Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

С преобразованием административно-командной системы хозяйственные структуры начинают обретать не только управленческую, но и экономическую самостоятельность, т.е. на рынке они выступают как полноценные товаропроизводители, владеющие информацией о спросе и способные функционировать в условиях современного рынка. Поэтому в настоящее время перед хозяйствующими субъектами РБ стоит задача формирования системы рыночных отношений, становление национального рынка, что и предполагает экономическую свободу всех субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3 стр.
1. Понятие конкуренции и ее формы…………………………………….5 стр.
1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….7 стр.
1.2 Несовершенная конкуренция…………………………………………16 стр.
1.3 Методы конкурентной борьбы………………………………………..17 стр.
2. Понятие предпринимательства и его основные характеристики……18 стр.
3. Рыночные структуры Республики Беларусь…………………………..23 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список использованной литературы..……………………………………..28 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая конкуренция.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

Именно действием этих причин определяется место  и роль совместного предпринимательства как наиболее прогрессивной и комплексной формы долгосрочного экономического, научно-технического и производственного международного сотрудничества, основанного на объединении разнонациональных капиталов и дополнительного традиционного торгово-экономического отношения.

Основой для функционирования совместных предприятий в Республике Беларусь является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу 09 октября 2001г.

В соответствии с действующим законодательством совместные предприятия могут создаваться как общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества [10].

Все более заметную роль играют малые совместные предприятия. На начало 1996г. в РБ зарегистрировано свыше 1700 СП и более 770 предприятий, полностью принадлежащих иностранцам. Большинство СП создано с партнерами из республик бывшего СССР (например, белорусско-российское ООО «Мобильные ТелеСистемы). Из представителей дальнего зарубежья наибольший удельный вес принадлежит предпринимателям из Германии – более 255 СП и более 70 – чисто немецких предприятий, Польши – свыше 70 СП, США и Австрии – примерно по 20. Многие иностранные предприниматели ждут «лучших времен»: политической стабильности и более совершенной законодательно базы для экономической деятельности. Это в некоторой степени свидетельствует о том, что в настоящее время в республике еще отсутствуют благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, которые остро необходимы сейчас экономике [8].

Малые предприятия должны играть существенную роль в коренной экономической реформе как обладающие такими качествами, как мобильность, конкурентоспособность, экономичность. В то же время нельзя не видеть и отрицательных свойств малых предприятий: незначительные производственные мощности не позволяют им решать крупные государственные проблемы; наблюдается большая зависимость от других партнеров; слабая устойчивость к экономическим колебаниям и др. [5].

Активному развитию малого бизнеса в Республике Беларусь в настоящее время препятствуют:

      Несовершенное законодательство о предпринимательстве;

      Существующая налоговая система;

      Недостаточно продуманная приватизационная политика;

      Отсутствие «стартового» капитала у населения и жесткие условия кредита;

      Ограниченная финансовая поддержка со стороны государства;

      Недоверие основной массы населения к предпринимательской деятельности, т.е. своего рода экономическая безграмотность;

      Доступность проникновения в сферу предпринимательства «воров в законе», уголовных элементов и т.п.;

      Низкий уровень квалификации, правовой, экономической культуры, жульничество среди самих предпринимателей.

Характерной чертой развития малого бизнеса в РБ на данном этапе является недостаточное участие МСФ в сфере производства: производственной деятельностью в республике занимаются около 10% предпринимательских структур, а 90% - это посреднический бизнес [8].

Деятельность малых предприятий в Республике Беларусь характеризуется следующими показателями:

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий

Показатель

Ед. изм.

Период

1998г.

1999г.

2000г.

Объем промышленной продукции (работ, услуг)

 

Млн. руб.

 

44694,1

 

291401,4

 

797116,0

Капитальные вложения

Млн. руб.

56949,0

27057,0

116872,0

Затраты

Млн. руб.

114769,0

503854,7

1239750,4

Балансовая прибыль

Млн. руб.

131539,0

84761,8

192700,7

Рентабельность

%

17

15,7

13,2

Численность работающих, всего

 

Чел.

 

300746

 

326928

 

385829

В % к экономически активному населению

 

%

 

6,8

 

7,3

 

8,6

Удельный вес в общем объеме производства

 

%

 

5,9

 

8,8

 

9,5

Приведенные данные позволяют сделать вывод о недостаточной развитости и низкой эффективности рыночных структур в государстве:

-         рентабельность находится на невысокой отметке, не выше крупных предприятий, и имеет тенденцию к снижению;

-         наращивание прибыли происходит медленнее, чем затрат;

-         объем капитальных вложений незначительный [10].

Кроме того, именно малый бизнес во всем мире является носителем конкурентоспособности и устойчивости экономики. Малые предприятия получают от международной деятельности до 40% оборота, а на свое развитие привлекают до 10% прямых иностранных инвестиций. В малых экономиках роль небольших предприятий еще выше. К примеру, 60% тайваньского экспорта (а это около 80 млрд. USD) приходится именно на малые и средние предприятия.

В Беларуси результаты гораздо скромнее. По итогам прошлого года экспорт товаров малыми предприятиями РБ составил 3.734,7 млрд. BYR (или 1.822,8 млн. USD) – это 18,2% от общего объема экспорта. Для сравнения: в 2002г. на долю этого сектора приходилось на 17% общего объема экспорта. При этом удельный вес МП в объеме ВВП составил в 2003г. лишь 8,2%, а в производстве товаров и услуг – 8,6% (в 2002г. было соответственно 6,8 и 7,4%). Прирост экспорта МП составил в 2003г. примерно 33% при общем приросте в 24,2%. Из общего объема экспортной выручки наибольший удельный вес приходится на нефтепродукты -  31,2% (568,6 млн. USD), а также на двигатели, насосы, котлы, вентиляторы, нагреватели, колбы и другое оборудование – 10,7% (194,7 млн. USD), средства наземного транспорта и их части – 5,9% (108,2 млн. USD), древесину и изделия из нее – 5,4% (99 млн. USD), полимерные материалы, пластмассы и изделия из них – 4,8 (87,3 млн. USD), мебель и постельные принадлежности – 3,6% (65,9 млн. USD), изделия из черных металлов – 3,2% (59,1 млн. USD), электрический машины и оборудование, их части – 2,6% (48,2 млн. USD). А весь спектр номенклатуры экспортных товаров составляет около 100 товарных групп [9].

Сравнительная характеристика деятельности государственных и негосударственных учреждений по основным показателям приведена в

табл. 2.

Таблица 2

Сравнительные данные удельного веса и развития

государственного и негосударственного секторов в Республике Беларусь

Год

Удельный вес в объеме производства

Спад рост) объемов

Государственный сектор

Негосударственный сектор

Государственный сектор

Негосударственный сектор

1994

77,9

22,1

- 18,6

- 21,8

1995

73,3

26,7

- 11,5

- 14,1

1996

67,2

32,8

+ 1,5

+ 6,6

1997

61,3

38,7

+ 17,6

+ 19,8

1998

56,7

43,3

+ 11,0

+ 17,8

1999

57,3

42,7

+ 9,8

+ 9,5

2000

57,6

43,4

+ 8,0

+ 9,1

Из таблиц видно, что наращивание объемов производства структурами негосударственного сектора немногим отличается от государственного сектора. Обобщающий показатель результативности хозяйственных работ – рентабельность - в сравнительном анализе выглядит следующим образом [10].

Таблица3

Рентабельность государственного и негосударственного

секторов экономики, %

 

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

Государственный сектор

 

13,3

 

10,7

 

17,2

 

15,7

Негосударственный сектор

 

15,8

 

14,2

 

17,1

 

15,7


 

Из вышеизложенного можно сделать только один вывод, что малый сектор экономики, хоть и получил в последнее время значительное развитие, но еще не приобрел динамичного роста и находится на стадии становления.


Заключение

 

 

В настоящее время только начинает приобретать значимую  роль в торговой отрасли РБ класс предпринимательства. Около 85% торговых организаций основаны на частных формах собственности, более 130 тысяч индивидуальных предпринимателей осуществляют торговлю на рынках, торговых центрах или являются крупными оптовиками, а их доля  в товарообороте – 37%.

Пока еще много проблем. Это качество реализуемого товара, обещания потребителям, соблюдение правил торговли, гарантийное обслуживание и т.д.

Политика Министерства торговли по наведению порядка на рынках продолжится, так же как и работа по переводу индивидуальных предпринимателей в благоустроенные помещения с использованием кассовых аппаратов. За 2 года около 14 тысяч предпринимателей, вместо запланированных 12 тысяч, работают в нормальных условиях. Но в данном случае главное, чтобы количество переходило в качество, и установка кассового аппарата не стала самоцелью, а на деле способствовала регулированию наличного денежного оборота. А пока, как свидетельствуют данные статистики, доля оборота индивидуальных предпринимателей, инкассирующих выручку, по сравнению с прошлым годом не увеличилась [11].

Это, что касается малого и среднего бизнеса. Если говорить о крупных торговых организациях, то сегодня в стране работают лишь 160 предприятий, имеющих численность сотрудников свыше 1000 человек [12]. Но эти предприятия по форме собственности либо являются государственными, либо содержат в своем Уставном фонде значительную долю государства. Поэтому большая часть дотаций и субсидий из государственного бюджета осуществляется непосредственно на счета крупных промышленников, для них существуют налоговые льготы и за качеством выпускаемой ими продукции ведется постоянный контроль. «Середнячкам» тяжелее удержаться в занимаемой рыночной нише, но тем не менее многие производственные и торговые предприятия сохраняют и даже увеличивают свои обороты, в основном, за счет выпуска (реализации) аналогичной, но более доступной по стоимости продукции, за счет поиска новых рынков сырья, за счет небольших рекламных хитростей (подарков, бонусов, презентаций), нового дизайна упаковки (имеется в виду не только внешний облик, но цвет, цена упаковки и т.п.).

 

 


Список использованной литературы:

 

 

1.      Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И.Плотницкий, Л.В.Воробьева, Н.Н.Сухарева и др. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004.- 224с.;

Информация о работе Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь