Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

С преобразованием административно-командной системы хозяйственные структуры начинают обретать не только управленческую, но и экономическую самостоятельность, т.е. на рынке они выступают как полноценные товаропроизводители, владеющие информацией о спросе и способные функционировать в условиях современного рынка. Поэтому в настоящее время перед хозяйствующими субъектами РБ стоит задача формирования системы рыночных отношений, становление национального рынка, что и предполагает экономическую свободу всех субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3 стр.
1. Понятие конкуренции и ее формы…………………………………….5 стр.
1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….7 стр.
1.2 Несовершенная конкуренция…………………………………………16 стр.
1.3 Методы конкурентной борьбы………………………………………..17 стр.
2. Понятие предпринимательства и его основные характеристики……18 стр.
3. Рыночные структуры Республики Беларусь…………………………..23 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список использованной литературы..……………………………………..28 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая конкуренция.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

Основное содержание антимонопольного законодательства РБ, направленное на основные виды противозаконной монополистической деятельности, можно сформулировать в следующем виде: действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции (либо законных интересов других хозяйственных субъектов), соглашения хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, акты и соглашения органов управления, ведущие к ограничению конкуренции. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности" контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, может быть осуществлен посредством разукрупнения хозяйствующих субъектов, занимающих лидирующие позиции. Предусматриваются меры и к недопущению создания, слияния и объединения хозяйствующих субъектов, а также меры по содействию развития товарных рынков и конкуренции.

РБ отличается высокой степенью монополизации в машиностроении, производстве грузовых автомобилей, вычислительной техники и т.д. В РБ сложились 3 формы монополий:

                        Государственная;

                        Ведомственная (управление Министерствами);

                        Производственная (выпуск продукции сосредоточен на крупных предприятиях).

Антимонопольное законодательство включает, в основном, административные меры запретительного характера [3].

II.    Основные характеристики рынка монополистической конкуренции следующие:

1.      На рынке действует много фирм, не тысячи, как при совершенной конкуренции, а, например, 50-100. Производитель имеет небольшое влияние на цену;

2.      Продукция дифференцирована, отличается друг от друга;

3.      Условия вступления в отрасль сравнительно легкие;

4.      Доступ к информации о ценах на ресурсы, применяемых технологиях достаточно свободен;

5.      Сильный упор на неценовую конкуренцию, например, рекламу;

6.      Ресурсы мобильны, свободно перемещаются из одной отрасли в другую.

Основной отличительной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукта и применение ценовой конкуренции, поскольку возможности фирм изменять цену ограничены. Дифференциация может принимать ряд форм:

                        Качество. Продукты могут отличаться по физическим параметрам, например, одежда, обувь различных производителей;

                        Услуги. Имеется в виду вежливость обслуживания, возможность получения кредита;

                        Размещение, местонахождение. Покупатели предпочитают покупать, например, продукты питания в магазинах, которые находятся ближе к их дому;

                        Стимулирование сбыта. Потребители могут предпочитать продукцию определенных фирм исходя из различий, в большей степени мнимых, созданных посредством рекламы, товарных знаков и упаковки.

Достоинства рекламы:

1.      Предоставляет информацию;

2.      Поддерживает телевидение, радио, газеты, получающие доход от нее;

3.      Стимулирует изменение продукта, способствует расширению производства, соответственно снижению издержек и цены;

4.      Поддерживает конкуренцию;

5.      Стимулирует занятость, стимулируя высокий уровень потребительских расходов.

Недостатки рекламы:

1.      Убеждает, а не информирует;

2.      Расходы на нее являются непроизводительными, ничего не добавляют к общественному благосостоянию;

3.      Способствует возникновению значительных внешних издержек;

4.      Имеет тенденцию к самонейтрализации;

5.      Способствует монополизации;

6.        Не определяет уровень производства и занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6 Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде

Спрос на монополистически конкурентном рынке более эластичен по сравнению с монопольным рынком. Цена и объем производства определяются аналогично рынку монополии. Отличается лишь ситуация долгосрочного периода. В долгосрочном периоде фирма не получает экономическую прибыль, и на графике кривая долгосрочных средних издержек LRATC касается линии спроса точно в точке оптимальной цены (рис.6) [1].

III. Олигополия представляет собой рыночную структуру со следующими характеристиками:

1.      На рынке действует немного фирм, причем некоторые из них занимают большую долю рынка. Производитель имеет небольшое влияние на цену. Это влияние может быть значительным лишь при тайном сговоре производителей;

2.      Продукция может быть как одинаковой – сталь, так и дифференцированной – автомобили;

3.      Для вступления в отрасль существуют значительные препятствия: законодательные (патенты) и финансовые (наличие большого стартового капитала);

4.      Доступ к информации и ценах на ресурсы, применяемых технологиях закрыт;

5.      Сильный упор на неценовую конкуренцию, например, рекламу;

6.      Ресурсы немобильны [1].

Олигополистический рынок может быть создан как 2-3 фирмами полностью контролирующими рынок, так и 6-8 фирмами, которые контролируют 70-80% рынка. Это осложняет определение цены и объема производства. Дело еще более осложняется за счет  элемента взаимозависимости между субъектами олигополистического рынка. Именно эта черта является главным свойством олигополии.

На взаимозависимости и взаимодоговоренности строится вся ценовая политика. Существует несколько вариантов ценовой политики:

1.      Ценообразование, основанное на тайном сговоре олигополий, т.е. фирмы достигают соглашения между собой о фиксации цен, разделении или распределении рынков сбыта, т.е. цена и объем производства являются такими же, как и при чистой монополии;

2.      Лидерство в ценах – эта модель является средством, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой сговор. На практике господствующая крупная фирма меняет цену и остальные фирмы автоматически следуют изменению этих цен;

3.      Ценообразование по принципу «Издержки +» - олигополисты, чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при плановом уровне производства плюс накидка в размере определенного процента [4].

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Предприятия дифференцированной олигополии производят разнообразную продукцию одного функционального назначения – автомобили, покрышки и камеры, электробытовую технику, сигареты [2].


1.3             Методы конкурентной борьбы

 

 

В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся лишение конкурента сырья, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийство опасных конкурентов, шпионажи, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы, в частности применение монопольно высоких  и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также используемый монополиями метод ценовой дискриминации (разные цены в различных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой борьбы. Эти методы подразделяются на две группы:

1.      Конкуренция по продукту – это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США подается 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы;

2.      Конкуренция по условиям продажи – это использование многочисленных средств привлечения покупателей к товарам. Она включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения при лизинге строятся  на условиях договора купли-продажи [2].

 


2.      Понятие предпринимательства и его основные характеристики

 

 

Целью общественного производства любого государства является удовлетворение потребностей граждан, проживающих на его территории. Для достижения этой цели общество организует материальное производство. Особую роль в развитии материального производства играет предпринимательство – самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица [5].

Термин «предпринимательство» появился давно и в XVI в. ассоциировался с понятием «собственник». А.Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на риск ради получения прибыли. Другие экономисты шире трактовали понятие «предприниматель». Они понимали его как агента, воздействующего на факторы производства с целью получения максимальной прибыли. Некоторые экономисты отождествляли предпринимательство с менеджментом, и в качестве элемента предпринимательства выделяли новаторство. В современной литературе предпринимательство рассматривается как:

1.      Искусство хозяйствования;

2.      Проявление новаторства, инициативы, риска.

Предпринимательство может осуществляться в форме любой хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенной законом. Наиболее распространены занятия граждан торгово-закупочной, посреднической и консультационной деятельностью, занятия кустарно-ремесленными промыслами, в бытовом обслуживании населения и других сферах деятельности по производству товаров и оказанию платных услуг.

В настоящее время предпринимательство выступает как четвертый фактор производства, и как специфическому виду человеческой деятельности ему присущи следующие черты:

  1. Осуществление определенной деятельности;
  2. Целевая направленность (максимизация прибыли);
  3. Систематичность;
  4. Имущественная ответственность и самостоятельность;
  5. Высокая степень риска;
  6. Новаторство;
  7. Инициативность;
  8. Предприимчивость и т.д.

Функции предпринимательства:

                        Экономические (изготовление новых товаров, введение новых технологий, учет конъюнктуры рынка);

                        Социальные (обеспечение занятости населения, насыщение рынка товарами и др.).

Субъекты предпринимательства:

1.      Различные участники экономической деятельности и, прежде всего, отдельные индивиды – физические лица (индивидуальное предпринимательство);

2.      Группа людей, связанная между собой договорными обязательствами или экономическим интересом (коллективное предпринимательство).

Предпринимательством не имеют право заниматься:

-   несовершеннолетние;

-   недееспособные;

-   должностные лица и специалисты, работающие в государственных органах власти, управления, прокуратуры и суда.

Этапы развития предпринимательства:

1.      Ведение домашнего хозяйства;

2.      Появление торговли, выделение класса купечества, появление ярмарок;

3.      Индустриальный период;

4.      Постиндустриальный период.

Условно выделяют следующие модели предпринимательства:

1.      Классическая модель – предприниматель организует предпринимательскую деятельность из расчета собственных ресурсов;

2.      Инновационная модель – ориентация предпринимательской деятельности на ресурсы, получаемые в результате научно-технической деятельности.

Основные принципы предпринимательства:

1.      Свобода предпринимательской деятельности;

2.      Юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

3.      Свобода конкуренции и ограничение монополии;

4.      Наличие свободного рынка;

5.      Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;

6.      Законность;

7.      Сочетание частных и общественных интересов;

8.      Государственное регулирование.

В основе предпринимательства как особого стиля хозяйствования лежит умение привлекать и использовать для решения задач ресурсы из различных источников.

В историческом процессе развития общества место и сущность предпринимателей определяется выполняемыми ими функциями:

                        Они берут на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала и труда – в единый процесс производства товаров и услуг;

Информация о работе Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь