Фирменные наименования предприятия и товарный знак

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг.

Оглавление

1. Фирменное наименование, товарный знак. Основные понятия.
2. История товарного знака
3. Основные функции товарного знака, фирменного наименования.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 44.98 Кб (Скачать)

Товарные знаки  дают возможность торговле точно  и ясно определить предложение и  гарантируют правовую охрану товаров. Товарные знаки могут быть объектом систематической рекламной деятельности. Рекламу, в принципе, можно делать и без товарных знаков, однако в  таком случае она является анонимной  и неопределенной. Поскольку товарный знак хорошо запоминается, привлекает внимание потребителей и вызывает их доверие, он является эффективным средством  рекламы, которое необходимо умело  использовать.

Рекламные обозначения  служат для того, чтобы покупатели различали однородные товары различных  предприятий. Однако рекламирование товаров  имеет значение не для всех предприятий, а лишь для тех, которые выпускают  товары народного потребления, то есть продукцию, предназначенную для реализации населению. Что касается предприятий, выпускающих продукцию производственно-технического назначения (сырье, оборудование, комплектующие изделия, предназначенные для производственного использования), то для них рекламная маркировка своих товаров не имеет экономического значения.

Товарные знаки  выполняют в экономике определенные функции- отличительную, информативную, рекламную, охранную, гарантийную, психологическую.

Основной функцией товарного знака является его  способность различения и индивидуализации товара определенного изготовителя, поставщика или торгового предприятия. Товарный знак помогает отличить товары одного производителя от аналогичных  товаров другого производителя. Это очень важно, поскольку ассортимент  выпускаемых товаров постоянно  расширяется и поэтому ориентироваться  в них очень трудно. Эта так  называемая отличительная функция  является самой главной функцией товарного знака. Она имеет непосредственное значение как для владельца знака, так и для потребителей, которые  по торговому знаку могут выбрать  товар именно того предприятия, что  они предпочитают. Недооценка этой функции, которая иногда проявляется  при выходе товара на внешний рынок  с одним и тем же товарным знаком, используемым для маркировки продукции  различных производителей, не способствует индивидуализации товаров, качество которых  является различным. Продажа на внешнем  рынке товаров различного производства и различного качества с использованием одного и того же товарного знака, зарегистрированного на имя внешнеторгового  объединения, сказывается отрицательно на его популярности. Для того, чтобы  товарный знак с точки зрения отличительности  был эффективным, он должен отвечать определенным требованиям. Он должен быть броским и хорошо запоминающимся. Если знак является словесным, то он должен быть легко произносимым и по возможности  длиннее, чем в 2-3 слога. Изобразительный  знак должен быть выполнен на хорошем  эстетическом уровне.

Информативная функция знака тесно связана  с функцией отличия. Она проявляется  в том, что он способствует доведению  до потребителя информации о производителе  товара, а также о качестве товара. Важность информативной функции  товарного знака подчеркивает В. Дозорцев, который считает. Что знак должен быть продолжением и вариантом  его фирменного наименования, представляя  собой не просто изображение, а изображение наименования предприятия или его хорошо известного вензеля. Информативная функция знака несомненно одна из важнейших его функций, и от того, как знак выполняет эту функцию, во многом зависит общая ценность знака.

Реклама выпускаемых  изделий- это одна из наиболее важных функций товарных знаков. Торговая реклама представляет собой деловую  информацию, которая помогает покупателям  выбирать нужные товары. Хорошо известный  покупателю товарный знак, завоевавший  доверие, создает «ходкость» товара, его успешный сбыт. Реклама должна помогать предприятиям реализовывать  выпускаемые товары. Рекламную деятельность предприятия необходимо сосредоточить  на рекламе товарного знака, который  является символом предприятия.

В целях эффективности  рекламы товарный знак должен обладать определенными достоинствами, чтобы  его можно было легко проставлять  на изделиях и на разных документах, сопровождающих изделия, а также  экспонировать на разных выставках, ярмарках, на спортивных состязаниях. Хороший товарный знак- самое эффективное  средство рекламы. Самой эффективной  является световая реклама товарных знаков в магазинах, на улицах и площадях городов, а также на главных зданиях  предприятий.

Проблема эффективного рекламирования товарного знака  очень сложна и чаще всего связана  с умелым изучением психологии покупателя.

Охранная функция  вытекает из исключительного (монопольного) права на его использование, гарантируемого владельцу товарного знака. Эта  функция служит для защиты выпускаемой  продукции на рынке (особенно на внешнем  рынке) и применяется в борьбе против недобросовестной конкуренции. Поэтому товарный знак имеет огромное значение во внешней торговле.

Гарантийная функция  проявляется в гарантировании соответствующего качества товаров. Выполнение этой функции  в полной мере возможно только при  постоянном повышении качества товаров. Товарный знак представляет собой одно из многих средств обеспечения доброго  имени товара и повышения его  качества. Особенность товарного  знака состоит в том, что он влияет на сохранение качества товаров  и его повышение косвенно через  потребителя. Товарный знак является обозначением изделия, с которым его потребитель  связывает известные ему качественные свойства изделия. Потребитель, заметивший эти свойства или остановивший на них свой выбор, связывает эти  свойства с товарным знаком, которым  снабжено изделие, и в дальнейшем требует именно это изделие, предполагая, что обозначенное таким образом изделие обладает требуемыми качествами или другими, проверенными опытом, свойствами. Изделия, обозначенные определенным товарным знаком, известным потребителю, в глазах последнего, на основании этого опыта, являются проверенными высококачественными изделиями. Это в дальнейшем возбуждает гарантированный повышенный спрос на изделия, снабженные товарным знаком, не имеющие предполагаемого качества, товарный знак быстро теряет свой смысл и обесценивается. Тем, что изготовитель снабжает свои изделия товарным знаком, он берет на себя ответственность за качество продаваемых изделий по отношению к потребителю.

Дискредитировавший  себя товарный знак вызвал бы обратное действие- он предостерегал бы потребителя  от приобретения изделия с таким  товарным знаком.

В идеальном  случае дело должно обстоять так, что  товарный знак проставляется только на высококачественном изделии. На практике, однако, дела иногда обстоят иначе.

Психологическая функция товарного знака тесно  связана с рекламной и гарантийной  его функциями. Она состоит в  том, что известный на рынке товарный знак создает у покупателя убежденность, что товар является лучшим по качеству, привлекает его внимание к этому  товару. Если же владелец товарного  знака заинтересован, чтобы его  знак выполнял психологическую функцию, он должен заботиться и том, чтобы  выпускаемые им товары имели постоянно  высокое качество, и о том, чтобы  его товарный знак был хорошо оформлен и эффективно рекламирован.

Чтобы быть признанным в качестве товарного знака, то есть стать объектом правовой охраны, обозначение (товарный знак) должно отвечать ряду условий. В законе они прямо не перечисляются, однако достаточно четко выводятся  из его норм. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заменят собой подчас длинное  и сложное название (наименование) изготовителя товара. Поэтому не может  считаться товарным знаком помещение  на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара, а также указывающих  на время, способ и место производства, на вид, качество и свойства товара и т. п. Их заменяет легко воспринимаемое и запоминающееся условное обозначение. Далее, то или иное обозначение может  быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без особого труда узнать нужную ему продукцию и не спутать ее с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. С точки зрения действующего законодательства новыми будут считаться лишь такие условные обозначения товаров, которые по своему содержанию не являются тождественными или сходными до степени смешения: а) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров; б) с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ, в частности так называемыми общеизвестными товарными знаками (в отношении последних Г. Ф Шершеневич приводит следующий пример- мыловаренный завод г. Е. в Нахичевани в 80-х гг. XIX столетия стал выпускать в продажу туалетное мыло под названием «Валики» и «Букетное». На этом мыле соответственно их названиям завод оттискивал изображение валиков и букетов. Впоследствии и другие местные фабриканты стали выпускать такое же мыло под теми же названиями и с теми же рисунками. Один из заводов в 1899 г. вошел с ходатайством о признании за ним исключительного права на эти знаки, что и было признано за ним со стороны департамента торговли и мануфактур. Но таганрогский окружной суд, убедившись из расспроса свидетелей, что описанные знаки были в общем употреблении, удовлетворил иск г. Е о признании за ним права пользования знаками, на которые ответчик заявляет исключительное право); в) с фирменными наименованиями (или с их частью), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров, охраняемыми в РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием.

Признак новизны  тесно связан с признаком приоритета. Новизна товарного знака определяется на дату приоритета, которая, в свою очередь, устанавливается по общему правилу по дню поступления правильно  оформленной заявки на регистрацию  товарного знака в Патентное  ведомство РФ. Наряду с эти приоритет  товарного знака может устанавливаться  по дате подачи первой заявки на товарный знак в зарубежной стране-участнице  Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в Патентное ведомство РФ заявка поступила в течение 6 месяцев  с указанной даты.

Таким образом, сущность требования новизны означает, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным  или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или  заявленными на регистрацию в  РФ или охраняемыми в силу международных  соглашений. Тождественным признается обозначение, которое во всех своих  элементах совпадает с уже  известным товарным знаком и при  этом относится к одному и тому же классу товаров независимо от различия в их перечне.

В 1895 г. графом Пален  был основан в имении Грос-Экау, Курляндской губ., ликерный завод, на котором выделывался спиртной напиток, выпускавшийся в продажу под  этикеткой «Экауский Кюммель  № 0». Эта этикетка была заявлена 2 октября 1896 г. Фабрикант Блосфельдт стал выпускать  в продажу тминный ликер, снабжая  его этикеткой «Экауский Кюммель  № 00» с добавлением в другом месте «главное депо означенного  ликера находится в Риге у Блосфельдта». По сличении этикеток, рижский окружной суд пришел к заключению, что знаки  недостаточно отличаются друг от друга  и легко могут ввести покупателей  в заблуждение, а потому признал  Блосфельдта виновным в противозаконном  пользовании чужим товарным знаком.

Сложнее решается вопрос о сходных обозначениях: в  действующем законодательстве указывается  в общих чертах недопустимый уровень  близости заявляемого обозначения  уже известному- наличие между  ними сходства до степени их смешения. Хотя данное указание носит в значительной мере абстрактный характер, оно все  же вносит некоторую ясность. В частности, очевидно, что совпадение отдельных  элементов обозначений само по себе не может служить причиной отказа в регистрации товарного знака. Поскольку товарный знак ориентирован прежде всего на потенциального покупателя товара, оценка сходства обозначений  должна производиться не с профессиональных позиций, например, с позиции дизайнера, художника, графика и т. д., которые  способны отметить мельчайшие различия, а с позиции простого покупателя (потребителя), который не имеет специальных  знаний и навыков в этой области. В литературе установление сходства обозначений рекомендуется проводить  с учетом ряда факторов. Так, у словесных  товарных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и окончание слогов, число слогов, последовательность гласных  и согласных букв; у изобразительных  знаков -на изобразительные мотивы; у комбинированных обозначений- на восприятие изобразительных и словесных элементов как в совокупности, так и в отдельности.

Наконец, обозначение  может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном  порядке зарегистрировано. По общему правилу лишь с момента официального признания обозначения товарным знаком можно говорить о нем как  о самостоятельном объекте правовой охраны.

Такая регистрация  дает возможность в течение длительного  времени пользоваться выбранным  обозначением, не опасаясь предъявления каких-либо претензий со стороны  других предприятий, вместе с тем  после регистрации можно будет  запретить другим предприятиям пользоваться аналогичными обозначениями.

Российское законодательство не охраняет незарегистрированные в  российском Патентном ведомстве  обозначения, за исключением так  называемых общеизвестных товарных знаков, которые охраняются в силу принятых Россией международных  обязательств. Поэтому фактический  пользователь того или иного незарегистрированного  обозначения, если только оно не является общеизвестным, не приобретает на него никаких особых прав и не вправе претендовать на исключительное право  на его использование независимо от времени введения его в хозяйственный  оборот.

Таковы вытекающие из закона требования к товарным знакам. Иногда в литературе выдвигаются  и некоторые другие критерии охраноспособности  товарных знаков.

Безвкусные рисунки, словосочетания и т. п. не разрешается  использовать в качестве товарных знаков. Так, одной из обувных фабрик не было разрешено применять в качестве товарного знака, помещаемого на подошве обуви, изображение скачущего  всадника на фоне виноградников, снежных  вершин Казбека и солнечного неба с парящим орлом, потому что нагромождение  этих деталей пейзажа в рисунке  на подошве обуви не отвечает элементарным требованиям художественного вкуса.

С данной точкой зрения невозможно согласиться, поскольку  указанное требование ни ранее, ни сейчас в законе не содержится и из него не вытекает. Конечно, с позиций требований, который следует учитывать при  разработке новых товарных знаков, они должны соответствовать целому ряду конкретных параметров, в частности  быть рекламоспособными, обладать ассоциативностью, быть связанными с местом происхождения  товара, быть лаконичными, удобопроизносимыми, приспособляемыми и т. д. Не последнее  место в этом ряду занимает и художественность обозначения. Отказ в регистрации  товарного знака только по мотиву его нехудожественности будет незаконным, если только при этом заявленное обозначение не противоречит принципам гуманности и морали.

Информация о работе Фирменные наименования предприятия и товарный знак