Бизнес как экономические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Бизнес и экономика – достаточно близкие понятия. Субъекты экономики, иначе говоря, экономические субъекты выступают участниками различных сделок, становясь тем самым и субъектами деловых отношений. Между «экономикой» и «бизнесом» есть вместе с тем и существенные различия.

Файлы: 1 файл

Организация малого бизнеса.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    В рамках коммунистической идеологии  было принято считать, что в рыночной экономике (при капитализме) наемные работники прочно отделены от собственности на средства производства и являются своего рода «придатками капитализма». Поэтому овладение ими собственностью виделось в коренной ломке рыночной экономики посредством революционных преобразований, в ходе которых возникает исключительная возможность стать собственником.

    Жизнь, однако, отвергла такие представления. Действительно, в странах с рыночной экономикой любой человек довольно просто может стать собственником. Для этого достаточно, к примеру, приобрести акцию или пакет акций какой-либо фирмы, либо сделаться учредителем частной, коллективной или паевой (общество с ограниченной ответственностью) фирмы. Никаких принципиальных препятствий к этому законодательство таких стран не содержит. Тем самым для превращения в собственника человеку вовсе не обязательно с оружием в руках бороться с империализмом и буржуазным государством.

    Становление рыночной экономики осуществлялось однако посредством двух типов развития деловых отношений – эволюционного  и революционного.

    Эволюционный  период становления рыночной экономики  охватывал отрезок человеческой истории, когда рынок играл второстепенную роль в жизни общества. Это длительный период, охвативший разные эпохи жизни  человека – от возникновения человеческого  общества как такового до революционного низвержения феодальной системы отношений, основанной на личном подчинении крепостных крестьян, насильно прикрепленных к земельным наделам, собственникам этих наделов

    В самом эволюционном периоде становление  рыночной экономики можно выделить два этапа накопления необходимых признаков этого типа экономики.

    Первый  этап начался на заре человеческого  общества и завершился созданием  сформированного рынка. Рынок может  быть назван сформированным, если на нем  происходит свободный обмен товаров (продукции, услуг, работ) на деньги и наоборот.

    Деньги  – это особый рыночный продукт (товар), выполняющий роль всеобщего эквивалента  в процессе осуществления сделок. Деньги возникли в результате развития деловых отношений и поэтому  являются исторической категорией.

    Первоначально обмен деятельностью осуществлялся  в форме бартерных сделок, схема  которых может быть изображена следующим  образом:

    Х товара А = У товара Б 

    Данная  схема точно отражает процедуры  сделок, которые имели единичный  или случайный характер.

    По  мере усложнения форм и учащения случаев  обмена в условиях постоянного развития разделения труда возникла потребность  в модификации приведенной схемы  в другую, которую можно представить  следующим образом:

    Х товара А = Д (сумма денег) = У товара Б

    Другими словами, возникла необходимость в  том, чтобы на рынке товаров появился особый товар, на который можно было бы свободно обменивать другие товары и который тем самым выполнял бы роль всеобщего эквивалента. Именно этим товаром в конце концов стали деньги.

    Функции денег в разных странах выполняли  различные товары, пока наконец в  этом качестве не утвердился товар  – золото. Это случилось потому, что золото обладало естественными  качествами, позволившими ему наилучшим  образом выполнять роль денег. Это такие качества как портативность (даже небольшие количества золота ценятся очень высоко), делимость (слиток золота может быть разделен на части, что не отразится существенно на его потребительских качествах), сохраняемость (золото почти не подвергается порче в процессе хранения).

    Современные деньги, конечно, существенно отличаются от золотых денег прошлого. Сегодня  роль денег часто исполняют бумажные денежные знаки, ценные бумаги, чеки, а  также данные кредитных и дебетовых  карточек. Однако золото пока все еще остается общей основой денежного обращения в мире.

    Деньги  – исключительно важный компонент  бизнеса в условиях рыночной экономики.

    Деньги - это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

    Поскольку они являются всеобщим эквивалентом, целевые функции бизнеса, так  или иначе, имеют денежную ориентацию. Увеличение денежных доходов выступает  как норма увеличения доходов. Наращивание  капитала – как форма возрастания объемов собственности. Рост заработной платы – как свидетельство повышения личной конкурентоспособности. Деньги приобретают облик могучей силы, якобы наделенной огромной властью над людьми, порой становятся объектом едва ли не религиозного поклонения.

    Эта мощь денег образно выражена в  романе великого французского писателя Ги де Мопассана «Монт-Ориоль» словами  банкира Андерматта: «В великих битвах наших дней сражаются деньгами. Для  меня монеты в сто су– словно маленькие солдатики в красных штанах, монеты в двадцать франков - блестящие лейтенанты, стофранковые билеты – капитаны, тысячефранковые – генералы. И я сражаюсь, черт побери! Я сражаюсь с утра до вечера против всех и со всеми на свете».

    Второй  этап накопления необходимых признаков рыночной экономики осуществлялся в условиях сформированного рынка и завершился созданием предпосылок революционного низвержения феодальных отношений и перехода к рыночной экономике.

    На  этом этапе рынок из второстепенного  звена экономики постепенно превратился в основную сферу осуществления сделок и столкновения деловых интересов субъектов экономики. Рыночные связи становятся более значимыми для развития экономики, чем личное подчинение в форме феодальной зависимости (не говоря о рабовладельческой). Революционное изменение общества, сопровождавшееся снятием ограничений развития рыночных начал в экономике, полным юридическим освобождением людей от любых форм угнетения, созданием условий, когда каждый человек мог бы свободно заниматься своим делом, явился логическим завершением предшествующего развития экономики.

    Эти революционные изменения часто  называют буржуазной революцией. Не будем  спорить здесь о правомерности  или неправомерности применения терминов. Важно, что преобразования действительно имели революционный характер. Это значит, что эволюционный период становления рыночной экономики уступил место революционному. Последний начался проведением первой по счету буржуазной революции (конец 15-го века, Нидерланды), но он не закончен полностью и по настоящее время. В некоторых странах Европы такие преобразования происходили в 17-18 вв. (Великобритания, Франция), в других – в 19-20 вв. (Германия, Италия, Испания, Скандинавские страны, страны Восточной Европы, Россия). Точкой отсчета в победе рыночных отношений в США можно считать окончание гражданской войны (70-е годы прошлого века). 20-й век является переломным и для большинства стран Азии и Латинской Америки.

    По  окончании таких коренных преобразований вновь начинается эволюционное развитие рыночной экономики, в ходе которого она все больше приобретает черты целостной системы.  

3. Родовые черты  бизнеса как экономических отношений  

    При всем многообразии бизнеса, он имеет  ключевые, родовые признаки, которые  обязательно, так или иначе, проявляются  при деловых отношениях.

    Родовые признаки бизнеса:

    1. Обмен деятельностью между субъектами  экономики; 

    2. Стремление каждого участника  сделки навязать другим свои  интересы, когда другие отказываются  принимать условия сделки, и тем  самым добиться относительно  лучших условий существования по сравнению с другими субъектами;

    3. Стремление участников сделки  реализовать свои интересы не  зависимо от того, реализуются  ли при этом интересы других  участников сделки;

    4. Необходимость отстаивания интересов; 

    5. Инициативный характер деятельности участников сделки, выражающаяся способностью принимать решения и идти на риск;

    6. Способность, готовность участников  сделки идти на персональный  риск для успешного проведения  сделки;

    7. Способность готовность и умение  проводить различные приемы делового общения, с целью достижения наибольшей выгоды;

    8. Способность предпринимать различные  шаги, в различных направлениях  с целью обеспечения выгодной  позиции для последующего проведения  избранных приемов делового общения; 

    9. Способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок;

    10. Способность определять приоритеты  деятельности и подчинить им  логику делового общения.  

    Бизнес  – отношения между людьми в  процессе их деятельности, когда каждый стремится к достижению своих целей. Эти отношения носят противоречивый характер, т.к. цели различных субъектов различны.

    Субъект бизнеса стремится наиболее полно  реализовать свои потребности. Взаимодействие между людьми происходит в процессе обмена деятельностью или ее результатами.

    Бизнес  – отношения, в которые вступают люди в процессе обмена результатами деятельности. Обмен деятельностью  происходит при помощи сделок.

    Взаимовыгодные  сделки - идеальное состояние деловых  отношений. В реальности же при сделке одна сторона имеет преимущество по сравнению с другой.

    Субъекты  бизнеса идут на риски, им не гарантированы  положительные результаты сделки. Эффективность  деятельности участников сделки зависит от владения приемами делового общения, умения грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию. Как уже отмечалось раньше, бизнес имеет свою стратегию и тактику Особенно важно правильно определять приоритеты в своей деятельности, умение подчинить им логику делового общения.

    .

    Бизнес  – термин, который характеризует  отношения только на микроуровне, то есть непосредственные отношения между  субъектами.

    Наряду  с родовыми признаками бизнес имеет  и видовые, которые отражают особенности различных типов экономики.

Все названные  родовые признаки бизнеса, его стратегия, тактика в полной мере проявляются  в современной рыночной экономике. Однако было бы наивным думать, будто  они могут проявляться только при наличии рыночной экономики. В условиях рыночной экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, обусловленные товарно-денежными отношениями. Иные особенности присущи бизнесу в тех формах экономики, где такие отношения отсутствуют в силу исторических обстоятельств, либо они имеют ограниченный характер распространения, либо, наконец, они существуют в извращенном виде, не соответствующем их внутренней природе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Литература.

  1. Организация  предпринимательской деятельности: Учебник/ А.Н. Асаул, М.П. Войнаренко, П.Ю. Ерофеев; Под ред. д э.н., проф. А.Н. Асаула СПб.: «Гуманистика», 2004.–  448с.
  2. Конспект лекций
  3. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие./ Шевченко И.К. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 92 с.

Информация о работе Бизнес как экономические отношения