Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:16, автореферат
Актуальность темы диссертационного исследования и решаемой в нем научной задачи предопределена необходимостью устранения ряда негативных тенденций, возникающих из-за неэффективности государственно-правового регулирования сферы осуществления предпринимательской деятельности. Это обусловлено отсутствием четкой регламентации всех элементов конституционно-правового статуса коммерческих организаций, а также противоречивостью нормативных документов: концепций развития отраслей предпринимательства и производства на федеральном уровне, программ экономического развития и систем индикативного управления в субъектах Российской Федерации, муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
В правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации нашли свое подтверждение следующие элементы конституционно-правового статуса коммерческих организаций:
– право частной собственности, право свободно перемещать товары, услуги, финансовые средства на территории России, которые могут быть ограничены в соответствии с частью 2 ст. 74 Конституции РФ;
– обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
– гарантии реализации и защиты конституционных прав, производные от принципов единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, равного признания и защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, регламентированных в ст. 8 Конституции Российской Федерации.
Во втором параграфе – «Защита прав и законных интересов коммерческих организаций конституционными средствами. Реализация права на судебную защиту» выявлено соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантии»; проанализированы конституционные гарантии реализации прав коммерческих организаций и способы их конституционной защиты, дана оценка их эффективности. Обобщена практика применения судами общей юрисдикции и арбитражными судами положений Конституции РФ, правовых позиций Конституционного Суда РФ и выявленного им конституционного смысла применяемых федеральных законов.
«Охрана прав» хозяйствующих субъектов – это система правового регулирования осуществления предпринимательской деятельности, которая позволяет организациям наиболее эффективно реализовать принадлежащие им права в рамках ограничений, установленных законодателем с целью обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Конституционная охрана прав и законных интересов коммерческих организаций – это регламентация в Конституции РФ гарантий эффективной реализации и защиты их прав, то есть системы организационно-правовых средств и способов, направленных на обеспечение полноценного пользования правами и восстановления при их нарушении.
Право коммерческих организаций на защиту конституционными средствами предполагает законодательное обеспечение восстановления нарушенного права при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, применении судами положений Конституции России и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно ст. 125 Конституции РФ, ст. 96, 97 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», юридические лица не наделены правом обращаться в Конституционный Суд РФ. Они не обладают конституционными правами, которые, по правилам допустимости жалобы, должны быть затронуты и нарушены законом, примененным либо подлежащим применению в конкретном деле.
Результаты анализа судебной практики подтверждают необходимость дополнения ст. 96 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» положением о праве юридических лиц в целом и коммерческих организаций в частности обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение их прав законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Одним из средств защиты конституционных прав юридических лиц в целом является ответственность государства, которая предполагает законодательное закрепление порядка возмещения ущерба, причиненного организациям в результате следующих неправомерных действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц: принятие решений, содержащих неконституционные ограничения права на осуществление экономической деятельности, устанавливающих административные барьеры; фактический отказ от реализации программ государственной поддержки предпринимательства. Обеспечение прозрачности исполнения бюджетов всех уровней позволит осуществлять контроль со стороны налогоплательщиков (коммерческих организаций) за расходованием средств, полученных от них в качестве налоговых поступлений, в частности, на развитие социальной сферы, создание рыночной инфраструктуры.
В Заключении обобщены результаты исследования, представлены основные выводы, касающиеся предмета исследования, предложения и рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства, практики его применения.
В работе имеются приложения: № 1. Схема предмета исследования для выявления элементов конституционно-правового статуса коммерческих организаций, механизма его правового регулирования; № 2. Результаты сравнительно-сопоставительного анализа закрепления конституционно-правового статуса юридических лиц в конституциях зарубежных стран; № 3. Классификация правовых позиций Конституционного Суда РФ в сфере реализации конституционно-правового статуса коммерческих организаций в Российской Федерации в зависимости от основания защиты (отказа в защите) принадлежащих им прав; № 4. Классификация функций коммерческих организаций в зависимости от вида обеспечиваемых интересов; № 5. Методика исследования конституционно-правовых отношений, возникающих в процессе взаимодействия коммерческих организаций с публичной властью; №6. Проект Федерального закона «Об основах экономической деятельности в Российской Федерации».
В приложениях приведены
статистические и аналитические
данные, результаты обобщения и анализа
которых позволили
Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях:
1 См., например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делу № К4-Н-7/2648.
2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 г. № 17-П // Рос. газ. – 1996. – 6 нояб.
3 С 01.01.1995 г. по 31.12.2006 г. в Конституционный Суд РФ поступило 19 522 обращения физических и юридических лиц по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности; с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. Конституционным Судом РФ вынесено 77 решений (6 постановлений и 71 определение) по жалобам коммерческих организаций. – (http://www.ksrf.ru).
4См.: Россия: Макроэкономические прогнозы: Ежемесячный обзор. Июнь 2008 г. – (http://www.rbc.ru).
5 Росстат: Численность населения России. Численность безработных. – (http://www.gks.ru).
6 Росстат: Производство. – (http://www.gks.ru); Макроэкономические прогнозы. – (http://www.rbc.ru).
7 Инфляция. – (http://www.ricom.ru).
8 Динамика ВВП. – (http://www.ricom.ru).
9 Степашин С. В. Модернизация: рывок России по плану Путина / С. В. Степашин // Рос. газ. – 2007. – 2 нояб.
10 Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права / В. Е. Чиркин. – М.: Норма, 2007. – 352 с.
11 Кутафин О. Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица: монография. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 336 с.
12 Кузьмин А. Г. Юридические лица как субъекты конституционно-правовых отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Г. Кузьмин. – Челябинск, 2007. – 31 с.; Солдатов В. В. Защита конституционных прав юридических лиц в Конституционном Суде РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Солдатов. – Челябинск, 2007. – 28с.; Чантурия Л. Л. Юридические лица публичного права: их место в гражданском праве и особенности правового регулирования / Л. Л. Чантурия // Государство и право. – 2008. – № 3. – С. 38 – 45.
Информация о работе Коммерческие организации как субъекты конституционно-правовых отношений