Коммерческие организации как субъекты конституционно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:16, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы диссертационного исследования и решаемой в нем научной задачи предопределена необходимостью устранения ряда негативных тенденций, возникающих из-за неэффективности государственно-правового регулирования сферы осуществления предпринимательской деятельности. Это обусловлено отсутствием четкой регламентации всех элементов конституционно-правового статуса коммерческих организаций, а также противоречивостью нормативных документов: концепций развития отраслей предпринимательства и производства на федеральном уровне, программ экономического развития и систем индикативного управления в субъектах Российской Федерации, муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса.

Файлы: 1 файл

автореферат.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

Л о г а  ч е в а 

 

Н а т а  л и я    Ю р ь е  в н а

 

 

 

 

КОММЕРЧЕСКИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ 

 

КАК СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Специальность 12.00.02 – конституционное  право; муниципальное право

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание ученой степени

 

кандидата юридических наук

 

 

 

 

 

 

Москва – 2008

 

 

Диссертация выполнена  на кафедре конституционного права  России        и зарубежных стран  Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет».

 

Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Зражевская Татьяна  Дмитриевна

Официальные оппоненты:

доктор юридических  наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

Михалёва Надежда Александровна,

 

доктор юридических наук, профессор

Мазаев Владимир Дмитриевич

Ведущая организация:

Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской  Федерации


 

Защита диссертации состоится 23 сентября 2008 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 144.001.02 при Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации по адресу: 119992 г. Москва, ул. Зубовская, д. 2, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

Автореферат разослан «___» ____________ 2008г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат юридических наук

 

 

 

 

А.А. Васильев


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность  темы диссертационного исследования  и решаемой в нем научной задачи предопределена необходимостью устранения ряда негативных тенденций, возникающих из-за неэффективности государственно-правового регулирования сферы осуществления предпринимательской деятельности. Это обусловлено отсутствием четкой регламентации всех элементов конституционно-правового статуса коммерческих организаций,  а также противоречивостью нормативных документов: концепций развития отраслей предпринимательства и производства на федеральном уровне, программ экономического развития и систем индикативного управления в субъектах Российской Федерации, муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса.

1. Конституция Российской  Федерации закрепляет основы экономического строя, но не содержит норм-принципов стратегического (индикативного) планирования развития экономики, положений о юридических лицах в целом и коммерческих организациях в частности, являющихся базой социально-экономического роста государства.

Коммерческие организации  как производительная сила оказались  вне конституционно-правового регулирования, в то время как закрепление  конституционных принципов осуществления  экономической деятельности предполагает нормативное обеспечение их правового статуса в конституционно-правовых отношениях.

2. Отсутствие в тексте Конституции Российской Федерации 1993 года положений о юридических лицах влечет формирование противоречивой судебной практики.

Арбитражные суды отказывают в удовлетворении требований, основанных на Конституции РФ, поскольку положения  главы второй Конституции России распространяются только на физических лиц1.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ о юридическом лице – объединении граждан2 с долей условности применима только к коммерческим организациям, созданным коллективом физических лиц, однако не действует при защите прав государственных и муниципальных предприятий, а также обществ, созданных одним учредителем – человеком или юридическим лицом.

При реализации конституционных положений  возникает вопрос о том, подлежат ли права коммерческих организаций  конституционной защите.

В современных условиях складывается ситуация, не позволяющая человеку наиболее эффективно реализовать конституционные экономические права и свободы путем  создания коммерческой организации, о чем свидетельствуют многочисленные обращения физических и юридических лиц в Конституционный Суд РФ3. В связи с этим обеспечение доступа юридических лиц к конституционным способам защиты основных прав является элементом системы гарантий прав личности.

3. Между государством, обществом  и коммерческими организациями  – субъектами конституционно-правовых  отношений возник и до настоящего  времени не разрешен конфликт, сущность которого заключается в нескоординированности их целей, публичных и частных интересов. Причина данного конфликта – отсутствие процессуальных норм, устанавливающих порядок согласования данных интересов, механизма эффективного взаимодействия государства и юридических лиц, их сообществ, а также обязанностей коммерческих организаций по выполнению публично-правовых функций и обязанностей государства по созданию соответствующих благоприятных условий хозяйствования. 

Проявление обозначенного конфликта, оказывающего отрицательное воздействие на экономический рост, прослеживается  по макроэкономическим и рейтинговым показателям Российской Федерации за последние десять лет, а также подтверждается их комплексным прогнозом на ближайшие три года4.

В России за период с 1989 по 2008 г. наметилась закономерная тенденция к сокращению численности населения (со 147 млн в 1989 г. до 142 млн на 01.01.2008 г.), росту числа безработных (на 7,7 % в мае 2008 г., что составило    4,8 млн человек, или 6,4 % экономически активного населения)5, снижению роста промышленного производства6 и высокой инфляции (9,7 % в 2006 г. и 11,9 % в 2007 г.)7. С 2004 г. отмечено замедление темпов роста экономики с 7,2 % в 2004 г. до 5,8 % в 2005 г., объема ВВП с 7,1 % в 2004 г. (к предыдущему году) до 6,4 % в 2005 г., 6,7 % в 2006 г., 8,1 % в 2007 г.,  и по прогнозам – 7,4 % в 2008 г.8

Учитывая возникшую потребность  в развитии государственно – частного партнерства, в объединении «государственного и частного капитала на взаимовыгодных условиях, …чтобы сохранялся баланс интересов общества, государства и личностей..., конструктивное взаимодействие, чтобы бизнесу было выгодно развиваться в русле национальных стратегических интересов»9, государство призвано стимулировать формирование у юридических лиц частного права публичных интересов.

Решение указанной задачи возможно только средствами базовой, системообразующей  отрасли конституционного права  России.

Принятие законов, регламентирующих порядок взаимодействия коммерческих организаций с публичной властью в нормотворческом процессе через координационные или совещательные советы при федеральных органах исполнительной власти, саморегулируемые организации, восполнит процессуальный пробел и обеспечит результативность процедур согласования  интересов субъектов публично-правовых отношений при реализации государственной политики в области развития экономики.

4. В научной литературе юридические лица впервые были выделены в качестве субъектов конституционного права В. Е. Чиркиным10 и                         О. Е. Кутафиным11, однако коммерческие организации не стали предметом исследования в работах указанных и иных авторов12 и не рассматривались в качестве субъектов конституционно-правовых отношений.

Участие коммерческих организаций  в конституционно-правовых отношениях существенно отличается от их участия в гражданско-правовых отношениях по характеру связи с государством: в частном праве эти субъекты равноправны, а в конституционном праве коммерческая организация подчинена воле государства в рамках конституционно-правового регулирования.

Понятия «публично-правовой» и «конституционно-правовой» статус юридических лиц соотносятся между собой как целое и часть. Нормы конституционного права образуют конституционно-правовой статус коммерческих организаций, который до сих пор не подвергался в науке комплексному анализу.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования заключается в необходимости  выявить в условиях несовершенства конституционных основ индикативного  планирования развития экономики государства  механизм формирования и реализации правового статуса коммерческих организаций в конституционно-правовых отношениях, показать их роль во взаимодействии с государством и соблюдении  публичных интересов, отличающихся от частных.

Объект исследования – конституционно-правовые отношения, возникающие в процессе функционирования коммерческих организаций, и конституционно-правовые нормы, закрепляющие их статус.

Предмет исследования – конституционные права и обязанности коммерческих организаций, пределы реализации и конституционные ограничения принадлежащих им прав, а также механизм конституционно-правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с коммерческими организациями при осуществлении последними публично-правовых функций.

Научная задача. В условиях развития рыночной экономики, юридического равноправия государственной и частной форм собственности, недостаточно эффективного правового регулирования процесса согласования публичных и частных интересов требуется выявить основные характеристики и правовые механизмы координации целей государства и коммерческих организаций при условии обеспечения их прав в конституционно-правовых отношениях, уточнить категориальный аппарат и обосновать предложения, направленные на совершенствование их правового статуса.

Цель диссертации – найти решение актуальной научной задачи, которое заключается в выработке и обосновании теоретическими и прикладными методами новых практических рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование  конституционного законодательства в исследуемой сфере.

Для достижения цели  поставлены следующие частные задачи:

1. Выявить основания,  позволяющие признать коммерческие  организации субъектами конституционно-правовых  отношений. 

2. Раскрыть содержание  понятий публично-правовых функций коммерческой организации: социальной, экономической, координационно-совещательной, показать их конституционно-правовой характер.

3. Проанализировать элементы конституционно-правового  статуса коммерческих организаций,  в том числе принцип стратегического (индикативного) планирования развития предпринимательства и государства, являющийся, по существу, ограничением экономической свободы, а также механизм их реализации в конституционных правоотношениях.

4. Дать определение и раскрыть  сущность конституционных ограничений прав коммерческих организаций, целей и способов их введения, проанализировать их отражение в отраслевом законодательстве; обозначить отличия ограничений от условий правопользования и пределов реализации прав.

5. Выявить  коллизии правовых норм, регламентирующих статус коммерческих организаций в публичных правоотношениях, проанализировать правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и судебную практику в исследуемой области.

6. Обосновать  предложения по совершенствованию правового регулирования конституционного статуса коммерческих организаций в России.

7. Провести сравнительно-сопоставительный анализ конституционного регулирования прав и обязанностей юридических лиц в зарубежных странах.

Методологическая  основа диссертационного исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач использовались методы диалектического материализма, формально-юридический, метафизический, исторический, абстрагирования, анализа и синтеза, индукции, сравнительного и логико-семантического анализа, функционального анализа, экономико-статистические. Основой для уточнения и дополнения понятийного аппарата являлись законы формальной логики.

Теоретическую базу диссертационного исследования  по вопросам разработки фундаментальных категорий общей теории государства, права и правовых систем составили работы С. В. Дорохина, Д. А. Керимова,                     Л. В. Лазарева,  Е. А. Лукашевой,  А. В. Малько,  Н. И. Матузова,                         С. В. Степашина,  В. О. Халфиной.

При изучении конституционных правоотношений, субъектами которых являются государство и предприниматели, использованы исследования               С. А. Авакьяна, Г. Н. Андреевой, М. В. Баглая, Н. А. Богдановой, Н. С. Бондаря, Г. А. Гаджиева, Т. Д. Зражевской, А. Е. Козлова, А. Я. Курбатова, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, Н. А. Михалевой, Ю. А. Тихомирова, В. Е. Чиркина.

В основу рассмотрения статуса  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей положены труды ученых:  С. В. Белых, Г. А. Гаджиева,                 Д. И. Дедова, Н. В. Козловой,  В. И. Крусса, И. Н. Плотниковой, М. Ю. Тихомирова.

 

 

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты в сфере реализации правового статуса коммерческих организаций в публичных правоотношениях. Наряду с этим использовались акты международного права; конституции зарубежных государств, закрепляющие основы правового положения юридических лиц; судебная практика; данные статистической отчетности; материалы научно-практических конференций и юридической печати.

Информация о работе Коммерческие организации как субъекты конституционно-правовых отношений