Государственное предпринимательство: необходимость, масштабы и его значение в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя. Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага) и т.д.
В действительности причины возникновения и развития государственного предпринимательства глубже и связаны с ростом обобществления производства, выражающегося в усилении взаимозависимости различных звеньев общественного производства и взаимообусловленности результатов их деятельности.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения государственного предпринимательства в современной экономике
1.1. Сущность государственного предпринимательства и его формы

1.2. Роль государственного предпринимательства в современной экономике

Глава II. Государственное предпринимательство как метод регулирования современной экономики
2.1. Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики

2.2. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в экономике современной России

Заключение

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Государственное предпринимательство.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.

Одной из основных форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия. Казенными" называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие казне", то есть государственные предприятия. Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета. 
 В государственные коммерческие предприятия входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом). Трудно уяснить, какое реальное содержание вкладывается в термин "полный коммерческий расчет и в чем его принципиальное отличие от "полного хозяйственного расчета", который, несмотря на гигантские усилия аппарата, так и не был реализован за все годы господства социалистической доктрины. Как показала зарубежная практика, в определенных условиях можно добиться достаточно высокой производительности подобных предприятий. 
 В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования. И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО: АО, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция. 
 Можно обозначить три причины образования АО со 100-процентным капиталом:

  1. Акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для частичной приватизации АО и привлечения дополнительных инвестиций не из государственной казны. Так, в соответствии с п.5.12.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года, приватизация активов объектов, не завершенных строительством, может происходить путем учреждения открытых АО со 100-процентным государственным капиталом с последующей продажей акций.
  2. Форма АО по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. Нельзя забывать, что и в государственном АО формальным собственником имущества выступает АО, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием коммерциализации деятельности предприятия.
  3. Само по себе утверждение коммерческих целей не создает достаточной основы для устойчивых финансовых результатов. Необходимо установление действенной системы внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и компетенции органов управления. В качестве общей цели создание АО со 100-процентным государственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости предприятия от структур государственного управления и достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей. Государственное влияние на промышленную политику предприятия обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления АО.

Выпадает один из главных ее элементов - собрание акционеров. Его функции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которого определяется собственником - государством. Целесообразно ввести в состав совета директоров наряду с представителями отраслевого органа управления представителей администрации предприятия, трудового коллектива, местных органов власти.

В странах Западной Европы государственное предпринимательство является объектом жесткого финансового и ценового регулирования. Следует отметить, что государственных предприятий советского типа, т.е. хозяйствующих субъектов, работающих по директивным планам, в странах с рыночно ориентированной экономикой, по существу, нет. Ближе всего к такой форме стоят так называемые бюджетные (ведомственные) предприятия, доля которых в различных странах с рыночно ориентированной экономикой колеблется от нуля до 1,5-2% от общего числа предприятий (исключением являются службы связи, верфи, арсеналы). Однако данные предприятия лишены и возможности «делать самостоятельный бизнес», они не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. 
    По-своему положению они входят в систему государственного административного управления и непосредственно подчиняются министерству, ведомству, либо органу местного самоуправления. Не исключены и случаи непосредственного их структурного вхождения в тот или иной орган исполнительной власти данного государства. Кроме того, указанные предприятия не платят налоги на получаемую прибыль, все их доходы и расходы в безакцептном порядке (без возражений со стороны предприятий и без специального уведомления их) перечисляются в государственный бюджет. В отсутствие у таких предприятий реальных возможностей самостоятельного распоряжения собственной прибылью и имуществом, а также самостоятельного проявления заботы о собственной конкурентоспособности их нельзя считать и самостоятельными субъектами предпринимательского бизнеса.

Государственное предпринимательство необходимо даже в условиях рыночной экономики. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

Приоритетно государственное предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в следующих отраслях:

- обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей;

- стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций;

- координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение;

- выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом;

- поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Говоря о государственном предпринимательства относительно России необходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми гарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития.

 

1.2. Роль  государственного предпринимательства в современной экономике

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где

деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные

вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства

состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства

состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач,

таких как:

·   обеспечение необходимых темпов роста,

·    сглаживание циклических колебаний,

·   поддержание занятости,

·   стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных

предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства.

Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:

· энергетика,

·  транспорт,

·  связь.

Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.

Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также

· предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,

· помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

· проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

· увеличение числа рабочих мест,

·охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

· строительство очистных сооружений,

·развитие фундаментальных научных исследований,

·производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем

предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого

зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические

цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со

стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму. Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. [5]

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

Информация о работе Государственное предпринимательство: необходимость, масштабы и его значение в современной экономике