Государственная регистрация предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы рассмотреть сущность регистрации субъектов предпринимательской деятельности, раскрыть особенности государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Задачи работы:
1. Охарактеризовать общий порядок государственной регистрации;
2. Рассмотреть специальный порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………5
1.1 Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности……..5
1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..10
1.3 Источники правового регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………12
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИТСРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….17
2.1 Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности…………………………………………17
2.2 Становление и развитие института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей……………………22
2.3 Правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

РПП Зорина.docx

— 82.48 Кб (Скачать)

Прежде всего, отметим, что  Федеральный закон N 76-ФЗ [20] расширил сферу действия Закона о государственной регистрации, включив в нее отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а потому изложил название Закона о государственной регистрации в новой редакции: Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Хотя к деятельности индивидуальных предпринимателей на основании п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются нормы Кодекса, регулирующие деятельность юридических  лиц, являющихся коммерческими организациями (т.е. в гражданско-правовых отношениях можно говорить о единстве норм, регламентирующих правовой статус коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей), в публично-правовых отношениях, к  которым относятся отношения  по государственной регистрации  хозяйствующих субъектов, такой  закономерности нет: здесь различия проявляются наиболее отчетливо. Поэтому, если ранее Законом о государственной регистрации предусматривалось ведение одного государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, с 1 января 2004 г. государственных реестров два: Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.9

Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей содержит следующие сведения:

- фамилия, имя и отчество; пол; дата и место рождения  индивидуального предпринимателя;

- гражданство;

- место жительства в  Российской Федерации;

- данные паспорта гражданина  РФ (в случае если индивидуальный  предприниматель является гражданином  Российской Федерации) либо вид  и данные документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства (в случае если индивидуальный предприниматель является соответственно иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- вид, данные и срок  действия документа, подтверждающего  право индивидуального предпринимателя  временно или постоянно проживать  в РФ (в случае если индивидуальный  предприниматель является иностранным  гражданином или лицом без  гражданства);

- дата государственной  регистрации физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя  и данные документа, подтверждающего  факт внесения в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей  записи об указанной государственной  регистрации;

- дата и способ прекращения  физическим лицом деятельности  в качестве индивидуального предпринимателя;

- сведения о лицензиях,  полученных индивидуальным предпринимателем.

Законом о государственной  регистрации установлено два  правила, обеспечивающих в данном случае интересы и индивидуального предпринимателя. Во-первых, содержащиеся в государственном  реестре сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя  могут быть предоставлены только на основании запроса, представленного  непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Во-вторых, регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя  обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его  месте жительства.

Государственная регистрация  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Для этого  в регистрирующий орган, которым  на основании Постановления Правительства  РФ от 17 мая 2002 г. N 319 является Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы (инспекции), представляются следующие документы:

- подписанное заявителем  заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной  Правительством РФ;

- копия паспорта гражданина  РФ (в случае если индивидуальный  предприниматель является гражданином  Российской Федерации) либо копия  документа, удостоверяющего личность  иностранного гражданина или  лица без гражданства (в случае  если индивидуальный предприниматель  является соответственно иностранным  гражданином или лицом без  гражданства);

- копия свидетельства  о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального  предпринимателя, или копия иного  документа, подтверждающего дату  и место рождения указанного  лица (в случае если представленная  копия документа, удостоверяющего  личность физического лица, не  содержит сведений о дате и  месте его рождения);

- копия документа, подтверждающего  право физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя,  временно или постоянно проживать  в Российской Федерации (в случае  если указанное лицо является  иностранным гражданином или  лицом без гражданства);

- подлинник или копия  документа, подтверждающего адрес  места жительства физического  лица, регистрируемого в качестве  индивидуального предпринимателя,  в Российской Федерации ;

- нотариально удостоверенное  согласие родителей, усыновителей  или попечителя на осуществление  предпринимательской деятельности  физическим лицом, регистрируемым  в качестве индивидуального предпринимателя,  либо копия свидетельства о  заключении таким лицом брака,  либо копия решения органа  опеки и попечительства или  копия решения суда об объявлении  его полностью дееспособным;

- документ об уплате  государственной пошлины.

Перечисленные документы  представляются заявителем непосредственно  или направляются почтой с объявленной  ценностью и описью вложения. При этом следует иметь в виду, что в последнем случае все копии документов необходимо заверить в нотариальном порядке; этого не требуется, если заявитель представляет копии документов непосредственно в регистрирующий орган с приложением подлинника соответствующего документа. Однако в любом случае подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена.10

Заявителю выдается (высылается) расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих  дней со дня представления документов в регистрирующий орган (получения  документов регистрирующим органом - в  случае, если они направлены по почте). В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации  нарушение регистрирующим органом  этого срока дает право лицу, чьи  права нарушены, в судебном порядке  требовать возмещения ущерба.

 

2.3 Административно - правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности

 

Контроль государства  за состоянием и развитием рынка  предполагает регулируемое воздействие  на хозяйственную деятельность самостоятельных  предпринимателей, определение оснований  и пределов публичного вмешательства  в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно  усиливают роль государства в  становлении рыночной экономики. С  учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной  собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие  на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества.

По мнению А.В. Пикулькина главная роль в регулировании экономики принадлежит Министерству экономики РФ.

Министерство экономики:

  • Организует и координирует разработку приоритетных направлений развития экономики, прогноза социально - экономического развития РФ, регионов, отраслей, секторов экономики;
  • разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета;
  • анализирует экономическое положение страны, основные тенденции проведения экономической реформы;
  • осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
  • организует разработку государственной инвестиционной политики, обосновывает структурную политику, меры по стимулированию инвестиционной активности;
  • лицензирует деятельность лизинговых компаний;

Для государственно-правового  регулирования экономики и предпринимательской  деятельности используются различные  средства. К их числу А.Н. Толмачев относит:

  • нормативное регулирование основ деятельности (ее видов, содержания и т.д.);
  • официальное признание, удостоверение статуса субъектов предпринимательства и осуществляемых ими видов деятельности;
  • определение порядка ведения хозяйственной деятельности;
  • установления нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности;
  • организация поддержки предпринимательской деятельности;
  • контроль за соблюдением законности;
  • введение запретов и санкций за отступление от нормативов.11

Одним из методов административно-правового  регулирования, является налогообложение. Законодательство о налогах включает в себя более 20 законодательных актов, основным является Закон "Об основах  налоговой системы Российской Федерации". Остальные законы посвящены видам  налогов. В РФ 15 видов федеральных  налогов, а также существует более 20 видов местных налогов. Субъектам  федераций даны обширные полномочия в сфере налогообложения, но сеть и существенное ограничение, местные  органы могут вводить налоги, составляющие не менее четверти от суммы центральных  налогов.

Многообразие продукции  товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так  как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений.

Качество производимой продукции  и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями и  другими документами, устанавливающие  определенные требования к качеству продукции, работ и услуг. Это  регулируется тем, что государство  сертификаты и иные документы  и знаки соответствия обязывают  изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечить соответствие реализуемой  продукции, работ и услуг требованиям  нормативных документов. Государственный  контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы Государственного комитета по стандартам, а так же другие специально уполномоченные органы. Нормативное регулирования единства измерений дано в Законе "Об обеспечении единства измерений". Им установлены единицы величин, средства и методики выполнения измерений. Данную функцию осуществляет Государственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственные органы выдвигают так же и экологические и санитарные нормы. Экологические требования к любой хозяйственной деятельности выступают как один из социальных критериев ее эффективности. Данные требования регулируются Законами: "Об охране окружающей среды", "О недрах" и т.п. Данный вид регулирования осуществляет Госкомсанэпиднадзор России, центры государственного санитарно эпидемиологического надзора в субъектах РФ.

В юридической литературе выделяется административный надзор как  составная часть государственного управления. Вот что говорит о  свойствах административного надзора  Д.Н Бахрах: "а) участие в определении режима поднадзорных объектов, б) проведение организационно - массовой и материально - технической деятельности, в) наблюдение за соответствующими действиями и состоянием окружающей среды и материальных ценностей, г) использование разнообразных предупредительных мер, д) осуществление юрисдикционной деятельности и применение принудительных мер".

Следовательно, разновидностью государственного управления и регулирования  в экономической сфере является "функциональный контроль и надзор".

Существует несколько  видов функционального контроля и надзора:

  • Таможенный контроль. Таможенный контроль является одним из важнейших инструментов регулирования товарооборота и может служить инструментом защиты Российского рынка. Нормативные закрепления основ таможенного регулирования дано в Таможенном кодексе, а так же в ряде других нормативно правовых актах: "О таможенном тарифе" .
  • Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Органами валютного контроля являются Центральный Банк РФ, Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Нормативной базой валютного контроля является Закон "О валютном регулировании и валютном контроле".

Информация о работе Государственная регистрация предпринимателей