Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

С преобразованием административно-командной системы хозяйственные структуры начинают обретать не только управленческую, но и экономическую самостоятельность, т.е. на рынке они выступают как полноценные товаропроизводители, владеющие информацией о спросе и способные функционировать в условиях современного рынка. Поэтому в настоящее время перед хозяйствующими субъектами РБ стоит задача формирования системы рыночных отношений, становление национального рынка, что и предполагает экономическую свободу всех субъектов хозяйствования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3 стр.
1. Понятие конкуренции и ее формы…………………………………….5 стр.
1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….7 стр.
1.2 Несовершенная конкуренция…………………………………………16 стр.
1.3 Методы конкурентной борьбы………………………………………..17 стр.
2. Понятие предпринимательства и его основные характеристики……18 стр.
3. Рыночные структуры Республики Беларусь…………………………..23 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список использованной литературы..……………………………………..28 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая конкуренция.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

а)                                                                                    б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Спрос на рынке совершенной конкуренции и спрос

на продукцию отдельной совершенно конкурентной фирмы

Спрос на совершенно конкурентном рынке горизонтален, спрос же на продукцию отдельной фирмы является горизонтальным, совершенно эластичным и находится на уровне рыночной цены Р1. Причиной является то, что ни один из большого количества продавцов не может запросить цену выше, чем рыночная, т.к. покупатели тут же начнут покупать продукцию у его конкурентов. Ниже рыночной цены фирме продавать свою продукцию смысла не имеет, т.к. она в состоянии реализовать свою продукцию по рыночной цене Р1. Поэтому спрос фирмы будет существовать только при цене Р1, а следовательно является горизонтальным. Раз все единицы продукции продаются по одной и той же цене, то от продажи каждой дополнительной единицы продукции продавцы получают одинаковый доход, совпадающий с ценой продукции. Следовательно, линия предельного (дополнительного) дохода MR является горизонтальной и совпадает с линией спроса. Линия среднего дохода AR тоже совпадает с линией спроса. Средний доход представляет собой частное от деления общего дохода на количество выпускаемой продукции. Но общий доход представляет собой произведение цены на объем выпускаемой продукции. Поэтому средний доход равен:

AR = TR/Q;

TR = P*Q;

AR = P*Q/Q = P.

Т.е спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции является горизонтальным и совпадает с линиями предельного и среднего доходов.

В любом случае фирма, работающая на рынке, стремится достигнуть целей: получить большую прибыль, удержать долю рынка или захватить еще большую.

Рассмотрение захвата или удержания рынка не имеет смысла в условиях совершенной конкуренции, потому что при наличии в отрасли огромного числа фирм бессмысленно говорить о доли отдельной фирмы. Поэтому остановимся на такой цели как максимизация прибыли. Для определения оптимального объема любой рыночной структуры есть 2 подхода:

1. Сопоставление общего дохода и общих издержек – из общей выручки, равной произведению цены на объем производства, вычитаются общие издержки. Результат и есть прибыль (убыток).

2.      Сопоставление предельного дохода и предельных издержек – когда предельный доход превышает предельные издержки, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль. Если предельный доход опускается ниже предельных издержек, продажа дополнительной единицы снижает прибыль. Изменение прибыли от продажи дополнительной единицы – это разница между предельным доходом и предельным издержками:

MP = MR – MC,

где МР – предельные прибыль.

Для любой рыночной структуры возможны 3 ситуации, с которыми она может столкнуться в краткосрочном периоде:

1.      Максимизация прибыли – наиболее оптимальная для фирмы ситуация, при которой общий доход фирмы больше общих издержек, т.е. фирма получает прибыль;

2.      Минимизация убытков – ситуация, при которой общий доход меньше общих издержек, т.е. фирма несет убытки. Ситуация возможна только в краткосрочном периоде, когда фирма может некоторое время позволить себе терпеть убытки за счет имеющегося запаса денег. В долгосрочном периоде, если  фирмы совокупная выручка меньше совокупных издержек, она закрывается.

3.      Закрытие фирмы – ситуация схожа с минимизацией убытков. Отличие ситуаций заключается в следующем: в случае минимизации убытков фирма покрывает переменные издержки VC и часть постоянных издержек FC, а в случае закрытия фирма не покрывает даже переменных издержек, не говоря о постоянных.

В долгосрочном периоде возможны только две ситуации: максимизация прибыли и закрытие.

Для случая максимизации прибыли фирме следует выбрать объем производства, при котором прибыль максимальна, т.е. доход превышает издержки на максимальную величину. Для минимизации убытков фирме следует выбрать объем производства, при котором отрицательная разница между доходом и издержками, т.е. убыток, минимальна.

Покажем ситуацию на графике (рис. 3).

а)              максимизация прибыли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)               минимизация убытков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)              закрытие фирмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Метод сопоставления общего дохода и общих издержек

Так как цена на рынке совершенной конкуренции постоянна, то функция общего дохода линейна, выходит из начала координат и имеет положительный наклон. Функция общих издержек волнообразна. На рис.3а показана ситуация максимизации прибыли. Фирма будет получать прибыль, выпуская количество продукции между q1  и  q2 , т.к. именно в этом интервале линия общего дохода TR лежит выше кривой  общих издержек TC. Оптимальным будет выпуск в точке q*, в которой расстояние между TR и TC по вертикали будет максимальным, а следовательно максимальной будет и прибыль.

На рис.3б показан ситуация минимизации убытков. Кривая общих издержек TC лежит выше линии общего дохода TR при любом объеме производства. Оптимальным будет объем выпуска, при котором кривая общих издержек TC будет по вертикали превышать линию общего дохода TR на наименьшую величину. При этом убытки будут минимальными. Следует обратить внимание на то, что при оптимальном объеме выпуска фирма не покрывает всех издержек, но покрывает переменные издержки VC и часть постоянных издержек FC.

На рис.3в показана ситуация закрытия фирмы. При оптимальном объеме выпуска, при котором кривая общих издержек TC превышает линию общего дохода TR на наименьшую величину, фирма не покрывает даже свои переменные издержки VC и вынуждена закрыться.

Сейчас проанализируем, какой будет  кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Для этого рассмотрим график (рис.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4 Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы

На графике изображены кривая предельных издержек МС, кривая средних общих издержек АТС, кривая средних переменных издержек AVC и несколько линий спроса D0, D1, D2, D3. Проанализируем поведение фирмы при увеличении цены от D0 до D3.

При уровне цены D0 фирма будет закрываться, т.к. при оптимальном объеме производства (МС=МR) фирма не покрывает даже средние переменные издержки. Фирма начнет производство при достижении ценой уровня D1. В этом случае через точку пересечения кривой предельных издержек МС и линии предельного дохода MR будет проходить и кривая средних переменных издержек AVC.

Т.е. начиная с этого уровня, фирма будет покрывать свои средние переменные издержки. Если же цена поднимется  выше D1, то фирма будет покрывать и часть постоянных издержек, которые представляют собой разницу между средними общими издержками АТС и средними переменными издержками AVC. В случае дальнейшего увеличения цены при достижении ценой уровня D2 фирма полностью покроет свои издержки, но прибыли не получит. Т.е. точка С – это точка безубыточности. Далее, когда цена поднимется выше D2 и достигнет уровня D3, фирма будет получать прибыль [1].


1.2 Несовершенная конкуренция

 

 

Несовершенная конкуренция в отличие от совершенной ограничена влиянием монополий и государства. Существует несколько моделей несовершенной конкуренции:

  1. Монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Основные характеристики монопольного рынка:

1.      На рынке действует одна фирма, т.е. производитель может устанавливать цену, но не в любых пределах, а в пределах, ограниченных спросом;

2.      Уникальность продукции. Чистая монополия (ситуация, когда у фирмы нет ни одного даже маленького конкурента) существует, когда у товара нет близких товаров заменителей. Продукция должна сильно отличаться от продукции других фирм;

3.      Вход на рынок заблокирован;

4.      Доступ к информации о ценах на ресурсы, применяемых технологиях отсутствует;

5.      Абсолютная немобильность ресурсов.

Примеров чистой монополии немного. К ней приближаются фирмы, поставляющие природный газ, электроэнергию, воду жителям населенного пункта (коммунальные предприятия). Примерами фирм, которые в прошлом приближались к монополии, являются: IBM – доля рынка больших компьютеров 72-82% в 1960-х - нач. 1970-х , Xerox – приблизительно 75% рынка копировального оборудования до окончания срока действия патентов в 1970-х гг.

Причины возникновения монополий:

1.      Экономия от масштаба, ситуация, когда долгосрочные средние издержки в отрасли достигают минимума при существовании в отрасли  только одной фирмы, которая полностью удовлетворяет рыночный спрос. Если в  отпасли находится несколько фирм, то они не минимизируют свои долгосрочные издержки, поскольку не достигают нужного объема производства. Монополия, функционирующая по указанной схеме, называется естественной монополией. В отрасли, где наблюдается такая долгосрочная кривая средних издержек, одна фирма обычно получает от государства право на работу на определенном рынке или географической области. Взамен монополисту приходится соглашаться с регулированием своей деятельности. Типичными представителями естественных монополий являются коммунальные предприятия. Естественные монополии – это единственный вариант монополии, который является экономически эффективным с точки зрения экономики в целом;

2.      Фирма может являться монополией из-за наличия у нее патента на продукцию или технологию;

3.      Фирма может быть монополией, обладая лицензией, предоставляющей право быт исключительным производителем.

Второй и третий вид называются закрытыми монополиями, т.е. законодательно защищенными от появления на рынке других фирм.

4.      Редкой причиной появления монополий является владение или контроль ключевого сырья. Пример – компания Aluminum Company of America, которая до Второй Мировой войны контролировала бокситы – основное сырье для производства алюминия.

5.      Последней причиной наличия монополии в отрасли служит предпочтение потребителями продукции только одной фирмы. Например, фирма Campbell в США, производящая консервированные супы, стала монополией на местном рынке по этой причине.

Кроме естественной и закрытой выделяют такие разновидности как:

                        Открытая монополия – в отличие от закрытой не защищена законодательно от появления конкурентов;

                        Простая монополия – продает одну и ту же продукцию в одно и то же время разным покупателям по одной цене;

                        Монополия, использующая ценовую дискриминацию – продает одну и ту же продукцию в одно и то же время разным покупателям по разной цене.

Важным отличием рынка совершенной конкуренции от несовершенной является то, что на рынке несовершенной конкуренции:

1.      Спрос D не является постоянным, а уменьшается. Предельный доход MR также уменьшается и его значение меньше спроса (рис.5а);

2.      Общий доход TR нелинеен;

3.      Общий доход на графике представляет собой кривую, исходящую из начала координат, возрастающую, пока предельный доход MR больше нуля и снижающуюся, когда предельный доход отрицателен (рис.5б) [1].

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5 Спрос, предельный и общий доход на рынке несовершенной конкуренции

Если рынок чисто монопольный, то это приводит к экономической катастрофе: искусственно взвинченные цены обогащают монополиста, но истощают потребителя. При таких высоких ценах постоянно снижается объем производства. Экономика приобретает застойный характер.

Для потребителя монопольный рынок плох, т.к. нет выбора и большие цены; для товаропроизводителя – не развивается бизнес; для общества – мало хозяйствующих субъектов. А значит, маленькие доходы, высокая ставка налогообложения, социальная незащищенность граждан. Поэтому правительства стран с рыночной экономикой проводят антимонопольную политику посредством антимонопольного законодательства – пакет законов, который поддерживает конкуренцию и через который государство регулирует отношения между монополиями и  конкуренциями, обеспечивая баланс.

Начало ему было положено в США в 1890г.: фирма, признанная монополией, платит повышенные налоги, и часть этой фирмы заставляют преобразовываться в несколько самостоятельных фирм. В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято после Второй Мировой войны и имеет ряд особенностей. С одной стороны, антимонопольное законодательство встает на защиту интересов производителей, а с другой – поощряет процесс концентрации производства, образование крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Характеризуя ситуацию, сложившуюся в РБ в настоящее время в области демонополизации и развития конкуренции, следует отметить следующие закономерности. Во-первых, высокий уровень монополизации по отдельным видам выпускаемой продукции (АО "Горизонт" - выпускающий телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники, АО МТЗ - тракторы и т.д.). Во-вторых, государственный сектор экономики остается преобладающим, в то время как класс собственников только формируется. В-третьих, созданные в процессе разгосударствления структуры типа концернов, ассоциаций и других организаций нового типа во многом определяют положение на рынке и отрицательно влияют на развитие конкуренции. В-четвертых, государственное регулирование цен на товары естественных монополий приводит к необоснованному росту цен практически во всех отраслях народного хозяйства. И последнее, антимонопольная политика пока не получила должной поддержки со стороны ряда органов государственного управления. Таким образом, экономическая ситуация в РБ не в полной мере способствует развитию конкуренции в силу медленной перестройки хозяйственного механизма и сложившейся на рынке ситуации. В Беларуси основным документом, регламентирующим конкурентные отношения, является Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (введен 1 марта 1993 года). Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами РБ "О предприятиях", "Об аренде", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности" (данный закон пока частично пересматривается), "О предпринимательстве", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", "Об инвестиционной деятельности", " О защите прав потребителей", а также рядом постановлений Совета Министров РБ.
Первым государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ стал образованный в 1992 году Государственный комитет РБ по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство по антимонопольной политике. Его основные задачи сводились: к разработке и осуществлению мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, к осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РБ, к содействию созданию конкурентной сферы и развитию предпринимательства, к контролю в пределах своей компетенции за выполнением законодательства о защите прав потребителей.

Информация о работе Конкуренция и предпринимательство. Формирование конкуренции и преодоление монополизма в Республике Беларусь