Государственная регистрация предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы рассмотреть сущность регистрации субъектов предпринимательской деятельности, раскрыть особенности государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Задачи работы:
1. Охарактеризовать общий порядок государственной регистрации;
2. Рассмотреть специальный порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………5
1.1 Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности……..5
1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..10
1.3 Источники правового регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………12
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИТСРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….17
2.1 Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности…………………………………………17
2.2 Становление и развитие института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей……………………22
2.3 Правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

РПП Зорина.docx

— 82.48 Кб (Скачать)

С этого же момента согласно п. 3 ст. 41 части первой ГК РФ возникает  правоспособность юридического лица, т.е. возможность иметь гражданские  права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным  в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Институт государственной регистрации способствует устойчивости экономического оборота, поскольку подлежат обязательной регистрации все изменения в учредительных документах, в том числе и сведения о руководителях юридических лиц.

Государственная регистрация  организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган). Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. и индивидуальных предпринимателей (согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".

Действующим законодательством  Российской Федерации определен  так называемый нормативно-явочный  порядок образования юридических  лиц, когда регистрирующий орган  только проверяет соответствие представленных заявителем учредительных документов и действий учредителей нормам права, но не наделен полномочиями рассматривать  вопросы о целесообразности или  полезности вновь создаваемого юридического лица. Порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным  документам, установлены законодательством  об отдельных видах юридических  лиц, их организационно-правовых формах.6

Согласно ст.1. Федерального закона "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей " государственная  регистрация юридических лиц  – это "акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах".

Названный закон и ст.51 ГК РФ исходят из необходимости государственной  регистрации как коммерческих, так  и некоммерческих юридических лиц.

Глава III ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон) посвящена порядку  государственной регистрации.

Данная глава определяет сроки и место государственной  регистрации, порядок представления  документов при государственной  регистрации, особенности регистрации  отдельных видов юридических  лиц, решение о государственной  регистрации, принятое регистрирующим органом. Данным Законом предусматривается  единый порядок регистрации юридических  лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы предпринимательства. Тем же законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной  регистрацией при образовании, реорганизации  и ликвидации юридических лиц, а  также при внесении изменений  в их учредительные документы  и при введении единого государственного реестра.

Целями государственной  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности при этом являются:

1. Осуществление государственного  контроля хозяйственной деятельности  юридических лиц (в том числе  борьба с незаконным предпринимательством  и налогообложением);

2. Получение сведений  статистического учета для реализации  мер регулирования экономики;

3. Предоставление информации  о зарегистрированных юридических  лицах всем участникам гражданского  оборота.

В соответствии со ст. 51 ГК юридическое  лицо подлежит государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации  юридических лиц. Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" установлено, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 определено, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство РФ по налогам и сборам.

С момента введения ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской  деятельности является первоначальным этапом при его создании, а также  важнейшим условием его существования, вступившим в законную силу с 1 июля 2002 г. Таким образом, предпринимательская  деятельность без государственной  регистрации становится незаконный, и административная ответственность  предусматривается и наступает  по ст. 51 Гражданского кодекса РФи ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Отказ в государственной  регистрации возможен только в следующих  случаях:

  • непредставления перечисленных выше документов для государственной регистрации;
  • представления документов в ненадлежащую налоговую инспекцию.

Данный перечень оснований  для отказа является исчерпывающим. Поэтому если налоговый орган  отказывает в регистрации по каким-то иным основаниям, действия регистрирующего  органа могут быть обжалованы в суд  общей юрисдикции или в арбитражный  суд (ст. 27, 28, 29 Арбитражного процессуального  кодекса РФ) в соответствии с правилами  о подведомственности дел этим системам судебной власти. В случае признания  отказа в государственной регистрации  незаконным суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию (ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Государственная регистрация  осуществляется посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законом.

Моментом государственной  регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. В качестве документа, подтверждающего факт регистрации, нотариусу для совершения сделки должно быть предъявлено свидетельство о государственной регистрации юридического лица (подлинник). При необходимости нотариус вправе потребовать от заинтересованных в сделке лиц выписку из государственного реестра, содержащую ту или иную информацию.

Юридическое лицо приобретает  гражданские права и принимает  на себя гражданские обязанности, т.е. реализует свою правоспособность, через  свои органы. Порядок назначения или  избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Предпринимательская деятельность в РФ, осуществляемая без регистрации  в соответствующих государственных  органах, считается незаконной. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.7

Осуществление предпринимательской  деятельности без лицензии, если такая  лицензия обязательна, влечет за собой  наказание: влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Особый порядок государственной  регистрации ряда юридических лиц, таких как торгово-промышленные палаты, общественные объединения, кредитные  организации, установлен нормативными актами, регламентирующими деятельность данных субъектов, с учетом изменений  и дополнений, внесенных в акты ФЗ от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ "О приведении законных актов в соответствие с  ФЗ "О государственной регистрации  юридических лиц".

Теперь норма о регистрации подкреплена возможностью привлечения должностных лиц регистрирующих органов к административной ответственности за несвоевременное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). П.1.ст.14.25. КоАП РФ за указанное правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В этой же статье предусмотрены такие составы правонарушений, как незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений лицам, заинтересованным в получении такой информации.

На сегодняшний день действуют  статьи Налогового Кодекса и КоАП РФ, где дублируются аналогичные  составы правонарушений. Это ст.116 НК РФ – "Нарушение срока постановки на учет в налоговые органы"; ст.117 НК РФ – "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" и  ст.15.3.КоАП РФ "Нарушение срока  постановки на учет в налоговом органе".

 

 

 

2.2 Становление  и развитие института государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей

 

Около двенадцати лет базовыми нормативными актами, регулирующими  государственную регистрацию коммерческих организаций, оставались Закон РСФСР  от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Указ Президента РФ от 8 июля 1994г. "Об упорядочении государственной регистрации  предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Особенностью указанных нормативных  актов было то, что они отдавали право государственной регистрации  предпринимательской деятельности в руки местных органов власти. Такой порядок привел к тому, что  процедура государственной регистрации  не имела единообразия на территории страны. Довольно часто возникали  конфликты по поводу сроков регистрации  коммерческих организаций. Властные структуры  могли произвольно отказать в  регистрации организации, ссылаясь на то, что некоторые положения  уставов не соответствуют требованиям  действующего законодательства. Существовало множество юридических лиц - организаций, фактически прекративших свою деятельность, но юридически продолжавших значиться  субъектами права.

Необходимость кардинальных изменений сложившейся ситуации повлекла принятие Федерального закона "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" № 129-ФЗ от 08.08.2001 с изменениями и дополнениями (далее Закон о регистрации). Он стал важной вехой на пути развития института государственной регистрации  юридических лиц и был призван  установить единую процедуру государственной  регистрации юридических лиц и создать Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), исключив из него недействующих и не представляющих отчетность юридических лиц.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требования обязательной государственной регистрации юридических лиц.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных  обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных  организациях) либо собственник имущества  или уполномоченный им орган (при  создании унитарных предприятий  и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные  вклады, хотя и не принимающие затем  непосредственного участия в  их деятельности (учредители фондов).

Юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации (ст. 51 ГК РФ). Таким образом, с точки зрения формально - юридической  именно благодаря государственной  регистрации "рождается" новый  субъект гражданского права - юридическое  лицо.

Юридические лица регистрируются в соответствии с федеральным  законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей". Законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Отдельные вопросы регистрации регулируются подзаконными нормативными правовыми актами президента России и правительства России.

Государственная регистрация  юридических лиц - акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах.

Норма п. 1 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает общий пятидневный срок для совершения регистрационных действий. Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц производится в течение пяти дней (п. 3 ст. 13 Закона), юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок (п. 4 ст. 15 Закона). К этому же сроку отсылает и ст. 18 Закона, предусматривающая порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре. Внесение в реестр записи о ликвидации юридического лица также производится в пятидневный срок (п. 5 ст. 22 Закона). Соответственно в пределах пятидневного срока регистрирующий орган при наличии предусмотренных законом оснований должен принять решение об отказе в государственной регистрации (п. 3 ст. 23 Закона)

Информация о работе Государственная регистрация предпринимателей