Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя. Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага) и т.д.
В действительности причины возникновения и развития государственного предпринимательства глубже и связаны с ростом обобществления производства, выражающегося в усилении взаимозависимости различных звеньев общественного производства и взаимообусловленности результатов их деятельности.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения государственного предпринимательства в современной экономике
1.1. Сущность государственного предпринимательства и его формы
1.2. Роль государственного предпринимательства в современной экономике
Глава II. Государственное предпринимательство как метод регулирования современной экономики
2.1. Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики
2.2. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в экономике современной России
Заключение
Список используемых источников
Государственное предпринимательство: необходимость, масштабы и его значение в современной экономике.
Содержание
Введение |
|
Глава I. Теоретические аспекты изучения государственного предпринимательства в современной экономике 1.1. Сущность государственного пред |
|
1.2. Роль государственного
предпринимательства в |
|
Глава II. Государственное предпринимательство как метод регулирования современной экономики 2.1. Повышение эффективности
государственного предпринимате |
|
2.2. Проблемы и перспективы
государственного |
|
Заключение |
|
Список используемых источников |
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя. Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага) и т.д.
В действительности причины возникновения и развития государственного предпринимательства глубже и связаны с ростом обобществления производства, выражающегося в усилении взаимозависимости различных звеньев общественного производства и взаимообусловленности результатов их деятельности.
Обычно необходимость вмешательства государства в экономику связывается с недостатками рыночного механизма. Однако, такое толкование, во-первых, не объясняет того, почему государственное вмешательство в экономику не ограничивается регулированием посредством экономических инструментов - налогов и субсидий; во-вторых, не дает ответа, почему госпредпринимательство выходит далеко за рамки сферы предоставления общественных благ; в-третьих, не раскрывает мотивации государственного предпринимательства. Наконец, такое объяснение, выводя госпредпринимательство из сферы рыночных отношений, лишает его предпринимательской содержательности.
Решая проблемы эффективности государственного предпринимательства, страны с развитой рыночной экономикой накопили значительный теоретический и практический опыт. Общей тенденцией стало усиление предпринимательской деятельности государства как в чистом виде – создание государственных и муниципальных предприятий, основанных исключительно на государственной собственности, так и расширение участия государства в смешанных, корпоративных рыночных структурах. В настоящее время активно развиваются формы государственного предпринимательства, основанные на владении и управлении госдолями в предприятиях, организациях, финансовых институтах со смешанной формой собственности.
Как показывает опыт, государственное предпринимательство допустимо в той мере, в какой оно способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики и тем самым росту ее эффективности и общего благосостояния.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности разработки проблем государственного предпринимательства, выявлении критериев его эффективности как на теоретическом уровне, так и в практике современной России.
Цель исследования. Определить значимость, необходимость и масштабы государственного предпринимательства в современной экономике.
В соответствии с заявленной целью, нами были сформированы следующие задачи:
Объект исследования. Государственное предпринимательство как инструмент государственного регулирования экономики.
Предмет исследования. Значение государственного предпринимательства в современной экономике.
Методологические основы и методы исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные теоретические положения, выводы и прогнозы развивают и дополняют существующие научные взгляды на развитие государственного предпринимательства в современных условиях в рамках теории общественного сектора.
Теоретические выводы, сделанные в результате исследования, могут быть использованы в учебном процессе вузов при изучении курсов «Государственная экономическая политика», «Экономика общественного сектора», «Финансы общественного сектора», «Макроэкономика», при разработке государственных программ реформирования экономики и планов антикризисных мероприятий.
Информационная база исследования. Изучением государственного предпринимательства, степени его эффективности, анализом сфер, форм и направлений деятельности государственных предприятий, исследований провалов рынка занимаются такие видные зарубежные авторы и российские исследователи, как Дж. Стиглиц, П. Самуэльсон, Дж. Акерлоф, М. Спенс, Л. Гурвиц, Э. Маскин, Р., Маерсон, Л. И. Якобсон, Е. Н. Жильцов, А.А. Аузан, Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев.
Хронологические рамки.
Структура исследования.
Глава I. Теоретические аспекты изучения государственного предпринимательства в современной экономике
1.1.
Сущность государственного
Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием некоторых обстоятельств:
1. В Российской
Федерации современное государственное
предпринимательство выступает как продолжение
прежних экономических отношений, присущих
дореформенной российской (советской)
экономике, базировавшейся на почти повсеместном
огосударствлении (национализации) предприятий.
2. В России, как и в других странах,
где развиваются рыночные отношения, существует
объективная необходимость государственного
предпринимательства и существования
государственного сектора экономики.
3. В России сильны традиции вмешательства
в экономику органов государственной
власти и управления, основанные на «государственнических»
традициях российских чиновников, полагающих,
как правило, что именно им и только им
присуще правильное понимание закономерностей
функционирования и развития всех аспектов
национальной экономики, включая и национальное
предпринимательство.
4. В России традиционно силен «государственнический»
менталитет. Широкие массы населения зачастую
испытывают к государственному предпринимательству
больше доверия, чем к любой организационно-правовой
форме негосударственного предпринимательства,
особенно в результате многочисленных
фактов мошенничества со стороны различных
компаний, основанных «новыми русскими»,
наподобие описанной выше деятельности
АО «МММ».
В прошлом занимавший господствующее
положение в экономике СССР государственный
сектор, действительно, обнаружил относительную
неэффективность. В отсутствии легальной
взаимной конкуренции государственные
предприятия были подвержены застою. Самое
важное - государственные предприятия
«советского типа» ни при каких обстоятельствах
нельзя было назвать полноценными и конкурентоспособными
предпринимательскими фирмами.
Однако, неудачный эксперимент
по «огосударствлению» экономики не следует
воспринимать как доказательство принципиальной
неэффективности государственного сектора
экономики или неэффективность государственного
предпринимательства как такового.
Во всем мире государственное предпринимательство
представляет собой противоречивое явление.
С одной стороны, во многих странах государственный
бюджет и местные бюджеты часто содержат
свободные финансовые ресурсы, которые
вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский
бизнес, развиваемый непосредственно
принадлежащими государству (или муниципальным
образованиям) предпринимательскими фирмами.
С другой стороны, в этом случае органы
государственной власти и управления
объективно оказываются в двойственном
положении - организуя предпринимательскую
деятельность принадлежащих им фирм, они,
вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра
деловых отношений между всеми субъектами
предпринимательского бизнеса, в том числе
и ими созданными.
Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляющих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п. Вопрос об оправданности его существования был и остается предметом острых теоретической полемики и политической борьбы. Неолиберальная неоклассическая экономическая доктрина, оказывающая сейчас большое влияние на экономическую политику во многих западных странах, исходит из необходимости освободить государство от несвойственных ему функций, одной из которых и считается предпринимательство1. Но есть и сторонники государственного предпринимательства, которые полагают, что эта деятельность для государства вполне органична. Тем не менее в последние годы наблюдается повсеместное сокращение государственного сектора в результате приватизации.
Таким образом, на современном этапе под влиянием объективных потребностей социальноэкономического развития и субъективных факторов доминирует тенденция к расширению сферы частного предпринимательства и сужению сферы государственного предпринимательства. Хотя эта смена тенденций вызвана тем, что государственное предпринимательство во многом не оправдывает возлагавшихся на него надежд, однако вряд ли кто рискнет утверждать, что эта смена тенденций носит окончательный и бесповоротный характер.
В России,
исходя из длительного советского опыта
огосударствления экономики, выявившего устойчивую
тенденцию к снижению эффективности производства,
возобладала политика приватизации. Большая
часть принадлежавших государству предприятий
акционировалась, хотя в силу слабого
развития рыночных отношений, специфически
складывающихся отношений собственности
и т.д. их нельзя считать в полном смысле
разгосударствленными, частными предприятиями.
Государственное предпринимательство
в странах с рыночной экономикой развивается
циклично. Периоды подъема государственного
предпринимательства связаны в основном
со скачками научно-технического прогресса,
когда государство за счет бюджета создает
новые отрасли и новые технологии. В этом
случае, строго говоря, экономическую
деятельность государства можно квалифицировать
как предпринимательство лишь в период
с момента выхода государственного предприятия
на стадию рентабельности и до момента
его приватизации. В переходной экономике
значение и роль государственного предпринимательства
неизмеримо выше, чем в развитой. Факторами,
предопределяющими значительное участие
государства в предпринимательской деятельности
в трансформационный период, является:
- недостаточность размеров капитала частного
сектора, что не позволяет ему охватить
весь воспроизводственный процесс; - наличие
массы нерентабельных предприятий, требующих
финансовой санации и технической модернизации
накануне их приватизации.
Основные
усилия государства при этом должны быть
обращены на создание таких способов воздействия
на предприятия, которые, с одной стороны,
обеспечивали бы реализацию устанавливаемых государством
как собственником приоритетов, а с другой,
гарантировали бы предпринимательскую
самостоятельность управляющих, оградив
их от необоснованного вмешательства
чиновников. Правовой статус субъектов
государственного предпринимательства
в различных странах отличается большим
разнообразием. При этом даже в одной стране,
как правило, не существует единого законодательного
акта, регулирующего их положение и механизм
деятельности. Часто по отношению к таким
предприятиям государственные органы
устанавливают индивидуальные регламенты,
методы контроля и руководства, регулирующие
их финансовые и имущественные отношения
с государством и рынком. Государственное
регулирование экономики посредством
государственного предпринимательства
придает национальному хозяйству характер
определенной однородности. И частный,
и государственный предпринимательский
сектор представляют собой один и тот
же рыночный тип или уклад хозяйствования.
Механизм государственного предпринимательства
включает разнообразные экономические
инструменты. Одним из важнейших инструментов
этого механизма в странах с развитой
рыночной экономикой является система
«государственных рынков».
Можно выделить два основных способа управляющего
воздействия на предприятия и их объединения:
1.Государственное регулировани
Одновременно требуют регламентации взаимоотношения между органами государственного управления и новыми формами объединения предприятий - холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст). При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентноспособное производство.