Государственная регистрация предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы рассмотреть сущность регистрации субъектов предпринимательской деятельности, раскрыть особенности государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Задачи работы:
1. Охарактеризовать общий порядок государственной регистрации;
2. Рассмотреть специальный порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………5
1.1 Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности……..5
1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..10
1.3 Источники правового регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………12
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИТСРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….17
2.1 Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности…………………………………………17
2.2 Становление и развитие института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей……………………22
2.3 Правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

РПП Зорина.docx

— 82.48 Кб (Скачать)

а) коммерческие организации, которые в порядке исключения из общего правила не обладают общей  правоспособностью. Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых предусмотрена специальная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).

б) некоммерческие организации .К ним относятся: потребительские кооперативы ;общественные или религиозные организации (объединения); финансируемые собственником учреждения; благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы); другие организационно-правовые формы, предусмотренные законом.

 

1.2 Содержание  права на осуществление предпринимательской деятельности

В соответствии со ст. 34 Конституции  РФ каждый имеет право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности. Право  на ведение предпринимательской  деятельности, на создание юридического лица входит в содержание правоспособности гражданина (ст. 18 ГКРФ). Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской  деятельности представляет собой предоставленную  лицу и обеспеченную законом (нормативными правовыми актами) меру возможного поведения, направленного на достижение преследуемых субъектом целей. В  содержание права на осуществление  предпринимательской деятельности входят предоставленные законодательством  возможности для субъектов по использованию материальных и трудовых ресурсов в целях ведения предпринимательства  по производству товаров (работ, услуг) и реализации их на рынке; по управлению бизнесом и получению прибыли. 2

Право на осуществление предпринимательской  деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Речь идет как об общем правовом режиме, распространяющемся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого подпадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).

Конституционное право на осуществление предпринимательской  деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.3

К гарантиям права на осуществление  предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора:

- вида, сферы деятельности;

- территории осуществления  деятельности;

- организационно-правовой  формы деятельности.

- и иных государственных  нужд и др.

К числу предпосылок возникновения  субъективного права на осуществление  предпринимательской деятельности, действующее гражданское законодательство относит, как правило, государственную  регистрацию гражданина - в качестве индивидуального предпринимателя, а организации - в качестве юридического лица (ст.ст.2, 23, 51 ГК РФ). В порядке исключения – разрешение (лицензирование) отдельного вида предпринимательской деятельности (ст.49 ГК РФ).

С государственной регистрацией закон связывает возникновение  гражданской правосубъектности организаций как юридических лиц. (п. 2 ст.51 ГК РФ), а также предпринимательскую правосубъектность гражданина. Исключением являются учреждения представительной и исполнительной власти, суда и прокуратуры, которые не нуждаются в легитимации ввиду публичности своего правового статуса. К числу организаций, не нуждающихся в регистрации закон отнес также государственную корпорацию, создаваемую на основании федерального закона о конкретной корпорации (ст.7.1 Федеральный закона "О некоммерческих организациях", с доп. внесен. Федеральным законом от 08.07.99 г. № 140-ФЗ).

Следует учитывать существующие в законодательстве запреты на регистрацию, адресованные отдельным группам  лиц. Так, ст.166 Федерального закона "О  несостоятельности (банкротстве)" запрещает  регистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя  в течение года после его банкротства.

Наличие запрета не влияет на возможность физического лица образовать лицо юридическое и через  него осуществлять предпринимательскую  деятельность. Надо полагать, что конституционное  право личности указанным запретом не затрагивается; ограничение касается субъективного гражданского права  на конкретную предпринимательскую деятельность (ее форму).

 

1.3 Источники правового  регулирования предпринимательской  деятельности

Под источниками  права понимают формы выражения  норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции РФ.

Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских  нужд, прежде всего граждан. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ.

Ведущую роль в системе  источников предпринимательского права  играют федеральные законы.

 законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"; законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах" и др.; законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.; законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности и др.;  законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.

4. Подзаконные акты. В  первую очередь это указы Президента  РФ. Издаваемые Президентом акты  не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ).

Постановления правительства  РФ, изданные в соответствии с его  компетенцией, также относятся к  числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов.

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные  акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с  их компетенцией. Среди этих актов  наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в  экономической сфере, таких как  Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  и др.

5. В практике регулирования  хозяйственных отношений встречаются  еще Постановления Верховного  Суда РФ. Примером действующего  акта такого рода может служить  Постановление от 29 сентября 1994 г. № 7 "О Практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" от 06.02.2007 № 6.

Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции  РФ Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации". Главные регулирующие возможности муниципальных образований  и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие  им имущественные фонды.

9. Велика роль  локальных нормативных актов,  принимаемых самими хозяйствующими  субъектами в целях регулирования  собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве).

В современной теории права  выражение "источник права" чаще используется в двух значениях: в  материальном и формальном. В первом значении под ним понимается сила, создающая право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Во втором (формальном) значении под источником права понимается форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. 4

Обычно в теории и истории  источников (форм) права применительно  к Российской Федерации принято  говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном  акте. Вместе с тем не надо забывать о применении на территории Российской Федерации норм международного права  и международных договоров (ст. 7 ГК).

И, наконец, правовой обычай как источник предпринимательского права. Правовой обычай — это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права.

В сфере предпринимательства  правовые обычаи признаются источником права. Правовой обычай создается, таким  образом, в результате сложения двух элементов: внутреннего - т.е. соблюдение сложившегося правила участниками  гражданского оборота, и внешнего - т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах.

В Гражданском кодексе  РФ более широко используется понятие  "обычное" в самых различных нормах, посвященных, как правило, договорному регулированию (ст.309, п.1 ст.424, п.2 ст.469, п.2 ст.478 и т.д.).

Правовой обычай в области  предпринимательской деятельности называется обычаем делового оборота.Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п.1 ст.5 ГК РФ). В ряде статей ГК РФ содержатся отсылки к обычаям делового оборота (ст.309, 311, 314, 315, 474, 478, 508, 848, 867, 992, 998 и т.д.).

Практика арбитражных  судов свидетельствует о том, что при заключении внешнеэкономических  контрактов их участники нередко  ссылаются на общепризнанные обычаи торгового оборота.5

Вывод. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.

Субъектом предпринимательства  могут быть как отдельные частные  лица, так и объединения партнеров.

Для формирования предпринимательства  необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия.

Источниками предпринимательского права являются Конституция РФ Федеральные  законы, законодательные акты и обычаи делового оборота.

Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и  руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно  найти правовую опору для ограничения  произвола исполнительной власти и  эйфории законодателей.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Понятие и  признаки государственной регистрации  предпринимательской деятельности

Одним из основных условий  осуществления предпринимательской  деятельности является государственная  регистрация ее субъектов.

Прохождение данной процедуры  необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

Обязательность осуществления  государственной регистрации вновь  создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ "Государственная регистрация  юридических лиц" юридическое  лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации. Согласно п.2 ст.51: Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Информация о работе Государственная регистрация предпринимателей