Государственные корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Россия переживает один из ключевых моментов своей истории. Мировой кризис серьезно отразился на нас, падение цен на нефть показало наш реальный уровень развития. Эйфория от высоких цен на нефть, присутствовавшая среди чиновников, прошла. После развала СССР в стране получил достаточное развитие лишь добывающий сектор, остальные сектора либо развивались недостаточными темпами, либо вообще не получили никакого развития. В этой ситуации одному частному бизнесу просто не справиться, у него нет достаточных финансовых и административных ресурсов. Необходима помощь государства. Государство должно любыми способами добиться осуществления быстрого развития экономики. Одним из институтов развития экономики страны является институт государственных корпораций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и признаки государственной корпорации…………………………..4
Виды государственных корпораций…………………………………………..9
Органы управления государственных корпораций…………………………19
Решение задачи………………………………………………………………..23
Список источников и литературы…………………………………………....25

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 134.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………3

Понятие и признаки государственной  корпорации…………………………..4

Виды государственных корпораций…………………………………………..9

Органы управления государственных  корпораций…………………………19

Решение задачи………………………………………………………………..23

Список источников и  литературы…………………………………………....25

 

 

 

Введение

 

 

Россия переживает один из ключевых моментов своей истории. Мировой кризис серьезно отразился  на нас, падение цен на нефть показало наш реальный уровень развития. Эйфория  от высоких цен на нефть, присутствовавшая среди чиновников, прошла. После развала СССР в стране получил достаточное развитие лишь добывающий сектор, остальные сектора либо развивались недостаточными темпами, либо вообще не получили никакого развития. В этой ситуации одному частному бизнесу просто не справиться, у него нет достаточных финансовых и административных ресурсов. Необходима помощь государства. Государство должно любыми способами добиться осуществления быстрого развития экономики. Одним из институтов развития экономики страны является институт государственных корпораций. Создавая их, государство предполагало, что создаёт центры развития страны. Таким образом, государство создало корпорации, которые выполняют роли государства, но функционируют непосредственно в рыночной среде, и работают в одинаковых со всеми условиях. Государственные корпорации действуют в тех отраслях, куда бизнес идет с неохотой, либо где у бизнеса недостаточно средств. Для осуществления деятельности гос. корпораций были выделены из бюджета большие деньги. Гос. корпорации были наделены достаточными для осуществления своих функций полномочиями. Но в процессе работы стали возникать проблемы, которые накапливались и, в конечном счете, образовали критическую массу. Стало понятно, что существующую структуру надо менять. К этому вопросу нужен деликатный подход. При реформировании нельзя забывать, что функции, которые выполняли госкорпорации, должны сохраниться независимо от их будущего. Сама идея, создания подобных институтов развития вполне перспективна. Но раз они не оправдали своего существования, следовательно, при их разработке были допущены ошибки.

Понятие и признаки государственной  корпорации

 

 

Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она  появилась в результате поправки в федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – закон об НКО), введенной в 1999 году федеральным законом от 08.07.1999 №40-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Данная организационно-правовая форма была принята с целью придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. По-видимому, разработчиков закона «О реструктуризации кредитных организаций», как и законодателей, не устроили имевшиеся на тот момент организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ и законом об НКО, однако чем именно не устроили - неясно, т.к. никакого обсуждения данной нормы в ходе прохождения закона через Федеральное Собрание фактически не состоялось1.

Следующим этапом в истории данной организационно-правовой формы стало создание Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в 2003 году. И АРКО, и АСВ являлись соответственно кредитной и страховой организациями, поэтому подпадали под весьма жесткое регулирование, применяемое в этих сферах деятельности.

Наблюдаемый ныне всплеск  активности по созданию государственных  корпораций представляет собой эксплуатацию этой нормы, принятой в совершенно новых  сферах и условиях, а также в  совершенно иных целях.

В соответствии с п.1 ст.50 ГК РФ некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками; согласно п.3. той же статьи «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям»2. ГК РФ перечисляет некоторые виды некоммерческих организаций, но никак не упоминает государственные корпорации (как и ряд других организационно-правовых форм, введенных после выхода первой главы ГК).

Закон об НКО определяет государственные корпорации следующим  образом:

«1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и  порядке, которые установлены федеральным  законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

2. Государственная  корпорация использует имущество  для целей, определенных законом,  предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

3. Особенности  правового положения государственной  корпорации устанавливаются законом,  предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.»3

В законе, предусматривающем  создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

На основании этой статьи можно выделить следующие  принципиально важные особенности правового статуса государственной корпорации:

1) Ввиду расплывчатости  формулировки п.1 не существует  никаких принципиальных юридических  ограничений на цели и функции  государственных корпораций, кроме  ограничений, подразумеваемых Конституцией  РФ и федеральными конституционными законами. Например, государственная корпорация не может выполнять функции исполнительной власти как таковой (это противоречило бы ст.110 Конституции РФ), но может принимать на себя всевозможные частные функции в сфере регулирования надзора и контроля.

2) Имущество и денежные  средства, переданные государственной  корпорации ее учредителем –  государством – перестают быть  объектом государственной собственности.  То есть, государство не имеет  ни вещного права на имущество  государственной корпорации (в отличие от унитарного предприятия и автономного учреждения), ни обязательственных прав в отношении самой государственной корпорации (в отличие от акционерного общества с государственным участием или некоммерческого партнерства)4.

3) Отсутствуют общие механизмы организации, правового регулирования государственных корпораций и влияния учредителя на деятельность государственной корпорации. В отношении каждой их них эти вопросы регулируются отдельным законом. Иными словами, нормативное регулирование государственных корпораций неизбежно подменяется индивидуально-правовым, и тем самым государственные корпорации фактически выводятся за пределы регулярного правового поля.

4) Минимальные требования  в отношении контроля учредителя  за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены на предельно низком уровне – требование ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества «в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации». В частности, закон о создании конкретной государственной корпорации может свести такой контроль практически к нулю.

Вопрос о контроле за деятельностью государственных  корпораций со стороны учредителя является ключевым при анализе их реального  правового статуса и стимулов, влияющих на их экономическое поведение. Поскольку для каждой их государственных корпораций эти вопросы регулируются отдельным законом, ниже представлен эмпирический анализ шести подобных законов  с точки зрения (а) возможности контроля со стороны учредителя за достижением уставных целей государственной корпорации и (б) полномочий учредителя по определению руководящего состава государственных корпораций.

 

 

Виды государственных корпораций

 

1. Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов:

Агентство по страхованию  вкладов создано в январе 2004 года. Главной функцией госкорпорации  является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Для  выполнения своих функций Агентство  осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов. В момент острой фазы кризиса в октябре 2008 года Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков.

Целью деятельности Агентства  в соответствии с Федеральным  законом является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов на основании настоящего Федерального закона не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности. Агентство в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций. Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по кредитам.

Имущество Агентства  формируется за счет имущественного взноса в соответствии со статьей 50 Федерального закона, страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений5. Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом. Агентство использует свое имущество для выполнения функций, предусмотренных Федеральным законом, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Органами управления Агентства являются совет директоров Агентства, правление Агентства  и генеральный директор Агентства. Генеральный директор — Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)

2. Государственная корпорация - «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»:

Целью госкорпорации  стало повышение конкурентоспособности  экономики России, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой и консультационной деятельности.

На государственные  и привлеченные средства банк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, страхование экспортных кредитов, рефинансирование внешних долгов российских банков и российских компаний. Кроме того, ВЭБ осуществляет деятельность по реализации в РФ и за рубежом проектов, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. Также Внешэкономбанку поручено выполнять в 2009 г. функции агента правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса, а также иными организациями, отобранными в порядке, установленном правительством, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.

С момента своего создания госкорпорация заключила соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом федеральных органов власти, региональных администраций, крупнейших государственных компаний (ОАО «Российские железные дороги», ОАО«Объединенная авиастроительная корпорация», ГК «Ростехнологии», ОАО «Роснефть» ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»).

Информация о работе Государственные корпорации