Коммерческие организации как субъекты конституционно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:16, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы диссертационного исследования и решаемой в нем научной задачи предопределена необходимостью устранения ряда негативных тенденций, возникающих из-за неэффективности государственно-правового регулирования сферы осуществления предпринимательской деятельности. Это обусловлено отсутствием четкой регламентации всех элементов конституционно-правового статуса коммерческих организаций, а также противоречивостью нормативных документов: концепций развития отраслей предпринимательства и производства на федеральном уровне, программ экономического развития и систем индикативного управления в субъектах Российской Федерации, муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса.

Файлы: 1 файл

автореферат.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Научная новизна  исследования заключается в выдвижении и доказательстве гипотезы о том, что коммерческие организации являются субъектами конституционно-правовых отношений и обладают конституционно-правовым статусом.

1. Аргументировано, что  признание коммерческих организаций  субъектами конституционно-правовых  отношений необходимо для обеспечения  охраняемых правом публичных интересов, к которым относятся реализация конституционных принципов осуществления экономической деятельности, поступление налогов и сборов в бюджет, содействие занятости населения. В  условиях перехода к инновационной модели развития требуется формирование механизмов государственно-частного партнерства и согласованное с «бизнес-сообществом» законодательство, отражающее баланс интересов государства, общества и коммерческой организации.

2. Обосновано, что коммерческие организации наряду с иными юридическими и приравненными к ним лицами являются субъектами конституционно-правовых отношений, объект которых – деятельность юридических лиц по выполнению публично-правовых обязательств, а содержание – взаимные права и обязанности государства и юридического лица, направленные на обеспечение публичных интересов, отличающихся по существу от частноправовых.

3. Доказано, что коммерческие  организации обладают конституционно-правовым статусом, некоторые элементы которого (права, обязанности, гарантии)  закреплены в конституционном законодательстве.

В традиционное  содержание юридической конструкции «конституционный статус коммерческой организации» включены новые элементы: пределы реализации и ограничения прав и законных интересов, принципы осуществления экономической деятельности и стратегического (индикативного) планирования развития экономики.

Уточнено понятие «ограничения прав юридических лиц» и выявлено его отличие от содержания условий правопользования, пределов реализации права.

4. Разработана классификация функций коммерческих организаций, основанием которой являются обеспечиваемые при их выполнении интересы.

Разграничены частно- и публично-правовые функции, среди которых выделены конституционно-правовые, направленные на реализацию государственных и общественных (а следовательно, конституционных) интересов: социальная, экономическая и координационно-совещательная.  

Сделан вывод о том, что содержание названных функций  выходит за пределы целей, указанных  в ст. 50 Гражданского кодекса РФ.

5. Выявлено, что объектом регулирования конституционно-правовых отношений между государством и коммерческими организациями является деятельность последних по выполнению публично-правовых обязательств, как возложенных на них государством (уплата налогов и сборов, содействие занятости населения, охрана окружающей природной среды, сохранение культурного наследия), так и принятых на себя добровольно (осуществление благотворительной деятельности, оказание спонсорской помощи).

6. Определено содержание  конституционно-правовых отношений с участием коммерческих организаций, которое объединяет две составляющие –фактическую (материальную) и юридическую. Первая включает отношения, связанные с реализацией и защитой: а) основ конституционного строя (в том числе принципов социального государства,  осуществления предпринимательской деятельности); б) конституционных прав человека в экономической сфере.

Юридическим содержанием  анализируемых конституционно-правовых отношений выступают субъективные права и обязанности (право государства  требовать от коммерческих организаций выполнения публично-правовых обязательств и обязанность создать для этого благоприятные условия хозяйствования).

7. Обоснованы предложения  по изменению законодательства, направленные на совершенствование  системы гарантий реализации и защиты прав юридических лиц при условии обеспечения публичных интересов.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается           в следующем:

1. Диссертация  имеет системный характер, ее  значимость состоит в разработке  теоретических и практических основ конституционно-правового статуса коммерческих организаций, рекомендаций по внесению изменений в нормативные правовые акты, действующие в сфере реализации его элементов.

2. Предложения  по совершенствованию законодательства, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности органов государственной власти при подготовке проектов законов «Об основах экономической деятельности в Российской Федерации», «Об ограничениях прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации», законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы; концепции стратегического развития предпринимательства в России; постановлений об утверждении положений  о системах индикативного управления в субъектах Федерации, о территориальном планировании в муниципальных образованиях.

 3. Материалы диссертации могут найти применение в учебном процессе при подготовке лекций и учебных пособий по дисциплинам «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран», «Конституционное правосудие», «Конституционная экономика».

Основные  положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

    1. Коммерческая организация как субъект конституционно-правовых отношений: а) обеспечивает государственные и общественные интересы посредством выполнения публично-правовых функций: социальной, экономической, координационно-совещательной; б) участвует в реализации принципа свободы экономической деятельности, осуществляя основные права и исполняя конституционные обязанности.

 Основу конституционно-правового  статуса коммерческих организаций  составляют конституционные права  (право на использование своего имущества для предпринимательской деятельности,  право свободного осуществления экономической деятельности и перемещения товаров, услуг, финансовых средств,  право собственности,  право на поиск, получение, передачу информации, право на обращение в государственные органы, право на судебную защиту) и обязанности (по уплате законно установленных налогов и сборов, по охране окружающей природной среды и культурных ценностей).

Дополнение системы  законодательно закрепленных элементов  конституционно-правового статуса  коммерческих организаций такими составляющими, как пределы реализации и ограничения прав, принципы осуществления экономической деятельности и стратегического планирования развития предпринимательства, позволит всесторонне охарактеризовать юридическое лицо как субъекта конституционно-правовых отношений в теории и улучшить показатели экономического роста государства и субъектов Российской Федерации на практике.

    1. Помимо достижения цели извлечения прибыли деятельность коммерческих организаций направлена на выполнение публично-правовых функций, среди которых конституционно-правовыми являются следующие:
      • Экономическая функция – это направление деятельности коммерческой организации по формированию доходной части консолидированного бюджета государства и внебюджетных фондов за счет надлежащей уплаты законно установленных налогов и сборов.
      • Социальная функция – это направление деятельности коммерческой организации по содействию занятости населения: сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, уменьшению числа безработных, обеспечению заработной платы не ниже уровня прожиточного минимума.
      • Координационно-совещательная функция – это направление деятельности коммерческой организации по взаимодействию с уполномоченными органами при обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области развития предпринимательства, при разработке стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности.
    2. Конституционные права коммерческой организации  производны от конституционных прав физического лица и одновременно являются гарантией наиболее эффективного осуществления прав человека – учредителя (участника) юридического лица. Наделение юридического лица конституционным правом на осуществление предпринимательской деятельности гарантирует со стороны государства реализацию права человека на свободное использование своих способностей и имущества для экономической деятельности.
    3. Конституционно-правовой статус коммерческих организаций – это признаваемое и гарантированное государством положение коммерческих организаций в конституционно-правовых отношениях.

Структурными элементами конституционно-правового статуса  коммерческих организаций являются закрепленные в Конституции России принципы осуществления экономической деятельности и стратегического (индикативного) планирования развития экономики и государства; права и обязанности коммерческих организаций, гарантии их осуществления и защиты; ограничения и пределы реализации прав коммерческих организаций, обусловленные охраняемыми государством публичными интересами.

    1. Конституционные ограничения прав человека, закрепленные в ст. 55    и ст. 74 Конституции РФ, применимы к правам юридических лиц и являются элементом статуса коммерческих организаций.

Уточнена юридическая  конструкция «конституционные ограничения  прав коммерческих организаций», как  «сужение правомочий юридического лица, введенное федеральным законом для защиты особо охраняемых ценностей: основ конституционного строя Российской Федерации, прав и законных интересов других лиц, обороны страны, безопасности государства, охраны окружающей среды, культурных ценностей, объектов культурного наследия».

Ограничения прав отличаются от условий правопользования по целям  и содержанию: при закреплении  порядка осуществления права  объем разрешенных действий остается неизменным, а при введении ограничений затрагивается содержание права и уменьшается количество правомочий.

Разграничение понятий  «предел реализации права» и «ограничение права» проведено на основании критериев  «динамичности» и «статичности»  соответствующих процессов. Установлению пределов реализации правомочий свойственна динамика, закреплению ограничений – статика.

Система сбалансированных конституционных ограничений позволяет  государству обеспечить учет публичных  интересов в предпринимательской  деятельности коммерческих организаций  – носителей частного интереса.

    1. Реализация конституционно-правового статуса коммерческих организаций осуществляется через следующие механизмы государственно-частного партнерства:  а) координационные или совещательные советы при органах государственной власти (например, Совет по предпринимательству Воронежской областной Думы); б) предпринимательские сообщества (торгово-промышленные палаты); в) саморегулируемые организации.

Закрепление в конституционном  законодательстве обязанностей юридических  лиц обеспечивать представительство интересов субъектов предпринимательства в нормотворческом процессе способствует наиболее эффективному согласованию частных и публичных интересов при формировании и реализации государственной политики в сфере развития экономики и отечественного производства.

Целесообразно регламентировать порядок выяснения мнения «бизнес-сообществ» по законопроектам, затрагивающим интересы предпринимателей,    в первую очередь в сфере бюджетного и налогового законодательства, на этапе проведения парламентских слушаний и публичной независимой экспертизы        и учета указанного мнения впоследствии при рассмотрении и принятии законов.

    1. Для наиболее эффективного выполнения коммерческими организациями конституционных обязанностей и реализации публичных интересов при осуществлении экономической деятельности целесообразно:

7.1. Закрепить в ст. 96 Федерального конституционного  закона «О Конституционном Суде  Российской Федерации» право юридических лиц обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение их конституционных прав законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, что расширит систему конституционных гарантий реализации и защиты прав коммерческих организаций.

7.2. Изложить ст. 74 Конституции  РФ в редакции, допускающей введение ограничений на перемещение товаров, услуг, финансовых средств только федеральным законом, что, с одной стороны, обеспечит защиту особо охраняемых ценностей (публичный интерес), с другой – позволит оспаривать в судебном порядке неконституционные ограничения прав юридических лиц.

7.3. Внести в Регламент  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  изменения об обязательности  проведения Торгово-промышленной  палатой Российской Федерации  экспертизы законопроектов, затрагивающих  права и законные интересы коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, с привлечением представителей последних для участия в их обсуждении.

Внести аналогичные  изменения в регламенты законодательных  органов субъектов Федерации  применительно к торгово-промышленным палатам, действующим на территории соответствующих субъектов РФ.

7.4. Разработать и принять  Федеральный закон «Об основах  экономической деятельности в  Российской Федерации», в котором  закрепить легальное определение  понятия экономической деятельности и принципы ее осуществления, в том числе принцип стратегического (индикативного) планирования развития предпринимательства и отечественного производства как соответствующее Конституции РФ ограничение экономической свободы коммерческих организаций.

Апробация результатов диссертационного исследования проведена посредством публикации 12 научных статей общим объемом 8,4 п.л., выступления с докладами на семи ежегодных научно-практических конференциях, проходивших на юридическом факультете ГОУ ВПО Воронежского государственного университета (Воронеж, апрель 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.); при чтении лекций и проведении практических занятий по курсу «Конституционное право Российской Федерации» в качестве аспиранта кафедры конституционного права России и зарубежных стран ГОУ ВПО Воронежского государственного университета, а также при участии в разработке проектов следующих законов Воронежской области: «О поправках к Уставу Воронежской области», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области», «О порядке назначения и проведения народного обсуждения важнейших вопросов социально-экономического развития Воронежской области и проектов нормативных правовых актов Воронежской области».

Информация о работе Коммерческие организации как субъекты конституционно-правовых отношений