Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа
С преобразованием административно-командной системы хозяйственные структуры начинают обретать не только управленческую, но и экономическую самостоятельность, т.е. на рынке они выступают как полноценные товаропроизводители, владеющие информацией о спросе и способные функционировать в условиях современного рынка. Поэтому в настоящее время перед хозяйствующими субъектами РБ стоит задача формирования системы рыночных отношений, становление национального рынка, что и предполагает экономическую свободу всех субъектов хозяйствования.
Введение……………………………………………………………………3 стр.
1. Понятие конкуренции и ее формы…………………………………….5 стр.
1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….7 стр.
1.2 Несовершенная конкуренция…………………………………………16 стр.
1.3 Методы конкурентной борьбы………………………………………..17 стр.
2. Понятие предпринимательства и его основные характеристики……18 стр.
3. Рыночные структуры Республики Беларусь…………………………..23 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список использованной литературы..……………………………………..28 стр.
Основное содержание антимонопольного законодательства РБ, направленное на основные виды противозаконной монополистической деятельности, можно сформулировать в следующем виде: действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции (либо законных интересов других хозяйственных субъектов), соглашения хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, акты и соглашения органов управления, ведущие к ограничению конкуренции. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности" контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, может быть осуществлен посредством разукрупнения хозяйствующих субъектов, занимающих лидирующие позиции. Предусматриваются меры и к недопущению создания, слияния и объединения хозяйствующих субъектов, а также меры по содействию развития товарных рынков и конкуренции.
РБ отличается высокой степенью монополизации в машиностроении, производстве грузовых автомобилей, вычислительной техники и т.д. В РБ сложились 3 формы монополий:
Государственная;
Ведомственная (управление Министерствами);
Производственная (выпуск продукции сосредоточен на крупных предприятиях).
Антимонопольное законодательство включает, в основном, административные меры запретительного характера [3].
II. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции следующие:
1. На рынке действует много фирм, не тысячи, как при совершенной конкуренции, а, например, 50-100. Производитель имеет небольшое влияние на цену;
2. Продукция дифференцирована, отличается друг от друга;
3. Условия вступления в отрасль сравнительно легкие;
4. Доступ к информации о ценах на ресурсы, применяемых технологиях достаточно свободен;
5. Сильный упор на неценовую конкуренцию, например, рекламу;
6. Ресурсы мобильны, свободно перемещаются из одной отрасли в другую.
Основной отличительной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукта и применение ценовой конкуренции, поскольку возможности фирм изменять цену ограничены. Дифференциация может принимать ряд форм:
Качество. Продукты могут отличаться по физическим параметрам, например, одежда, обувь различных производителей;
Услуги. Имеется в виду вежливость обслуживания, возможность получения кредита;
Размещение, местонахождение. Покупатели предпочитают покупать, например, продукты питания в магазинах, которые находятся ближе к их дому;
Стимулирование сбыта. Потребители могут предпочитать продукцию определенных фирм исходя из различий, в большей степени мнимых, созданных посредством рекламы, товарных знаков и упаковки.
Достоинства рекламы:
1. Предоставляет информацию;
2. Поддерживает телевидение, радио, газеты, получающие доход от нее;
3. Стимулирует изменение продукта, способствует расширению производства, соответственно снижению издержек и цены;
4. Поддерживает конкуренцию;
5. Стимулирует занятость, стимулируя высокий уровень потребительских расходов.
Недостатки рекламы:
1. Убеждает, а не информирует;
2. Расходы на нее являются непроизводительными, ничего не добавляют к общественному благосостоянию;
3. Способствует возникновению значительных внешних издержек;
4. Имеет тенденцию к самонейтрализации;
5. Способствует монополизации;
6. Не определяет уровень производства и занятости.
Рис.6 Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде
Спрос на монополистически конкурентном рынке более эластичен по сравнению с монопольным рынком. Цена и объем производства определяются аналогично рынку монополии. Отличается лишь ситуация долгосрочного периода. В долгосрочном периоде фирма не получает экономическую прибыль, и на графике кривая долгосрочных средних издержек LRATC касается линии спроса точно в точке оптимальной цены (рис.6) [1].
III. Олигополия представляет собой рыночную структуру со следующими характеристиками:
1. На рынке действует немного фирм, причем некоторые из них занимают большую долю рынка. Производитель имеет небольшое влияние на цену. Это влияние может быть значительным лишь при тайном сговоре производителей;
2. Продукция может быть как одинаковой – сталь, так и дифференцированной – автомобили;
3. Для вступления в отрасль существуют значительные препятствия: законодательные (патенты) и финансовые (наличие большого стартового капитала);
4. Доступ к информации и ценах на ресурсы, применяемых технологиях закрыт;
5. Сильный упор на неценовую конкуренцию, например, рекламу;
6. Ресурсы немобильны [1].
Олигополистический рынок может быть создан как 2-3 фирмами полностью контролирующими рынок, так и 6-8 фирмами, которые контролируют 70-80% рынка. Это осложняет определение цены и объема производства. Дело еще более осложняется за счет элемента взаимозависимости между субъектами олигополистического рынка. Именно эта черта является главным свойством олигополии.
На взаимозависимости и взаимодоговоренности строится вся ценовая политика. Существует несколько вариантов ценовой политики:
1. Ценообразование, основанное на тайном сговоре олигополий, т.е. фирмы достигают соглашения между собой о фиксации цен, разделении или распределении рынков сбыта, т.е. цена и объем производства являются такими же, как и при чистой монополии;
2. Лидерство в ценах – эта модель является средством, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой сговор. На практике господствующая крупная фирма меняет цену и остальные фирмы автоматически следуют изменению этих цен;
3. Ценообразование по принципу «Издержки +» - олигополисты, чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при плановом уровне производства плюс накидка в размере определенного процента [4].
В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Предприятия дифференцированной олигополии производят разнообразную продукцию одного функционального назначения – автомобили, покрышки и камеры, электробытовую технику, сигареты [2].
1.3 Методы конкурентной борьбы
В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся лишение конкурента сырья, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийство опасных конкурентов, шпионажи, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы, в частности применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также используемый монополиями метод ценовой дискриминации (разные цены в различных местностях, демпинговые, бросовые цены).
Появляются и методы неценовой борьбы. Эти методы подразделяются на две группы:
1. Конкуренция по продукту – это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США подается 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы;
2. Конкуренция по условиям продажи – это использование многочисленных средств привлечения покупателей к товарам. Она включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи [2].
2. Понятие предпринимательства и его основные характеристики
Целью общественного производства любого государства является удовлетворение потребностей граждан, проживающих на его территории. Для достижения этой цели общество организует материальное производство. Особую роль в развитии материального производства играет предпринимательство – самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица [5].
Термин «предпринимательство» появился давно и в XVI в. ассоциировался с понятием «собственник». А.Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на риск ради получения прибыли. Другие экономисты шире трактовали понятие «предприниматель». Они понимали его как агента, воздействующего на факторы производства с целью получения максимальной прибыли. Некоторые экономисты отождествляли предпринимательство с менеджментом, и в качестве элемента предпринимательства выделяли новаторство. В современной литературе предпринимательство рассматривается как:
1. Искусство хозяйствования;
2. Проявление новаторства, инициативы, риска.
Предпринимательство может осуществляться в форме любой хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенной законом. Наиболее распространены занятия граждан торгово-закупочной, посреднической и консультационной деятельностью, занятия кустарно-ремесленными промыслами, в бытовом обслуживании населения и других сферах деятельности по производству товаров и оказанию платных услуг.
В настоящее время предпринимательство выступает как четвертый фактор производства, и как специфическому виду человеческой деятельности ему присущи следующие черты:
Функции предпринимательства:
Экономические (изготовление новых товаров, введение новых технологий, учет конъюнктуры рынка);
Социальные (обеспечение занятости населения, насыщение рынка товарами и др.).
Субъекты предпринимательства:
1. Различные участники экономической деятельности и, прежде всего, отдельные индивиды – физические лица (индивидуальное предпринимательство);
2. Группа людей, связанная между собой договорными обязательствами или экономическим интересом (коллективное предпринимательство).
Предпринимательством не имеют право заниматься:
- несовершеннолетние;
- недееспособные;
- должностные лица и специалисты, работающие в государственных органах власти, управления, прокуратуры и суда.
Этапы развития предпринимательства:
1. Ведение домашнего хозяйства;
2. Появление торговли, выделение класса купечества, появление ярмарок;
3. Индустриальный период;
4. Постиндустриальный период.
Условно выделяют следующие модели предпринимательства:
1. Классическая модель – предприниматель организует предпринимательскую деятельность из расчета собственных ресурсов;
2. Инновационная модель – ориентация предпринимательской деятельности на ресурсы, получаемые в результате научно-технической деятельности.
Основные принципы предпринимательства:
1. Свобода предпринимательской деятельности;
2. Юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
3. Свобода конкуренции и ограничение монополии;
4. Наличие свободного рынка;
5. Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
6. Законность;
7. Сочетание частных и общественных интересов;
8. Государственное регулирование.
В основе предпринимательства как особого стиля хозяйствования лежит умение привлекать и использовать для решения задач ресурсы из различных источников.
В историческом процессе развития общества место и сущность предпринимателей определяется выполняемыми ими функциями:
Они берут на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала и труда – в единый процесс производства товаров и услуг;