Государственное предпринимательство: сущность и формы
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:02, контрольная работа
Краткое описание
На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.
В уставе отражаются предмет
деятельности, порядок распределения
доходов, виды обязательной отчетности,
ответственность руководителя за результаты
хозяйственной деятельности и другие
положения. В контракте с руководителем
предприятия содержатся условия, ставящие
размер вознаграждения в зависимость
от финансово-экономического положения,
устанавливающие ответственность за принятие
решений, наносящих ущерб предприятию.
Основными общими признаками
государственного предприятия в России
являются: ( Никоноров С.М. «Проблемы предпринимательства
в современной России» 2005г)
Имущество предприятия находится
в государственной (муниципальной) собственности
и принадлежит ему на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Руководитель предприятия назначается
собственником и ему подотчетен.
Предприятие отвечает по своим
обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом; не несет ответственности
по обязательствам собственника имущества.
Государственное предприятие
на праве хозяйственного ведения более
самостоятельно в организации производства,
имея ряд признаков, характерных для хозяйственных
обществ. Действующее законодательство
не предусматривает каких-либо ограничений
по производительному использованию имущества
предприятия на праве хозяйственного
ведения. Размер уставного фонда предприятия
не может быть меньше суммы, определенной
законом о государственных предприятиях,
чистые активы не могут быть меньше уставного
фонда. При принятии решения об уменьшении
уставного фонда необходимо письменное
уведомление об этом кредиторов. Предприятие
может создавать в качестве юридического
лица другое унитарное предприятие (дочернее
предприятие) путем передачи ему части
своего имущества в хозяйственное ведение.
Собственник имущества предприятия не
отвечает по его обязательствам, но решает
вопросы определения предмета и целей
его деятельности, назначения руководителя,
создания, реорганизации и ликвидации
предприятия.
Все созданные до введения в
декабре 1994 г. ГК РФ государственные предприятия
обладают имуществом на праве хозяйственного
ведения и могут распоряжаться недвижимостью
только с согласия собственника. Они функционируют
до их приватизации или ликвидации. Приватизация
осуществляется в соответствии с программой
приватизации, утверждаемой Государственной
Думой. При этом устанавливается перечень
предприятий, приватизация которых запрещена.
Основанием для ликвидации государственного
предприятия могут стать нецелевое расходование
федеральных средств, отсутствие прибыли
по итогам последних двух лет, использование
недвижимого имущества с нарушением действующих
правил.
На базе ограниченного круга
государственных предприятий создаются
казенные предприятия, основанные на праве
оперативного управления. Казенным может
стать государственное предприятие в
сфере промышленного и сельскохозяйственного
производства, которое: (http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=18316&p_page=12)[16]
• действует в рамках, определяемых
законами исключительно для государственных
предприятий;
• преобладающую часть (более
50%) продукции поставляет государству;
• не подлежит приватизации.
Кандидатами на получение статуса
казенного предприятия прежде всего являются
предприятия военно-промышленного комплекса,
силовых министерств и ведомств; объекты,
которые в интересах безопасности должны
быть в ведении государства (порты, АЭС,
ГЭС, метрополитены и др.) или представляют
особую общественную важность (железные
дороги, связь, мелиоративные системы
и т.д.). В дореволюционной России все государственные
предприятия были казенными.
Казенные предприятия являются
коммерческими организациями (хотя не
все нацелены на извлечение прибыли) и
вступают в экономические отношения с
другими предприятиями рыночной среды.
Статус казенного предприятия
не является раз и навсегда данным: если
потребность в соответствующем виде продукции
отпадает, то госзаказ снимается, и предприятие
переходит в разряд обычного государственного
предприятия или приватизируется. Количество
казенных предприятий определяется размером
тех средств, которые могут быть направлены
из федерального бюджета на поддержание
их деятельности.
«Особенно эффективны казенные
предприятия в оборонном комплексе благодаря
возможности использования технологий
двойного назначения. Государство определяет
оборонному предприятию вид и количество
продукции, выдает заказ, выделяет ресурсы
под него, устанавливает нормативы. Одновременно
предприятие может выпускать дополнительную
продукцию, для этого оно самостоятельно
ищет ресурсы, рынок сбыта, платит за труд
и получает прибыль» .
3. Пути
повышения эффективности государственного
предпринимательства
Государство может способствовать
решению макро задач путём сосредоточения
усилий на избранном направлении. Поворот
к рынку в нашей стране поставил дилемму
двух выборов: социалистического переустройства
плановой экономике в сторону рынка на
базе общественных форм собственности,
или отказа от последних, глобальной приватизации
и регресса к капиталистической модели.
Одной из форм государственного
предпринимательства являются казённые
предприятия.
Они находятся под прямым государственным
управлением по вопросам производства
(директивное планирование, задания), политики
цен, финансов, материального стимулирования
персонала. Казенные предприятия не вправе
отказаться от заключения государственного
контракта на поставку товаров для государственных
нужд. Соответственно они обязаны заключать
конкретные договоры с организациями
- потребителями товаров или услуг. Имущество
казенного предприятия закрепляется за
ним на праве оперативного управления.
Одновременно государство принимает
на себя ответственность по обязательствам
этой категории предприятий и оказывает
им необходимую финансовую помощь, защищает
от банкротства, предоставляет льготы
по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые
предприятия представляют собой фактически
бюджетные организации и исключаются
из рыночной системы ведения хозяйства,
хотя и испытывают определенное ее влияние.
Нормальное функционирование
казенных предприятий поддерживается
жесткой дисциплинарной ответственностью,
но едва ли они смогут претендовать на
достаточно высокую экономическую эффективность.
Расходы по их содержанию составят весомую
часть государственного бюджета.
Из сказанного следуют, по меньшей
мере, два вывода:
- численность казенных
предприятий необходимо свести
к разумному минимуму;
- применительно к ним
целесообразно разработать специальную
систему управления.
Казалось бы, решение проблемы
управления казенными предприятиями можно
найти на путях заимствования опыта управления
государственными предприятиями в развитых
странах. Однако в разных странах он различен
и учитывает конкретные особенности данной
страны. Поэтому предложения о перенесении
на российскую почву соответствующего
опыта США или Франции едва ли приемлемы.
Необходимо самостоятельно вписаться
в существующую систему органов управления
и учитывать собственный исторический
опыт. ( Ступин В.Б., Хохлова Т.А. и др. Государственное
регулирование экономики: опыт пяти стран
(Научные труды ИЭПП № 16) Москва, институт
экономики переходного периода, 1999 стр.39,
стр.129) [9]
Пожалуй, единственной общей
чертой управления государственными предприятиями
во всех странах является осуществление
этого управления соответствующими министерствами
или (наряду с министерствами) специальными
постоянно действующими комиссиями (например,
федеральная комиссия по атомной энергии
в США).
В России в соответствии с Указом
Президента РФ № 1003 (Указ Президента РФ
от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных
предприятий")[1] решение о ликвидации федерального
госпредприятия и создании на его базе
казенного завода, фабрики или хозяйства
принимает Правительство РФ. Оно определяет,
и федеральный орган исполнительной власти,
который утверждает устав казенного предприятия
и руководит его деятельностью.
Сохранив административную
подчиненность предприятий, необходимо
исключить прежние наиболее существенные
недостатки командной системы. К их числу
следует отнести, прежде всего, отсутствие
у руководства предприятием стимулов
к проявлению инициативы и риску, а также
фактически отсутствие ответственности
за последствия принимаемых вышестоящими
органами решений. Современный хозяйственный
руководитель казенного предприятия не
должен становиться передаточной инстанцией
для реализации приказов и указаний работников
государственного аппарата. Он и здесь
вправе иметь определенную самостоятельность.
За вышестоящей инстанцией следует сохранить
лишь контроль над его действиями.
Средством преодоления указанных
и иных недостатков существовавшей ранее
системы управления может быть: (http://5ka.su/ref/gragdanskoe/6_object56084.html)[12]
во-первых, коллегиальность
в принятии важнейших хозяйственных решений
высококомпетентными лицами;
во-вторых, применение конкурсной
системы подбора руководящих кадров;
в-третьих, использование в
ряде случаев независимых экспертных
оценок.
Практическая
реализация этих положений видится в следующем:
Стратегические решения по
управлению казенным предприятием должны
приниматься в вышестоящем органе коллегиально.
В рамках принятых решений руководителю
предприятия должна быть гарантирована
определенная степень самостоятельности,
без чего не может проявиться предпринимательская
активность менеджера.
Подбор менеджеров должен проводиться
на основании конкурса программ претендентов.
Преимущество получают программы, наиболее
полно отражающие требования государственной
промышленной политики.
Заключение с хозяйственным
руководителем контракта, в котором реально
гарантируются его права и четко установлены
его обязанности, а с предприятием - "контракт
плана", в котором содержится программа
его деятельности.
Как показывает зарубежная
практика, программы деятельности государственных
предприятий составляются таким образом,
чтобы государственные субсидии на их
реализацию были минимальными, а расходы
покрывались за счет средств от успешной
предпринимательской деятельности. В
этих целях необходима не только определенная
свобода менеджера, но и создание заинтересованности
персонала в достижении положительных
результатов работы (индивидуальной, подразделения,
предприятия в целом). Можно и нужно использовать
как давно применяемые (например, бригадная
организация труда), так и новые (например,
участие в прибылях) формы управления
производством.
Ответственность государства
по долгам предприятия должна быть не
прямой, а субсидиарной. Исходя из вышеизложенного,
один из вариантов схемы управления казенными
предприятиями мог бы выглядеть следующим
образом.
При отраслевом органе управления
образуется комиссия (комитет, совет) по
управлению казенными предприятиями.
Организация такого органа в системе Госкомимущества
нецелесообразна, поскольку управление
казенным предприятием требует знания
отраслевых особенностей производства.
Вместе с тем в состав этих комиссий в
целях недопущения превалирования ведомственных
интересов желательно включать не менее
50 процентов независимых специалистов
(экономистов, финансистов, представителей
Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная
таким образом комиссия могла бы исполнять
функции постоянно действующей конкурсной
комиссии по подбору руководящих кадров,
разрабатывать условия конкурса, программу
деятельности предприятия, осуществлять
контроль. Наряду с "внешним" управлением
в организационную структуру предприятия
необходимо ввести органы, через которые
персонал имел бы возможность принимать
участие в управлении производством.
Попытка установить оптимальный
правовой статус руководителей госпредприятий
(как казенных, так и коммерческих) осуществлена
Указом Президента РФ №1200. (Указ Президента
РФ от 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых
мерах по обеспечению государственного
управления экономикой")[ 1] Им установлено, что правительство
или уполномоченные им федеральные органы
исполнительной власти заключают с хозяйственным
руководителем контракт, базирующийся
не на трудовом, а на гражданском законодательстве.
В Указе перечислены обязательные условия,
которые должны содержаться в контракте,
включая порядок и условия его досрочного
расторжения и даже ответственность менеджера
за ущерб, причиненный предприятию в результате
его действий или бездействия.
Гражданско-правовой характер
контракта в принципе дает возможность
федеральным органам устанавливать права
и обязанности руководителя по управлению
предприятием без оглядки на законодательные
ограничения, установленные КЗоТ. Ведь
ни о каких конкретных правах и обязанностях
хозяйственного руководителя, кроме его
отчетности, порядок и сроки которой должны
быть установлены Правительством РФ, в
Указе не говорится. Очевидно, вопросы
управления казенным предприятием должны
быть решены в последующих подзаконных
актах. До их издания как вновь назначаемые
руководители, так и менеджеры, у которых
истек срок трудовых контрактов, оказываются
в полной зависимости от усмотрения работников
аппарата соответствующего госоргана.
В государственные коммерческие
предприятия входят предприятия, не преобразованные
в АО и на базе которых не созданы казенные
предприятия. Имущество закреплено за
ними на праве полного хозяйственного
ведения. Государственные коммерческие
предприятия находятся на полном коммерческом
расчете, имеют широкую самостоятельность
и практически те же права, что и частные
предприятия (за исключением права назначать
руководителя и осуществлять операции
с государственным имуществом).
В отличие от казенных предприятий
АО с государственным капиталом участвуют
в конкуренции. Их основной задачей является
получение прибыли (коммерческие функции).
Они могут быть объявлены банкротами,
поскольку самостоятельно отвечают по
своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической
ситуации могут рассчитывать на финансовую
помощь государства. Последнее обстоятельство
выводит государственные АО из жестких
последствий конкуренции, что снижает
стимулы эффективного функционирования.
И, тем не менее, неверна установка на то,
что государственное предприятие обречено
на неэффективность. Нужно сделать все
возможное, чтобы оно приносило прибыль
не меньшую, чем предприятия частного
сектора. По критерию участия в капитале
и влияния государственных органов на
управление можно выделить две группы
АО: АО, в которых 100 процентов капитала
принадлежит государству, и АО, в которых
государству принадлежит контрольный
пакет акций или золотая акция.