не в полном ее объеме. Все больше утверждается новое отношение к предпринимателям.

Деловая этика большинства  наших предпринимателей пока находится в стадии формирования. В условиях командно-административной системы сложился особый тип хозяйственного руководителя-конформиста: боязливого, внутренне несвободного, боящегося риска, безынициативного. Часто хозяйственники, выросшие в рамках этой системы, не демократичны, не склонны к диалогу, не компетентны в вопросах человеческих отношений, психологии, менеджмента, не обладают достаточным кругозором.

Культурно-этические  слабости отечественных бизнесменов  можно классифицировать в зависимости  от их социального происхождения.

К первой группе (по различным  оценкам, от 5 до 20% всех предпринимателей) относят представителей номенклатурного  бизнеса, состоящих из бывших работников комсомольских, партийных и советских  органов. На работу в эти органы приходили честолюбивые, деловые люди из многих отраслей народного хозяйства. Бизнесом занялись в основном более молодые люди, отличительными чертами которых стали деловая хватка, организаторские способности, знание основ предпринимательства, умение налаживать и поддерживать неформальные связи и др.

Во вторую группу входят люмпенизированные люди («парвеню»), не достигшие высот в своей  профессии или не имеющие профессии. В этой группе велика доля молодых  людей, которые с 13--15 лет начали «делать  деньги» в нелегальном бизнесе, затем открыли официально зарегистрированные фирмы. Для бизнесменов этой группы характерно стремление любой ценой скопить себе состояние, а потому их интересуют торгово-закупочные операции, посредническая деятельность, биржевое и банковское дело (производство в сферу их интересов не входит). Часть бизнесменов этой группы (по разным оценкам, от 15 до 30%) имеет уголовное прошлое.

Отсутствие культуры предпринимательства связано с  существованием в нашей стране на протяжении долгих лет теневой экономики.

В России можно выделить три формы «теневой экономики»:

* неофициальную, т.  е. фактически легальную, но  не учитываемую статистикой;

* фиктивную, т. е.  приписки;

* подпольную, т. е.  запрещенные законом виды деятельности.

Бизнесмены теневой  экономики («теневики») бывают двух типов:

первый -- это «работяги» (их большинство) производят дефицитные товары, налаживают необходимые коммерческие связи;

второй -- «избранные», занимаясь операциями с золотом, драгоценными камнями, антиквариатом, они сосредоточили в своих руках финансовые богатства, при этом они связаны с уголовным миром, коррумпированными государственными структурами, возглавляют современную организованную преступность, лихорадочно стремясь «отмыть» эти богатства, укрепить свое политическое влияние.

Отечественным предпринимателям приходится работать в сложных условиях, часто в условиях неопределенности. Все еще не преодолены механизмы, мешающие предпринимательству. Успеха добивается легче тот человек, который быстрее приспосабливается к ним. Поэтому широко применяется психология «разового бизнеса», когда прибыль получают путем обмана потребителей, недобросовестной конкуренцией. Кроме того, существует «система постоянных аукционов», когда выбор деловых партнеров обусловливается желанием получить «поскорее и побольше», а не установлением длительных взаимовыгодных связей.

К особенностям отечественного бизнеса относят также закрытый, даже мафиозный его характер. Преуспевающие  коммерческие структуры нередко  в своей деятельности используют силу и связи с государственными, в том числе правоохранительными, органами. При выборе руководителей таких структур в первую очередь учитываются личная преданность, умение «держать язык за зубами». Поэтому в таких организациях царят двойная мораль, насилие, беспрекословное подчинение.

Причинами роста преступности, по мнению правоохранительных органов, являются развал экономики и несовершенство ее правового регулирования, отсутствие четкой морали, нравственности, а также  несовершенство действующего законодательства: принимаются противоречивые «расплывчатые» акты, что дает повод для их вольного толкования.

Обнищание и резкое расслоение общества на богатых и  бедных, пренебрежительное отношение  к культуре, образованию, а также  политическая нестабильность заставляют жить «одним днем».

Криминализация проявляется  во всех отраслях экономики: только за первое полугодие 1994 г. вскрыто 72 тыс. экономических  преступлений, что на 17,3% больше, чем  за тот же период 1993 г.; за последние  два года по фиктивным платежным  документам похищено 3--4 трлн руб.1

Особенностью экономического кризиса в последние годы стала  нарастающая неплатежеспособность предприятий. Причины неплатежей разнообразны. В настоящее время предприятия  заинтересованы в том, чтобы как  можно дольше не расплачиваться с  долгами. Нормой поведения многих предприятий стало использование чужих материально-финансовых ресурсов для различных целей. Главная причина такого положения -- отсутствие у руководителей предприятий моральной ответственности за долги. На законные требования возвратить долги они отвечают угрозами разрыва хозяйственных связей, применяют и другие способы платежа.

Для того чтобы повысить культуру предпринимательства, необходимо изучить опыт в этой области отечественных  и зарубежных фирм.

Рассмотрим особенности  культуры предпринимательства фирм США и Японии.

Первые этапы развития предпринимательства в Америке  характеризуются жестокостью, умением  любыми средствами добиваться цели. В  организациях «тейлоровского типа»  условия производства не требовали  заинтересованности трудящихся в коллективном новаторстве, высоко ценились черты «сильной личности».

В 80-х гг. в США  и других странах крупные корпорации перешли к управлению культурой  предприятий. Основным инструментом этого  явилось формирование лидерами корпораций стратегии, установление качественных и количественных целей развития фирмы.

Основные принципы успеха фирмы IBM:

* уважение к человеку;

* каждый покупатель  имеет право на самое лучшее  обслуживание;

* основное условие  деятельности -- высшее качество;

* руководитель должен  быть эффективным организатором, умеющим вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс;

* выполнение обязательств  перед акционерами;

* честные отношения  с поставщиками продукции и  услуг.

Особое внимание на фирме уделяется человеческим отношениям, руководители постоянно подчеркивают, что каждый человек -- личность.

Национальные особенности  предпринимательства США связаны  с высокой престижностью предпринимательства, уважением к активному деловому человеку, умеющему «делать деньги». Американская мечта -- заработать состояние и тем самым добиться независимости и самостоятельности. В условиях современной предпринимательской деятельности наряду с умением бороться, утверждать свое превосходство высоко ценятся такие качества, как лояльность, дипломатичность, умение сотрудничать, ценятся люди, стремящиеся реализовать свои творческие и организаторские способности, принимающие на себя высокую ответственность. Это происходит потому, что,

во-первых, все больше руководителей приходят к выводу о невозможности контролировать людей через формальные правила, принуждения;

во-вторых, значительное число работников готово повысить качество и эффективность работы при условии  сохранения атмосферы сотрудничества и учета их мнения, идей. Но несмотря на демократичность, в американских фирмах и сейчас существуют обязательное подчинение и дисциплина.

Особая роль отводится  высоким нравственным принципам. Для  развитой страны невыгодно строить  деловые отношения на обмане, безответственности, стяжательстве.

Бизнесмены США  обладают следующими деловыми качествами: дорожат данным словом; точно соблюдают сроки и обязательства, оправдывают доверие партнера; хорошо знают конкурентоспособность продукта; ценят высокий профессионализм.

В США существует разветвленная  система непрерывного обучения и  повышения квалификации не только для руководителей, но и для рядовых сотрудников. Ранее существовала практика глубокого освоения одной профессии, т.е. подготовка «узких» специалистов, а в настоящее время готовят специалистов «широкого профиля», владеющих несколькими смежными профессиями.

Обострение конкуренции  с Японией и другими азиатскими странами является для американцев  стимулом к дальнейшему совершенствованию.

После Второй мировой  войны в Японии произошло так  называемое «экономическое чудо». Этому (среди прочих факторов) способствовала проведенная в Японии перестройка системы управления производством, обеспечившая соответствие культуры производства национальным традициям.

При формировании культуры предпринимательства в Японии широко использовался зарубежный опыт, и в первую очередь, опыт США; однако, в основе японской системы лежат национальные традиции, которые в большой степени влияют на характер и поведение японского бизнесмена.

Главное" отличие  японской системы от американской в  том, что она основана на двух основополагающих принципах: пожизненном найме и коллективном принятии решений (этого нет в американских моделях). Так высшее руководство японской фирмы может принять решение после согласования его со всеми руководителями среднего звена. В основе философии управления фирмами лежит социальная ответственность руководителей. На руководителей возложена обязанность объединять разные (часто противоречивые) интересы акционеров и рабочих фирмы для достижения поставленной пели.

В Японии высоко ценятся  трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении цели, умение терпеливо относиться к неудачам, стремление к непрерывному совершенствованию, высокому качеству работ и услуг, снижению затрат и более эффективному труду, гибкость, высокая ориентированность на нововведения, самоотдача, умение действовать на пределе своих возможностей, преданность делам фирмы, умение ладить с людьми, дипломатичность, целеустремленность.

Японцы -- приверженцы  коллективных форм организации груда. Коллективный характер труда в Японии выражается в том, что руководители и рядовые сотрудники работают в одном большом помещении, питаются в общей столовой, носят одинаковую одежду. Вместе с тем, в японских корпорациях приняты четкая система подчинения и жесткая дисциплина.

Работники японских фирм регулярно повышают квалификацию. Они самые активные ученики в школах бизнеса.

При выдвижении на должность  в Японии ценятся потенциальная  возможность претендента стать  руководителем широкого профиля, хорошие  знания в области науки и практический опыт. Высоко ценится знание производства. Поэтому на фирмах каждый руководитель должен отработать по неделе на тех производственных участках, на которых не работал.

Большое внимание в  Японии уделяют развитию эстетических вкусов (в свободное время): увлечение  искусством, изучение гуманитарных наук. Японцы полагают, что это способствует более качественной и производительной работе.

Не все проблемы нравственности деловой жизни в  Америке и Японии решены, но достигнутое  может служить примером, быть источником положительного опыта.

Литература

Информация о работе Культура предпринимательства