Государственное предпринимательство: сущность и формы
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:02, контрольная работа
Краткое описание
На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.
Для последних десятилетий
стало характерным формирование смешанных
государственно-частных предприятий и
корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности
и ее границ все больше преобразуется
в проблему пределов и форм государственного
контроля, его возможности реально влиять
на поведение экономических субъектов.
Если исходить из мирового опыта,
то все задачи, которые могут и должны
разрешаться на уровне современного государства,
можно свести к следующим: ( Ермишин П.Г.
Основы экономической теории М.: Луч, 1998
стр.33 )[5]
Обеспечение развития базовых
отраслей: энергетики, металлургической,
топливной промышленности, стимулирование
новых отраслей.
Стратегическое прогнозирование
развития науки и техники, долгосрочное
прогнозирование развития хозяйства в
целом, оценка социально-экономических
последствий научно-технического прогресса
с общенациональных позиций.
Координация усилий общества
по охране и оздоровлению окружающей среды.
Создание производственной
и социальной инфраструктуры: транспорт,
связь, культура, образование, здравоохранение.
Выработка и обеспечение социальных
гарантий, особенно для групп населения,
которые не могут в полной мере заниматься
общественно полезным трудом.
Поддержание в нормальном состоянии
денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач
не может быть решена на уровне предприятия,
корпорации, отрасли хозяйства или региона.
Это прерогатива исключительно государства.
Говоря о тенденциях развития
предпринимательства, различные авторы
предлагают свои вариации направленные
на процесс оптимизации государственного
и государственно-частного предпринимательства,
основные из них могут быть обозначены.
(Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник
- 3-е изд. – М.Дело, 2001 стр.512, стр. 554, стр.
570)[3]
а) определить оптимальные рамки
государственного предпринимательства.
Опыт стран как развитых, так и развивающихся
показывает, что частное предпринимательство
должно быть дополнено государственным
предпринимательством. Причем чем больше
страна отстает в своем экономическом
развитии, тем выше роль государства как
участника хозяйственной деятельности,
призванного способствовать решению важнейших
экономических проблем в общенациональном
масштабе. Речь здесь идет о поддержании
жизненно важных для национальной экономики
в целом отраслей (производств, служб),
в которые частный капитал не идет либо
идет в недостаточном объеме из-за их высокой
капиталоемкости, длительных сроков окупаемости,
высокой степени риска, предотвращении
захвата иностранным капиталом отраслей,
обеспечивающих национальную безопасность
страны, путем включения их в состав государственного
или государственно-частного сектора.
б) провести реорганизацию управления
государственной собственностью на основе
разделения полномочий между Мингосимуществом
России (который должен на деле стать главным
органом по управлению госимуществом
за исключением государственных унитарных
предприятий) и отраслевыми министерствами
(ведомствами и другими уполномоченными
государством, в т.ч. по договору, органами),
призванными осуществлять стратегическое
управление государственными унитарными
предприятиями;
в) установить общественный
контроль над эффективным расходованием
государственных средств, а также использованием
государственного имущества;
г) привлекать к управлению
государственной собственностью органы
местного самоуправления, профсоюзы, общества
потребителей и др.
д) разработать единый реестр
государственной собственности, как на
территории Российской Федерации, так
и за рубежом. В этом реестре должно отражаться
состояние объектов госсобственности
с учетом их амортизации и физического
состояния, нахождения этого имущества
в аренде, залоге, доверительном управлении,
условия соответствующих договоров, регулярность
и полнота поступлений платежей за пользование
имуществом;
е) ввести обязательный аудит
государственной собственности;
и) упорядочить механизм управления
государственным имуществом, переданным
в хозяйственное ведение или оперативное
управление, на основе учета особенностей
управления в коммерческих и некоммерческих
государственных секторах экономики;
к) четко разделить все акционерные
общества с государственным участием
на две группы:
Акционерные общества, государственный
пакет акций которых целесообразно реализовать
в ближайшее время (в течение года) путем
его продажи. В этом случае усилия государственных
органов должны быть направлены на поиск
институционального инвестора и рост
курсовой стоимости акций. В ряде случаев
целесообразно пойти на предпродажную
санацию акционерных обществ, так как
если общество находится на грани банкротства,
трудно рассчитывать на продажу его акций
по высокой цене. Проведение же санационных
мероприятий позволит продать акции по
более высокой курсовой стоимости. Во
избежание переполнения фондового рынка
вторичная эмиссия акций в указанных акционерных
обществах не должна осуществляться до
продажи государственного пакета;
Акционерные общества, государственный
пакет акций которых целесообразно сохранить
в течение относительно длительного времени.
Основная цель государственных органов
в этом случае состоит в обеспечении устойчивой
работы обществ, получения существенных
дивидендов на акции при условии направления
необходимой части прибыли на развитие
и модернизацию производства, поддержания
стабильной, умеренно растущей курсовой
стоимости акций. Важным моментом является
недопущение нежелательного захвата контроля
над акционерным обществом какой-либо
группой акционеров. Для этого представитель
государства должен отслеживать основные
сделки с акциями акционерного общества.
Представителю государства (в случаях,
когда государство имеет менее 50 процентов
акций) целесообразно объединиться для
солидарного голосования по принципиальным
для акционерного общества вопросам с
каким-либо влиятельным акционером (группой
акционеров), интерес которого (которых)
в значительной степени совпадает с интересом
государства. В отдельных случаях, как
нам представляется, представители государства
должны ставить вопрос об увеличении государственной
доли в уставном капитале для сохранения
контроля над обществом, имеющим, важное,
значение для экономики России;
л) шире практиковать передачу
акций акционерного общества с контрольным
пакетом акций у государства в доверительное
управление непосредственному руководству
АО, назначенному по контракту после победы
на конкурсе предпринимательских проектов
м) развивать новые модели предпринимательской
деятельности государства, основанные
на различных формах сочетания государственной
и частной собственности, т.е. развитие
экономики смешанного типа (создание государственно-частных
холдинговых компаний, для управления
деятельностью технологически связанных
производств в ключевых отраслях национальной
экономики, смешанных государственно-частных
фирм и т.п.);
н) введение на макро-уровне
системы индикативного (договорного) планирования
с установлением ряда обязательных показателей
для государственных предприятий;
2. Формы государственного предпринимательства
в России
Государственное предпринимательство
является важной составляющей картины
предпринимательского бизнеса во всех
странах с рыночно ориентированной экономикой.
Его особенности в современной России
обусловливаются наличием четырёх обстоятельств.
(http://market-pages.ru/bussines/38.html)
Во-первых, в Российской Федерации
современное государственное предпринимательство
выступает как продолжение прежних экономических
отношений, присущих дореформенной российской
(советской) экономике, базировавшейся
на почти повсеместном огосударствлении
(национализации) предприятий.
Во-вторых, в России, как и в
других странах, где развиваются рыночные
отношения, существует объективная необходимость
государственного предпринимательства
и существования государственного сектора
экономики.
В-третьих, в России сильны традиции
вмешательства в экономику органов государственной
власти и управления, основанные на государственнических
традициях российских чиновников, полагающих,
как правило, что именно им и только им
присуще правильное понимание закономерностей
функционирования и развития всех аспектов
национальной экономики, включая и национальное
предпринимательство.
В-четвертых, в России традиционно
силен государственнический менталитет.
Широкие массы населения зачастую испытывают
к государственному предпринимательству
больше доверия, чем к любой организационно-правовой
форме негосударственного предпринимательства,
особенно в результате многочисленных
фактов мошенничества со стороны различных
компаний, основанных новыми русскими,
наподобие описанной выше деятельности
АО МММ.
В России в первой половине
1990-х годов ускоренными темпами стала
осуществляться тотальная приватизация
основной массы предприятий. «На начало
1998 г. общее число приватизированных предприятий
составило 126,7 тыс., или 59% от количества
государственных предприятий к началу
приватизации в 1991 г. Параллельно создавались
новые частные предприятия, в результате
общее число предприятий возросло почти
в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе
по основным отраслям, тыс.: (http://delovik.pp.ru/macro/gosudarstvennoe-predprinimatelstvo/formi-gosudarstvennogo-predprinimatelstva-v-rossii.php)[14]
торговля и общественное питание
- 868,3
промышленность - 341,6
сельское хозяйство - 336,7
строительство - 289,1.
Почти 50% от общего числа хозяйствующих
субъектов создано отдельными гражданами;
в торговле их доля - 81,7%, строительстве
- 70,2%. Государственных предприятий насчитывается
не более 40 тысяч. На долю негосударственного
сектора экономики теперь приходится
около 70% валового национального продукта».
Государство рассталось с подавляющей
частью производственных мощностей. Но
в его собственности остаются природные
ресурсы, в том числе ресурсы континентального
шельфа и морской экономической зоны,
акции предприятий промышленности, транспорта,
иное имущество, необходимое для выполнения
хозяйственно-организаторских функций.
Конституцией РФ определен
базовый перечень объектов государственной
собственности в двух ее формах: федеральная
собственность и собственность субъектов
РФ (региональная собственность). В ведении
Российской Федерации находятся: ( Никоноров
С.М. «Проблемы предпринимательства в
современной России» 2005г)[8]
федеральные энергетические
системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся
материалы;
федеральные - транспорт, пути
сообщения, связь, информация;
оборонное производство, производство
ядовитых веществ, наркотических средств;
деятельность в космосе;
федеральные банки;
денежная эмиссия.
Природопользование, общие
вопросы образования, науки, культуры,
координация вопросов здравоохранения,
социальное обеспечение являются предметом
совместного ведения Российской Федерации
и субъектов РФ.
Местное самоуправление обеспечивает
самостоятельное решение вопросов владения,
пользования и распоряжения муниципальной
собственностью, его органы утверждают
и исполняют бюджет и решают иные вопросы
местного значения.
Разграничение государственной
собственности на федеральную собственность,
собственность субъектов РФ и муниципальную
собственность позволяет разделить функции
федеральных, региональных и местных органов
по управлению природными ресурсами, капиталом,
финансовыми средствами.
Имущество, находящееся в государственной
собственности, закрепляется за государственными
предприятиями и учреждениями во владение,
пользование и распоряжение. Государственное
имущество, не закрепленное за предприятиями
и учреждениями (средства бюджетов и др.),
составляет государственную казну Российской
федерации или субъекта РФ.
К государственному сектору
относят акционерные общества, в которых
контрольные пакеты голосующих акций
находятся в собственности государства,
государственные предприятия, государственные
учреждения. Соответственно формируется
и план развития государственного сектора
по названным хозяйствующим субъектам.
Показатели плана производственно-финансовой
деятельности государственных предприятий
и учреждений определяются федеральными
законами о госпредприятиях.
Кроме показателей планов деятельности
предприятий и учреждений в план развития
государственного сектора включаются:
(http://bk-rf.ru/20/178.html)[13]
программа приватизации и приобретения
имущества в государственную (муниципальную)
собственность;
предельная штатная численность
государственных (муниципальных) служащих
и военнослужащих (по главным распорядителям
бюджетных средств);
план предоставления услуг
бюджетными учреждениями (по основным
распорядителям бюджетных средств);
план получения и использования
доходов от распоряжения государственным
имуществом;
программа повышения эффективности
использования федеральной собственности.
Органы государственной власти
и местного самоуправления могут определять
дополнительные показатели и требования
к плану развития государственного (муниципального)
сектора экономики.
Экономическую структуру государственного
сектора образуют предприятия материального
производства, управляемые государством
непосредственно или через контрольные
пакеты акций акционерных обществ. К ним
относятся в первую очередь предприятия
топливно-энергетического комплекса,
основных видов транспорта, связи, оборонного
комплекса, по добыче драгоценных металлов
и камней, по производству алкогольной
продукции.
Основу государственного сектора
России составляют унитарные предприятия
и учреждения. Экономическая функция унитарного
предприятия заключается в непосредственном
удовлетворении общественных потребностей,
выполнении в основном государственных
заказов на продукцию и услуги особой
значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены
два типа унитарных предприятий: на праве
хозяйственного ведения и на праве оперативного
управления. Государство на базе общественной
собственности создает предприятия, которым
передает имущество в хозяйственное ведение
или оперативное управление.
По отношению к государственным
унитарным предприятиям органы государственной
власти осуществляют непосредственное
планово-регулирующее воздействие. Оно
выражается в утверждении устава предприятия,
назначении его руководителя, заключении
с ним контракта, осуществлении контроля
над деятельностью посредством периодической
отчетности и другими способами. Предприятие
обязано заниматься только теми видами
деятельности, которые определены в его
уставе, и распоряжаться закрепленным
за ним имуществом с согласия учредителя.