Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

С преобразованием административно-командной системы хозяйственные структуры начинают обретать не только управленческую, но и экономическую самостоятельность, т.е. на рынке они выступают как полноценные товаропроизводители, владеющие информацией о спросе и способные функционировать в условиях современного рынка. Поэтому в настоящее время перед хозяйствующими субъектами РБ стоит задача формирования системы рыночных отношений, становление национального рынка, что и предполагает экономическую свободу всех субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3 стр.
1. Понятие конкуренции и ее формы…………………………………….5 стр.
1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….7 стр.
1.2 Несовершенная конкуренция…………………………………………16 стр.
1.3 Методы конкурентной борьбы………………………………………..17 стр.
2. Понятие предпринимательства и его основные характеристики……18 стр.
3. Рыночные структуры Республики Беларусь…………………………..23 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список использованной литературы..……………………………………..28 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая конкуренция.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

                        Выступают гарантом социальной защищенности людей в условиях рынка;

                        Оказывают помощь в развитии культуры, науки, экологии;

                        Способствуют повышению благосостояния людей, тем самым стимулируя потребление [6].

Взаимоотношения частных предпринимателей с государством, в основном, носят односторонний характер и выражаются в форме налогового участия в части чистого дохода и уплаты обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Широкие права в сфере производственной и коммерческой деятельности позволяют предпринимателям функционировать наравне с другими субъектами хозяйствования. Это дает возможность воспринимать частного предпринимателя как равноценного налогоплательщика [7].

Как показывает мировой опыт для развития предпринимательства необходимы следующие условия:

  1. Правовые гарантии беспрепятственной экономической деятельности, основанные на гражданском, хозяйственном и антимонопольном законодательстве;
  2. Стимулирование развития мелкого предпринимательства с помощью льготных условий;
  3. Свободное предпринимательство предполагает многообразие форм собственности;
  4. Создание конкурентно-состязательного режима в экономике;
  5. Система государственных органов и механизмов финансовой и управленческой поддержки;
  6. Развитие приоритетных отраслей и производств и др.

Предприниматель постоянно находится под воздействием самых разнообразных факторов, оказывающих влияние на его деятельность.

Факторы предпринимательства – параметры, определяющие возможности и характер проявления свойств предпринимательской функции.

Различают внешние, обусловленные характером окружающей предпринимателя среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации, факторы производства.

В ряду важнейших условий развития предпринимательства находится формирование нормативно-правовой базы. При этом следует:

-   совместить интересы экономического роста с разнонаправленными целями предпринимателей;

-   ограничить вмешательство государства в предпринимательскую деятельность, допуская подобные действия на основе законодательства;

-   посредством налоговой и структурной политики исключить факторы, сдерживающие естественное формирование структур малой экономики, обеспечить свободный процесс увеличения или уменьшения размеров субъектов предпринимательства.

Различают следующие виды предпринимательства:

1.      по направленности деятельности:

      производственное;

      коммерческое;

      финансовое;

      инновационное;

2.      по содержанию функциональной ориентации предпринимателей:

      управление производством;

      финансирование;

      посредническая и консультационная деятельность и др.;

3.      по числу видов деятельности:

      однопрофильное;

      многопрофильное;

4.      по сложности деятельности;

      не требующее специальных знаний;

      требующее специальных знаний;

      основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

5.     по отраслевым направлениям деятельности:

      промышленное;

      сельскохозяйственное;

      в строительстве;

      в других отраслях народного хозяйства;

6.      регулируемые специальным законодательством:

      страховое;

      рекламное;

      биржевое;

      лизинговое.

Наиболее распространенная форма организации предпринимательства – единоличное владение – такая организационно-правовая форма хозяйствования, где владельцем собственности выступает одно лицо или семья, получающая весь доход (после вычитания расходов и налогов) и несущие весь риск от бизнеса. Наиболее распространено в розничной торговле, сфере питания, консультационном бизнесе, бытовых услугах, фермерстве, врачебной практике.

Преимущества:

1.      Простота в организации собственного дела;

2.      Полная самостоятельность, свобода и оперативность действий. При принятии решений предпринимателю не нужно обращаться в вышестоящие инстанции или же добиваться согласия партнеров;

3.      Максимум потребительских мотивов, т.к. все доходы поступают к одному владельцу, и он заинтересован в упорной работе и тщательном контроле за делами, в принятии осторожных решений и максимальном расширении деловых операций;

4.      Сохраняется конфиденциальность;

5.      Потери в единоличном владении могут быть компенсированы другими доходами;

6.      Относительно легко изменить оргазационно-правовую форму предпринимательства (например, создать компанию с ограниченной ответственностью).

Недостатки:

1.      Слабый финансовый базис, т.к. возникают трудности в привлечении больших капиталов;

2.      Неопределенность сроков деятельности из-за высокого хозяйственного риска;

3.      Неограниченная ответственность за всю хозяйственную деятельность;

4.      В случае смерти или ухода от дел собственника или партнера по хозяйственной деятельности единоличное владение сложнее сохранить в структуре [6].

Во многих странах важнейшим фактором, ограничивающим развитие монопольных тенденций в экономике, является деятельность малых  и средних предприятий.

Несмотря на затянувшийся кризис и предпринимаемые меры по конверсии военно-промышленного комплекса, приватизации и т.п., в Республике Беларусь сложившийся монополизм в промышленности не сдает своих позиций. В этой ситуации необходимо придать новый импульс и привлечь внимание к развитию малых и средних фирм (МСФ), роль которых  сейчас недостаточно официально признана (например, неудовлетворительная налоговая политика) [8].

В соответствии с законодательством Республики Беларусь к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднесписочной численностью работников:

      В промышленности и на транспорте – до 100 человек;

      В сельском хозяйстве и научно-технической сфере  – до 60 человек;

      В строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

      В общественном питании,  бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

      В других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [9].

 

 


3.                  Рыночные структуры в Республике Беларусь

 

 

В промышленности Республики Беларусь частной сектор только начинает формироваться. В 1993г. его предприятия выпустили лишь 1% от общего объема продукции [5].

В белорусской экономике доминируют по содержанию монополия государственной собственности, а по форме – чистая монополия и олигополия. Совершенно конкурентных рынков в республике нет. Даже с ограничениями монополистически конкурентные рынки довольно  распространены. Рассмотрим причины большого количества монополий в нашей экономике. Устранения дублирования в бывшем Союзе обусловили узкую специализацию: один продукт – один производитель. Соответственно, речь о конкуренции идти не могла. Развитие отечественной экономики в системе общесоюзной специализации привело к широкому распространению монополии основных производителей  на рынке Республики Беларусь, а иногда и на общесоюзном рынке. Инвестиционная политика приводила к созданию и укрупнению монополистов, появлению крупных производственных объединений. Сейчас в белорусской экономике сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющего аналогов в мире. В стране монополизированы не только производства, но и сфера обитания хозяйствующих субъектов. Кстати, все республиканские предприятия – монополии являются государственными. Государство одновременно выступает и как монопольный производитель, и как монопольное управляющее начало. Монополизм является результатом огосударствления собственности, экономической политики. Производители в республике лишены возможности широкого выбора поставщиков, потребителей, кредиторов и торговых посредников – характерных признаков рыночных монополистов.

Уровень монополизма в республике оценивается по коэффициенту концентрации производства, показывающему долю трех крупнейших субъектов на рынке или в отрасли, и по индексу Харфиндела-Хиршмана (сумма квадратов процентных долей фирм). В нашей стране доминирует высокий уровень концентрации производства.

Согласно нормативным документам антимонопольных органов Беларуси выделяются следующие «рыночные модели»:

1.      Деконцентрированные отрасли;

2.      Олигополии;

3.        Локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков.

К совершенно конкурентным рынкам с ограничениями можно отнести некоторые рынки сельскохозяйственной продукции и некоторые рынки ценных бумаг. В нашей стране фермерство неразвито, преобладают крупные предприятия, их число нельзя назвать очень большим, как того требуют условия совершенной конкуренции. Кроме того, сельскохозяйственный рынок настолько зарегулирован государством, что, в принципе, его сложно назвать рынком. А действующие на совершенно конкурентном рынке предприятия не должны быть государственными. Хотя, наверное, рынок сельскохозяйственной продукции, продавцами на котором выступают индивидуальные производители (рынки типа Ждановичи) близок  условиям совершенной конкуренции. Что касается рынка ценных бумаг, то в Республике Беларусь он недостаточно развит, говорить об очень большом числе продавцов не приходится. Поэтому можно сделать вывод: совершенно конкурентных рынков в стране нет.

Примерами продукции, производимой на монополистически конкурентных рынках, может служить продукция, продаваемая на вещевых рынках, в коммерческих киосках. Рынки строительных материалов и строительных услуг, страховых и банковских услуг также являются монополистически конкурентными.

Примерами продукции олигополистических отраслей являются часы, цемент, телевизоры, услуги сотовой связи, производство пива.

Примерами продукции монопольных отраслей являются трактора, грузовики МАЗа, карьерные самосвалы БелАЗа, грузовики Минского завода колесных тягачей, холодильники «Атланта», продукция локальных монополий – предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественные монополии в системе водо-, электро-, газо-, теплоснабжения. Например, в состав концерна «Белнефтехим» входит 52 предприятия (персонал – около 116 тысяч человек), в том числе 30 ОАО, где концерн осуществляет владельческий надзор). Среднегодовой прирост объемов производства предприятий концерна за 1997-2003гг. составил около 6%, экспорта товаров – около 9%. Сальдо внешнеторгового оборота за январь-июль 2004г. составило плюс 989 млн. USD. Предприятия концерна «Белнефтехим» производят около 20% промышленного производства Беларуси, свыше 25% экспорта страны, формируют около 30% ее валютной выручки и обеспечивают почти 20% всех видов налогов и платежей, формирующих доходную часть бюджета Беларуси [1].

В настоящее время в Беларуси зарегистрировано около 120 тысяч частных предприятий. В этом бизнесе занято примерно 700 тысяч человек. У нас приблизительно на сто человек населения зарегистрировано одно малое предприятие, а для сравнения в США одно МП приходится ориентировочно на 20 человек населения. Из отмеченных предприятий примерно 100 тысяч приходится на общества с ограниченной ответственностью. Законодательной базой для развития предпринимательства в республике является закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь». Закон сориентирован на реализацию принципа равенства всех форм собственности, свободу распоряжения имуществом и выбора сферы деятельности. Совет Министров РБ принял постановление №36 от 28 января 1992г. «О развитии предпринимательства и образования Белорусского Фонда финансовой поддержки предпринимателей». Им определяется и разработка государственной программы развития предпринимательства. Уже не первый год Фонд финансовой поддержки предпринимательства проводит постоянный конкурс среди малых  и средних фирм с целью выявить лучшие предложения по производству товаров народного потребления, продуктов питания, строительных материалов и т.д. В среднем лишь каждая пятая заявка выдерживает экспертизу высококвалифицированных арбитров. Например, в 1994г. Фонд профинансировал более 510 проектов.

Значительная часть средств, которое государство выделило на предпринимательство, возвращается в форме налогов. Например, в Минске таким образом формируется более 1/3 городского бюджета. Оставшаяся же часть не является достаточной для развития предпринимательства вообще [8].

Наиболее адекватной современному этапу экономического развития Республики Беларусь формой участия в международном сотрудничестве является совместное предпринимательство, основой которого выступает необходимость и возможность привлечения и использования прямых иностранных инвестиций.

Совместное предпринимательство представляет собой систему сотрудничества, при которой формируется самостоятельная область хозяйствования, соединяются ресурсы и усилия партнеров, развиваются отношения по совместному управлению хозяйственной деятельностью, совместному участию в прибылях и несении рисков.

Развитие совместного предпринимательства обусловлено рядом объективных причин:

  1. Появление новых отраслей и видов производств требует больших инвестиций, вложение которых иногда не под силу одной отдельно взятой стране;
  2. Необходимость научно-технического развития, обновления техники и технологии требует дополнительных капитальных вложений;
  3. Различия в природных возможностях и неравномерное распределение трудовых ресурсов побуждают одни страны привлекать капитал для освоения природных богатств и создания дополнительных рабочих мест, а другие – вывозить капитал, создавая совместные объекты по использованию имеющихся, но еще не задействованных или не эффективно используемых ресурсов;
  4. Необходимость снижения производственных затрат и расширения рынков сбыта требует значительных совместных усилий сотрудничающих сторон, что позволяет им определять характер, направления и темп развития различных по индустриальному уровню государств.

Информация о работе Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь