Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

С преобразованием административно-командной системы хозяйственные структуры начинают обретать не только управленческую, но и экономическую самостоятельность, т.е. на рынке они выступают как полноценные товаропроизводители, владеющие информацией о спросе и способные функционировать в условиях современного рынка. Поэтому в настоящее время перед хозяйствующими субъектами РБ стоит задача формирования системы рыночных отношений, становление национального рынка, что и предполагает экономическую свободу всех субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3 стр.
1. Понятие конкуренции и ее формы…………………………………….5 стр.
1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….7 стр.
1.2 Несовершенная конкуренция…………………………………………16 стр.
1.3 Методы конкурентной борьбы………………………………………..17 стр.
2. Понятие предпринимательства и его основные характеристики……18 стр.
3. Рыночные структуры Республики Беларусь…………………………..23 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список использованной литературы..……………………………………..28 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая конкуренция.doc

— 251.50 Кб (Скачать)


7

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

и истории экономических учений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему «Конкуренция и предпринимательство. Формирование

конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь»

 

 

Студент                                                                                                                                            Белова О.В.

ФЭУТ, II курс, гр. ЗЦК-2                          (подпись)

                           

                                                                               (дата)

 

 

Руководитель

                          (подпись)

                                                                             

                          (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2004
Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………3 стр.

1.      Понятие конкуренции и ее формы…………………………………….5 стр.

1.1   Совершенная конкуренция…………………………………………….7 стр.

1.2   Несовершенная конкуренция…………………………………………16 стр.

1.3   Методы конкурентной борьбы………………………………………..17 стр.

2.      Понятие предпринимательства и его основные характеристики……18 стр.

3.      Рыночные структуры Республики Беларусь…………………………..23 стр.

Заключение………………………………………………………………….27 стр.

Список использованной литературы..……………………………………..28 стр.


Введение

 

 

С преобразованием административно-командной системы хозяйственные структуры начинают обретать не только управленческую, но и экономическую самостоятельность, т.е. на рынке они выступают как полноценные товаропроизводители, владеющие информацией о спросе и способные функционировать в условиях современного рынка. Поэтому в настоящее время перед хозяйствующими субъектами РБ стоит задача формирования системы рыночных отношений, становление национального рынка, что и предполагает экономическую свободу всех субъектов хозяйствования. Экономическая свобода – это выбор форм собственности, рациональных методов хозяйствования, поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов производства; оценка перспектив развития; установление и регулирование цен на продукцию.

Формирование конкурентоспособных субъектов рыночных отношений должно предполагать не только формирование частного предпринимательства, но и преобразование государственных предприятий. Суть этих преобразований в том, чтобы создать равные конкурентные условия для всех хозяйствующих субъектов. Этого можно достичь, ограничив вмешательство государства в экономику лишь созданием условий эффективной работы рынка и дополнением и корректировкой действий рыночных регуляторов. К этому можно отнести:

-         Обеспечение правовой базы и создание общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования – правовая основа хозяйствования должна быть стабильной, а постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику;

-         Стимулирование и защита конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создание и развитие рыночной инфраструктуры -  там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Монополия разрушает рыночную конкуренцию. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые бы разрешали и стимулировали открытие новых фирм; во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков; в-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей; в-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

Посредством определенных финансово-бюджетных инструментов (дополнительное налогообложение или предоставление субсидий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.

В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить  удовлетворение общественных потребностей, государство берет на себя эту ответственность. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Если на рынке имеет место недостаточная конкуренция, то в результате слишком высоких цен может произойти падение всей рыночной системы. Недостаточная конкуренция существует лишь при наличии монополии. Поэтому важнейшим фактором становления и развития рынка и рыночных отношений является сдерживание монополий. Это позволит увеличить конкуренцию на рынке, тем самым снизить цены, а в конечном итоге привести к увеличению благосостояния государства и общества в целом.


1.      Понятие конкуренции и ее формы

 

 

Конкуренция (от лат. сoncurrere – бежать вместе) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность  самостоятельных единиц хозяйствования. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах фиксирует права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливает принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономическую технологию производства в конечном итоге означает их устранение конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.

Исторически конкуренция сложилась в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась. Появилась возможность усиления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникает капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие.

Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф.Энгельс определял ее  как наиболее полное выражение господствующей в современном ему гражданском обществе войны против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между  стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутри- и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, и особенно за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественную стоимость товаров, устанавливающуюся в результате внутриотраслевой конкуренции, К.Маркс называл рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает влияние спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости, а если предложение больше спроса, то рыночная цена ниже стоимости. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей  различных отраслей производства. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, выгодное приложение капитала и перераспределение прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют различные объективные факторы, ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него не меньшую прибыль, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Различные нормы прибыли, как писал К.Маркс, выравниваются путем конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее этих различных норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Она, во-первых, зависит от уровня средней нормы прибыли и, во-вторых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль определяется как произведение средней нормы прибыли на величину авансированного капитала:  р =   р ’ * К, где  р – средняя прибыль;  р ’ – средняя норма прибыли; К – авансированный капитал.

Образование средней нормы прибыли означает перераспределение  совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

Превращение  прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал

В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах:

1.      Совершенная конкуренция (чистая конкуренция);

2.      Несовершенная конкуренция:

      Монополия;

      Олигополия;

      Монополистическая конкуренция [2].


1.1 Совершенная конкуренция

 

 

Совершенная конкуренция («чистая», или свободная конкуренция) – рыночная структура, характеризующаяся большим количеством продавцов стандартизированной продукции [1]. Для нее характерны следующие черты:

1.      Наличие большого количества фирм, производящих один и тот же  вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров, и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;

2.      Возможность свободного доступа к различным производственным секретам;

3.      Однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

4.      Хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение  на товары [2].

Основным фактором, определяющим число продавцов, является минимальный эффективный масштаб производства, при котором долгосрочные средние издержки достигают минимума (рис.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Эффективная мощность предприятия и строение рынка

На рисунке показана зависимость числа продавцов от величины эффективной мощности предприятия. Если долгосрочная кривая LATC1 достигает минимума при маленьком объеме производства, то нужно много фирм для удовлетворения  рыночного спроса. Рынок будет совершенно конкурентным, если q1 является очень маленьким, и монополистически конкурентным, если q1 просто мало.  Если же долгосрочная кривая LATC2 достигает минимума при объеме производства лишь в несколько раз меньше рыночного спроса, то на рынке будут работать несколько крупных фирм. Наконец, если рыночный спрос равен эффективной мощности (минимуму долгосрочных средних издержек) одного предприятия LATC3, то на рынке будет действовать одна фирма, рынок будет монополистическим.

Очень важным является понимание того, что совершенная конкуренция в чистом виде не существует в действительности. Модель совершенной конкуренции создана для лучшего понимания работы реальных рынков. С ее помощью можно четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на пути максимизации прибыли. Модель дает возможность понять функционирование рынков, которые в действительности не полностью отвечают критериям какой-либо одной рыночной структуры (модели конкуренции). Поэтому сначала исследуется идеальный (несуществующий реально) рынок совершенной конкуренции, а затем остальные.

Причины, по которым рынок совершенной конкуренции не существует, следующие: очень немногие рынки в развитых странах удовлетворяют следующим условиям: очень большое число продавцов, идентичность продукции, т.е. свободный вход на рынок и выход из него. К таким рынкам можно отнести некоторые рынки сельскохозяйственной продукции, некоторые рынки ценных бумаг. Но ни один из этих рынков не удовлетворяет условию свободного доступа к информации.

В условиях совершенной конкуренции рыночная цена на продукцию устанавливается при взаимодействии спроса и предложения. На рис.2 показано, что рыночное равновесие устанавливается при цене Р1 и отраслевом объеме выпуска (производства) Q1.

Информация о работе Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь