Государственная регистрация предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы рассмотреть сущность регистрации субъектов предпринимательской деятельности, раскрыть особенности государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Задачи работы:
1. Охарактеризовать общий порядок государственной регистрации;
2. Рассмотреть специальный порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………5
1.1 Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности……..5
1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..10
1.3 Источники правового регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………12
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИТСРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….17
2.1 Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности…………………………………………17
2.2 Становление и развитие института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей……………………22
2.3 Правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

РПП Зорина.docx

— 82.48 Кб (Скачать)

Государственная регистрация юридических лиц по причинам данной регистрации можно разбить на следующие группы:

– при создании юридического лица;

– создаваемых путем реорганизации;

– регистрация изменений, вносимых в учредительные документы  юридического лица, и внесение изменений  в сведения о юридическом лице;

- в связи с ликвидацией.8

Государственная регистрация юридических лиц  при их создании

Правительством РФ установлены  требования к оформлению документов, используемых при государственной  регистрации юридических лиц.

Во-первых, заявления, уведомления  и другие документы представляются на бумажном носителе. При возможности  документы дополнительно представляются в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются  МНС.

Во-вторых, все представляемые заявления, уведомления и сообщения  заполняются от руки печатными буквами  чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо представляют собой машинописный текст.

В-третьих, указанные заявления, уведомления или сообщения заполняются  в одном экземпляре. Представление  в регистрирующий орган осуществляется непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной  ценностью при его пересылке  и описью вложения.

В заявлении должны быть указаны организационно - правовая форма юридического лица, его полное, сокращенное и фирменное наименования, адрес (место нахождения) постоянно  действующего органа, иного органа или лица, имеющего право действовать  от имени юридического лица, его  имя, фамилия, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, данные о  заявителе.

Кроме того, заявитель должен подтвердить соблюдение законодательства, достоверность представляемых сведений, согласованность создания юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных  законом случаях.

Принципиальное требование к форме заявления проявляется  в нотариальном удостоверении подписи  заявителя.

Место государственной регистрации  определяется местом нахождения постоянно  действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - местом нахождения иного органа или  лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация  юридических лиц, создаваемых путем  реорганизации

При реорганизации юридического лица (кроме реорганизации в форме  присоединения) происходит возникновение  одного или нескольких юридических  лиц, спецификой правосубъектности которых является то, что созданные в результате реорганизации такие юридические лица в порядке правопреемства являются носителями прав и обязанностей, возникших ранее, чем сами обладатели таких прав и обязанностей. Ввиду этого в государственном реестре должны быть отражены не только сведения, связанные с созданием нового юридического лица, но и сведения, отражающие то, каким путем было создано данное юридическое лицо, в каком объеме и чьи права и обязанности приобрело созданное юридическое лицо в момент своего образования.

Исходя из этого в Законе о государственной регистрации  юридических лиц, создаваемых путем  реорганизации, посвящена отдельная  глава V, определяющая: перечень документов, которые необходимо представить  в регистрирующий орган при регистрации  создаваемого при реорганизации  юридического лица (ст. 14); особенности  порядка регистрации (ст. 15); момент и процедуру завершения регистрации  создаваемого при реорганизации  юридического лица (ст. 16).

Возникновение новых юридических  лиц происходит только при реорганизации  в формах: слияния, разделения, выделения  и преобразования.

Так, применительно ко всем юридическим лицам при реорганизации  должны составляться передаточный акт  или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Обязательность представления передаточного акта или разделительного баланса  для государственной регистрации  вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц  установлена п. 2 ст. 59 ГК РФ. Аналогичные требования определены в соответствующих положениях федеральных законов об отдельных видах юридических лиц (например, п. 4 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 5 ст. 41 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Указанные нормы содержат схожие положения о том, что передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации создаваемых в результате реорганизации юридических лиц и регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ранее существовавших участвовавших в реорганизации юридических лиц.

Кроме того, в федеральных  законах об отдельных видах юридических  лиц имеются указания и на иные документы, представление которых  обязательно при государственной  регистрации юридических лиц, создаваемых  в результате реорганизации. Так, п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах содержат практически идентичные нормы, устанавливающие, что государственная регистрация таких хозяйственных обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов, причем уведомление о реорганизации общества должно быть осуществлено в порядке, установленном указанными соответствующими нормами названных законов.

Данным порядком предусмотрено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации, а при  слиянии или присоединении - с  момента принятия решения последним  из присоединяющихся или сливающихся  обществ необходимо письменно уведомить  всех известных кредиторов и опубликовать в специальном печатном органе, где  публикуются сведения о государственной  регистрации юридических лиц, сообщение  о принятом решении о реорганизации.

Государственная регистрация  юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной  регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Регистрацию создаваемых  путем реорганизации юридических  лиц должен осуществлять тот орган, на территории ведения которого расположено  место нахождения реорганизуемого  юридического лица.

Порядком установлено  общее правило, что внесение записи в государственный реестр, посредством  которого осуществляется регистрация  юридических лиц, создаваемых путем  реорганизации, производится регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

При преобразовании, разделении и выделении на основании принятого  решения о регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, регистрирующий орган одновременно вносит в реестр записи о вновь  возникших юридических лицах  и прекращении деятельности реорганизуемого  юридического лица (в случаях преобразования и разделения) либо об изменениях, вносимых в учредительные документы (в  случае выделения).

Затем регистрирующий орган, внесший в реестр соответствующие  записи, сообщает о регистрации в  регистрирующие органы по месту нахождения вновь возникших путем реорганизации  юридических лиц и направляет регистрационные дела.

При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту  нахождения вновь возникшего юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, внесший запись в реестр о  создании юридического лица и направивший  регистрационное дело.

Более сложный порядок  взаимодействия регистрирующих органов  предусмотрен в случае государственной  регистрации юридического лица, создаваемого в результате слияния других лиц.

При получении от заявителя  документов о государственной регистрации  юридического лица, создаваемого путем  слияния, регистрирующий орган незамедлительно  сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий орган, который определяет регистрирующий орган, уполномоченный принимать решение  о государственной регистрации  юридического лица, создаваемого путем слияния.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических  лиц в форме слияния считается  завершенной с момента государственной  регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими  свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента  государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических  лиц считается завершенной, а  юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается  прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента  государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических  лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Государственная регистрация юридического лица в  связи с его ликвидацией

Государственной регистрации  юридического лица в связи с его  ликвидацией посвящена гл. 7 (ст. 20 - 22) Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Если государственная  регистрация юридического лица при  его создании (ст. 12 - 13) порождает  гражданско - правовой статус и гражданско - правовую способность юридического лица участвовать в гражданском обороте, то государственная регистрация юридического лица при его ликвидации является юридическим фактом, прекращающим гражданскую правоспособность юридического лица.

Формирование гражданской  правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (этот момент - включение  юридического лица в государственный  реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.

Аналогичный процесс имеет  место и в случае исключения юридического лица из государственного реестра.

Ликвидация юридического лица - достаточно длительная процедура  прекращения юридического лица, завершающим  этапом которой является внесение записи в государственный реестр. Начинается процесс ликвидации с принятия решения  о ликвидации юридического лица.

П. 1 ст. 21 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Как в случаях государственной  регистрации юридического лица, создаваемого вновь либо образованного путем  реорганизации, так и при внесении изменений в учредительные документы  юридического лица в регистрирующий орган подается заявление о государственной  регистрации, в котором подтверждается соблюдение порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с кредиторами  и согласование ликвидации с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами .

Заявителем при подаче документов для государственной  регистрации при ликвидации юридического лица выступает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), что является законодательным подтверждением полномочий руководителя ликвидационной комиссии совершать юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица. Так как п. 3 ст. 62 ГК РФ установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать  от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые  заявления в суд, совершать другие юридические действия).

Особенностью государственной  регистрации при ликвидации юридического лица в случае банкротства является перечень документов, подаваемых в  регистрирующий орган. К документам вышеуказанного перечня относятся  определение арбитражного суда о  завершении конкурсного производства и документ об уплате государственной пошлины.

Закон о несостоятельности (банкротстве) прямо указывает, что  определение арбитражного суда о  завершении конкурсного производства является основанием для внесения в  государственный реестр записи о  ликвидации юридического лица - должника. Такое определение арбитражный  суд выносит после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о  результатах проведения конкурсного  производства.

Конкурсный управляющий является заявителем при подаче документов для  государственной регистрации при  ликвидации юридического лица. На него возлагается обязанность в течение 10 дней с момента вынесения определения  арбитражного суда о завершении конкурсного  производства.

Нормы ст. 22 Закона направлены на регулирование отношений, возникающих  по поводу государственной регистрации  при ликвидации юридического лица.

Установлен критерий, по которому определяется регистрирующий орган. Таким критерием является место нахождения ликвидируемого юридического лица. Подача документов в ненадлежащий регистрирующий орган влечет отказ  в государственной регистрации.

Индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном  порядке физическое лицо (гражданин  Российской Федерации, иностранный  гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без  образования юридического лица) и  своим самостоятельным трудом, которое  в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

Информация о работе Государственная регистрация предпринимателей