Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:45, реферат
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Коммерческой тайной именуют саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.
Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть (получить значительную сумму денег) или месть (не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи, целесообразно обращать внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться.
Компьютеризация предпринимательских структур, накопление с ее помощью различной информации привлекает как конкурентов, так и преступников. Зачастую лица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающего персонала, а это уже проблема внутренней безопасности. Задача службы безопасности своевременно выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которые вынашивают намерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения для продажи другим лицам или использовать в своих личных целях для получения выгоды. Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия, преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ.
Если исходить из зарубежного опыта, то с волной компьютерных преступлений, пока для нас новых и, не в полном объеме, пока урегулированных на законодательном уровне, нам придется столкнуться в недалеком будущем. Субъектами этих преступлений, как правило, являются высокообразованные специалисты, имеющие доступ к секретным программам, шифрам, кодам. В банковских системах, например, совершается мошенничество (снимаются деньги со счетов клиентов вымышленным лицом, занимаются спекуляцией, используя банковский капитал, на валютных биржах, оплачивают собственные счета и т. д.). Развитию данного вида преступлений способствует также и то, что фирмы и банки не стремятся оглашать факты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов. Преступники, зная такое положение, шантажируют владельцев банков, угрожают раскрыть секретные коды и шифры, что может повлечь миллионы расходов для их замены. Только на расследование государственными, частными службами компьютерных ошибок банков приходится тратить около 20 млрд. долларов в год.
Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных.
Зарубежные
фирмы, например, используют для хранения
секретной информации сейфы (шкафы),
открываемые с помощью
Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателю целесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране.
Зарубежные крупные и состоятельные фирмы вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб, специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников. Тенденция роста их рядов не сокращается. В действиях частных служб и полиции возникают противоречия, но их пытаются уладить с помощью закона или на паритетной основе. Существует договоренность об обмене информацией, если на охраняемой территории совершается преступление .
В Российской Федерации принят Закон “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон с критических позиций, следует указать и на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются виды разрешаемых и запрещаемых услуг, которые могут оказывать субъекты негосударственной детективной и охранной деятельности: сыщики и охранники.
В частности, Закон предусматривает возможность создания акционерными обществами собственных служб безопасности, которые, сре6ди других задач, призваны вести “...изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; ... установление обстоятельств... недобросовестной конкуренции..., а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну...”.
Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж. В экономической литературе, исследующей развитие предпринимательской деятельности, обращается внимание на поддержание этики честной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы как неотъемлемого элемента рыночного хозяйствования использование промышленного шпионажа нельзя отнести к этическим видам деловых взаимоотношений предпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельность немыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного, научно-технического и других видов шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономический климат для развития предпринимательства не сможет предотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской акции будут похищены секретные для фирмы (компании) сведения. Шпионаж - это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и тормоз для других.
В дополнение к сказанному, на каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать :
1 учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (особенно опытных образцов);
2 порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.);
3 контроль за средствами копирования и размножения документов;
4 защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники;
5 охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений;
6
контроль за посещениями данного предприятия
посторонними лицами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая.
Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.
Кроме
того, следует учитывать мировой
опыт по защите коммерческой информации.
В разных странах существуют различные
приоритетные направления защиты коммерческой
информации (коммерческой тайны). Так,
в Германии преобладают законодательные
меры, в США и Франции, наряду с ними, предпочтение
отдается организации собственных служб
безопасности фирм, для Японии характерен
корпоративный дух и долгосрочная занятость
в фирме, в Великобритании защита обеспечивается
договорными обязательствами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 «Гражданский кодекс Российской Федерации», “ИНФРА-М”, М, 2009
2 Закон Российской Федерации «О государственной тайне»
3 Постановление Правительства РСФСР "О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 2009 № 35.
4 Долгополов Ю.Б.,“Предпринимательство и безопасность”, “Универсум”, М., 2008
5 Кавеладзе И.Т., “Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей деловой информации)”, “ЭКО-консалтинг”, М., 2004
6 Казакевич О.Ю., Конев Н.В., Максименко В.Г. и др. Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов. - М.: Юрфак МГУ, 2005
7 Раевский Г. “Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации”, журнал “Частный сыск” №4, “Ось-89”, М., 2005
8 Степанов Е. "Кроты" на фирме (персонал и конфиденциальная информация) // Предпринимательское право, 2004, №4, с.54.