Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа
С преобразованием административно-командной системы хозяйственные структуры начинают обретать не только управленческую, но и экономическую самостоятельность, т.е. на рынке они выступают как полноценные товаропроизводители, владеющие информацией о спросе и способные функционировать в условиях современного рынка. Поэтому в настоящее время перед хозяйствующими субъектами РБ стоит задача формирования системы рыночных отношений, становление национального рынка, что и предполагает экономическую свободу всех субъектов хозяйствования.
Введение……………………………………………………………………3 стр.
1. Понятие конкуренции и ее формы…………………………………….5 стр.
1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….7 стр.
1.2 Несовершенная конкуренция…………………………………………16 стр.
1.3 Методы конкурентной борьбы………………………………………..17 стр.
2. Понятие предпринимательства и его основные характеристики……18 стр.
3. Рыночные структуры Республики Беларусь…………………………..23 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список использованной литературы..……………………………………..28 стр.
Именно действием этих причин определяется место и роль совместного предпринимательства как наиболее прогрессивной и комплексной формы долгосрочного экономического, научно-технического и производственного международного сотрудничества, основанного на объединении разнонациональных капиталов и дополнительного традиционного торгово-экономического отношения.
Основой для функционирования совместных предприятий в Республике Беларусь является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу 09 октября 2001г.
В соответствии с действующим законодательством совместные предприятия могут создаваться как общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества [10].
Все более заметную роль играют малые совместные предприятия. На начало 1996г. в РБ зарегистрировано свыше 1700 СП и более 770 предприятий, полностью принадлежащих иностранцам. Большинство СП создано с партнерами из республик бывшего СССР (например, белорусско-российское ООО «Мобильные ТелеСистемы). Из представителей дальнего зарубежья наибольший удельный вес принадлежит предпринимателям из Германии – более 255 СП и более 70 – чисто немецких предприятий, Польши – свыше 70 СП, США и Австрии – примерно по 20. Многие иностранные предприниматели ждут «лучших времен»: политической стабильности и более совершенной законодательно базы для экономической деятельности. Это в некоторой степени свидетельствует о том, что в настоящее время в республике еще отсутствуют благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, которые остро необходимы сейчас экономике [8].
Малые предприятия должны играть существенную роль в коренной экономической реформе как обладающие такими качествами, как мобильность, конкурентоспособность, экономичность. В то же время нельзя не видеть и отрицательных свойств малых предприятий: незначительные производственные мощности не позволяют им решать крупные государственные проблемы; наблюдается большая зависимость от других партнеров; слабая устойчивость к экономическим колебаниям и др. [5].
Активному развитию малого бизнеса в Республике Беларусь в настоящее время препятствуют:
Несовершенное законодательство о предпринимательстве;
Существующая налоговая система;
Недостаточно продуманная приватизационная политика;
Отсутствие «стартового» капитала у населения и жесткие условия кредита;
Ограниченная финансовая поддержка со стороны государства;
Недоверие основной массы населения к предпринимательской деятельности, т.е. своего рода экономическая безграмотность;
Доступность проникновения в сферу предпринимательства «воров в законе», уголовных элементов и т.п.;
Низкий уровень квалификации, правовой, экономической культуры, жульничество среди самих предпринимателей.
Характерной чертой развития малого бизнеса в РБ на данном этапе является недостаточное участие МСФ в сфере производства: производственной деятельностью в республике занимаются около 10% предпринимательских структур, а 90% - это посреднический бизнес [8].
Деятельность малых предприятий в Республике Беларусь характеризуется следующими показателями:
Таблица 1
Основные показатели деятельности малых предприятий
Показатель | Ед. изм. | Период | ||
1998г. | 1999г. | 2000г. | ||
Объем промышленной продукции (работ, услуг) |
Млн. руб. |
44694,1 |
291401,4 |
797116,0 |
Капитальные вложения | Млн. руб. | 56949,0 | 27057,0 | 116872,0 |
Затраты | Млн. руб. | 114769,0 | 503854,7 | 1239750,4 |
Балансовая прибыль | Млн. руб. | 131539,0 | 84761,8 | 192700,7 |
Рентабельность | % | 17 | 15,7 | 13,2 |
Численность работающих, всего |
Чел. |
300746 |
326928 |
385829 |
В % к экономически активному населению |
% |
6,8 |
7,3 |
8,6 |
Удельный вес в общем объеме производства |
% |
5,9 |
8,8 |
9,5 |
Приведенные данные позволяют сделать вывод о недостаточной развитости и низкой эффективности рыночных структур в государстве:
- рентабельность находится на невысокой отметке, не выше крупных предприятий, и имеет тенденцию к снижению;
- наращивание прибыли происходит медленнее, чем затрат;
- объем капитальных вложений незначительный [10].
Кроме того, именно малый бизнес во всем мире является носителем конкурентоспособности и устойчивости экономики. Малые предприятия получают от международной деятельности до 40% оборота, а на свое развитие привлекают до 10% прямых иностранных инвестиций. В малых экономиках роль небольших предприятий еще выше. К примеру, 60% тайваньского экспорта (а это около 80 млрд. USD) приходится именно на малые и средние предприятия.
В Беларуси результаты гораздо скромнее. По итогам прошлого года экспорт товаров малыми предприятиями РБ составил 3.734,7 млрд. BYR (или 1.822,8 млн. USD) – это 18,2% от общего объема экспорта. Для сравнения: в 2002г. на долю этого сектора приходилось на 17% общего объема экспорта. При этом удельный вес МП в объеме ВВП составил в 2003г. лишь 8,2%, а в производстве товаров и услуг – 8,6% (в 2002г. было соответственно 6,8 и 7,4%). Прирост экспорта МП составил в 2003г. примерно 33% при общем приросте в 24,2%. Из общего объема экспортной выручки наибольший удельный вес приходится на нефтепродукты - 31,2% (568,6 млн. USD), а также на двигатели, насосы, котлы, вентиляторы, нагреватели, колбы и другое оборудование – 10,7% (194,7 млн. USD), средства наземного транспорта и их части – 5,9% (108,2 млн. USD), древесину и изделия из нее – 5,4% (99 млн. USD), полимерные материалы, пластмассы и изделия из них – 4,8 (87,3 млн. USD), мебель и постельные принадлежности – 3,6% (65,9 млн. USD), изделия из черных металлов – 3,2% (59,1 млн. USD), электрический машины и оборудование, их части – 2,6% (48,2 млн. USD). А весь спектр номенклатуры экспортных товаров составляет около 100 товарных групп [9].
Сравнительная характеристика деятельности государственных и негосударственных учреждений по основным показателям приведена в
табл. 2.
Таблица 2
Сравнительные данные удельного веса и развития
государственного и негосударственного секторов в Республике Беларусь
Год | Удельный вес в объеме производства | Спад рост) объемов | ||
Государственный сектор | Негосударственный сектор | Государственный сектор | Негосударственный сектор | |
1994 | 77,9 | 22,1 | - 18,6 | - 21,8 |
1995 | 73,3 | 26,7 | - 11,5 | - 14,1 |
1996 | 67,2 | 32,8 | + 1,5 | + 6,6 |
1997 | 61,3 | 38,7 | + 17,6 | + 19,8 |
1998 | 56,7 | 43,3 | + 11,0 | + 17,8 |
1999 | 57,3 | 42,7 | + 9,8 | + 9,5 |
2000 | 57,6 | 43,4 | + 8,0 | + 9,1 |
Из таблиц видно, что наращивание объемов производства структурами негосударственного сектора немногим отличается от государственного сектора. Обобщающий показатель результативности хозяйственных работ – рентабельность - в сравнительном анализе выглядит следующим образом [10].
Таблица3
Рентабельность государственного и негосударственного
секторов экономики, %
| 1997г. | 1998г. | 1999г. | 2000г. |
Государственный сектор |
13,3 |
10,7 |
17,2 |
15,7 |
Негосударственный сектор |
15,8 |
14,2 |
17,1 |
15,7 |
Из вышеизложенного можно сделать только один вывод, что малый сектор экономики, хоть и получил в последнее время значительное развитие, но еще не приобрел динамичного роста и находится на стадии становления.
Заключение
В настоящее время только начинает приобретать значимую роль в торговой отрасли РБ класс предпринимательства. Около 85% торговых организаций основаны на частных формах собственности, более 130 тысяч индивидуальных предпринимателей осуществляют торговлю на рынках, торговых центрах или являются крупными оптовиками, а их доля в товарообороте – 37%.
Пока еще много проблем. Это качество реализуемого товара, обещания потребителям, соблюдение правил торговли, гарантийное обслуживание и т.д.
Политика Министерства торговли по наведению порядка на рынках продолжится, так же как и работа по переводу индивидуальных предпринимателей в благоустроенные помещения с использованием кассовых аппаратов. За 2 года около 14 тысяч предпринимателей, вместо запланированных 12 тысяч, работают в нормальных условиях. Но в данном случае главное, чтобы количество переходило в качество, и установка кассового аппарата не стала самоцелью, а на деле способствовала регулированию наличного денежного оборота. А пока, как свидетельствуют данные статистики, доля оборота индивидуальных предпринимателей, инкассирующих выручку, по сравнению с прошлым годом не увеличилась [11].
Это, что касается малого и среднего бизнеса. Если говорить о крупных торговых организациях, то сегодня в стране работают лишь 160 предприятий, имеющих численность сотрудников свыше 1000 человек [12]. Но эти предприятия по форме собственности либо являются государственными, либо содержат в своем Уставном фонде значительную долю государства. Поэтому большая часть дотаций и субсидий из государственного бюджета осуществляется непосредственно на счета крупных промышленников, для них существуют налоговые льготы и за качеством выпускаемой ими продукции ведется постоянный контроль. «Середнячкам» тяжелее удержаться в занимаемой рыночной нише, но тем не менее многие производственные и торговые предприятия сохраняют и даже увеличивают свои обороты, в основном, за счет выпуска (реализации) аналогичной, но более доступной по стоимости продукции, за счет поиска новых рынков сырья, за счет небольших рекламных хитростей (подарков, бонусов, презентаций), нового дизайна упаковки (имеется в виду не только внешний облик, но цвет, цена упаковки и т.п.).
Список использованной литературы:
1. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И.Плотницкий, Л.В.Воробьева, Н.Н.Сухарева и др. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004.- 224с.;