Бизнес как экономические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Бизнес и экономика – достаточно близкие понятия. Субъекты экономики, иначе говоря, экономические субъекты выступают участниками различных сделок, становясь тем самым и субъектами деловых отношений. Между «экономикой» и «бизнесом» есть вместе с тем и существенные различия.

Файлы: 1 файл

Организация малого бизнеса.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    Считать, что в нерыночной экономике не было бизнеса — то же самое, что  отрицать наличие в предшествующий период экономики как таковой, хотя само слово «бизнес» действительно вошло в научный и бытовой оборот именно при переходе к рыночной экономике. Столь же наивным было бы считать, что бизнес был полностью изжит в советской доперестроечной экономике.

    Считалось, что бизнеса в нашей плановой в прошлом экономике быть не может, кроме разве что внешнеэкономических  контактов. Что бизнесмены как особая социальная группа навсегда исчезли  из числа субъектов экономических  отношений. Бизнесмены воспринимались разве что как атрибут преступного мира, их наличие не было постоянно воспроизводимым явлением. В популярном телесериале исполнялась песенка о том, что кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет. Выходило, что все мы живем честно и не занимаемся бизнесом, но вот кто-то, причем не везде, а лишь кое-где, и разумеется, всего лишь порой (правда, у нас) занимается бизнесом и живет нечестно.

    Между тем, бизнес был весьма распространенным явлением в планово-распределительной  экономике.

    Бизнесом занимались:

    - потребители, осуществлявшие поиск  дефицитных товаров. Их действия, включая дифференциацию рынков  по региональным, ценовым, фирменным,  товарным и иным признакам  для последующего приобщения  к дефициту, вероятно, могли бы  оснастить примечательными примерами любого специалиста по теории бизнеса, если бы он решил обратиться в поисках подходящих примеров к советскому опыту.

    - руководители предприятий и их  экономические службы. Для них  бизнес сводился к переписке  с контрагентами и «верхами»,  ведению ведомостей, составлению справок для начальства, «торговле» с начальством по поводу корректировки планов, «отовариванию» фондов, добыванию транспортных средств, обмену дефицитным оборудованием, навешиванию нагрузки (неходовых товаров) к дефициту, даче взяток, приему взяток, ведению «двойного счета» и др.

    Так происходило, поскольку вместо полноценных  Товарно-денежных отношений в советской  экономике имели место так  называемые «планомерные товарные отношения», при которых деловые между  субъектами экономики устанавливались якобы не по личной инициативе этих субъектов, а по воле планирующего и распределяющего «объекты сделок» начальства. Однако родовые признаки бизнеса сохранялись и в таких условиях. Правда, выгода бизнесменов имела преходящий и централизованно регулируемый характер. Так, предприятия не зарабатывали прибыль, не получали ее после удачно совершенной сделки — они получали ее по разнарядке сверху, выполнив плановое задание. Суть сделки состояла в получении такого задания «по созданию прибыли», которое легко можно было выполнить. «Произведенная прибыль» была одним из наиболее важных оценочных показателей работы предприятия.

    Рыночная  экономика. Наибольшее развитие и признание  бизнес получает в условиях рыночной экономики. Термин «рыночная экономика» распространен на Западе. В последнее время он активно применяется и в нашей стране для характеристики той модели хозяйствования, в которой у нас должны произойти радикальные перемены. В дальнейшем мы будем пользоваться данным термином, хотя более подходящим и точным нам представляется «смешанная экономика».

    Ключевым  элементом конструкции «рыночной  экономики» выступает рынок. Рынок—это  сложное и многостороннее явление. Рыночные отношения весьма дифференцируются в различных странах по степени  развития, особенностям модификации, уровню зрелости, историческим, социальным и иным признакам. «Рынок» для американца, западноевропейца и японца выглядит по-разному, и это вполне естественно, если учесть, что американская «рыночная экономика» тяготеет к классической (инициативной) модели предпринимательства, французская — к государственному «дирижизму», западногерманская — к «социальному рыночному хозяйству», а японская — к «корпоративному патернализму».

    Тем не менее во всех названных странах, имеющих многолетние традиции развития «рыночной экономики», рынок обладает вполне определенным набором общих признаков, что и позволяет пользоваться одними и теми же терминами для характеристики экономики этих стран. На наличие общих (родовых) признаков рынка важно обратить внимание, поскольку эти признаки должны в полной мере проявляться в российской «рыночной» экономике по мере ее становления.

    Вначале постараемся дать общее определение  самому понятию «рынок».

    Наиболее  простое определение рынка таково: рынок, есть соединение спроса и предложения. (Речь идет и пойдет дальше именно о платежеспособном спросе, но не о потребностях, и именно о товарном предложении, но не о фактически созданной продукции).

    Приведенное определение отражает особенность  рынка лежащую на поверхности  явлений. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка, во всяком случае не является достаточно конструктивным. Тем не менее такое определение приемлемо в странах с «рыночной экономикой». Так, основатель кембриджской научной школы, автор концепции равновесного рынка английский экономист А. Маршалл писал: «Даже из попугая можно сделать образованного политэконома, все что он должен знать это два слова: спрос и предложение».

    Приведем  другое определение рынка, более  точно отражающее его роль в экономической жизни.

    Рынок — это форма общественной связи  между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.

    Соединение  спроса и предложения персонифицированы  в данном определении, и это позволяет  трактовать рынок как сферу деловых  отношений, а не просто как столкновение безликих компонентов экономики («спрос» и «предложение» вообще).

    Итак, подчеркнем следующее.

    Во-первых, рынок это сфера отношений  между субъектами экономики.

    Во-вторых, рынок — это лишь элемент рыночной экономики, куда наряду с рынком входят также сферы производства товаров, их потребления и распределения, программирования и регулирования экономики.

    Обратимся теперь к характеристике признаков  рынка.

    Первый  признак развитого рынка –  это превышение предложения над  спросом.

    Современный рынок является рынком покупателя. Что это значит? В зарубежной литературе термин «рынок покупателя» используется для обозначения такого состояния рынка, при котором имеет место превышение предложения товаров над спросом на них при фиксированной цене. Такое состояние рынка определяет приоритетное положение потребителей продукции по сравнению с продавцами, своего рода «диктат потребителей» — в противоположность «диктату производителей», характерному для до перестроечной, да и для современной советской экономики.

    Диаметральной противоположностью рынку покупателя является рынок продавца, которому присуще превышение спроса на товар над предложением товара при фиксированной цене. Для полноценного бизнеса характерен как раз не рынок продавца, а рынок покупателя, ибо каждый бизнесмен стремится к увеличению своих доходов, но добиться этого он может, лишь создав и реализовав продукцию, способную удовлетворить запросы покупателей. Поэтому рынок покупателя выступает как постоянно воспроизводимый признак деловых отношений.

    В том случае, когда объектом постоянного воспроизводства оказывается рынок продавца, а это вполне возможно, если экономика не ориентирована изначально на потребителя (например, работники стимулируются за исполнение команд «сверху», но не за результаты труда, потребители не влияют на формирование ассортимента продукции и установление цен), приоритет производителей оборачивается их фактическим монопольным диктатом. Однако такой диктат носит искусственный характер, поскольку его жертвой оказываются потребители, а в их число входят сами «диктаторы».

    Вторым  обязательным признаком рынка является его конкурентный характер. Это значит, что в системе бизнеса каждый субъект выступает как конкурирующая  сторона по отношению ко всем остальным  субъектам.

    Конкуренция в переводе с латыни означает столкновение, ошибку в результате каких-либо действий. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцом на современном рынке. Конкурируют между собой и потребители. Но соперничество между покупателями ни в одной стране с преобладанием рынка покупателя не имеет доминирующего значения. В системе бизнеса основными конкурирующими сторонами являются именно предприниматели.

    Конкуренция охватывает также отношения между  предпринимателями и потребителями. В странах с рыночной экономикой споры между ними о ценах, качестве товаров заканчиваются в пользу потребителей, но существует практика так называемого «навязывания потребностей». И надо, однако, иметь в виду, что «навязывание потребностей», т.е. формирование предпринимателями стандартов потребления», оценочных критериев, стереотипов, влияющих на осуществление покупок, базируется в конечном счете на более или менее точном знании, понимании предпринимателями динамики потребительских ожиданий.

    Третий  признак современного рынка — стабилизация отношений между субъектами на основе интеграции.

    Современный рынок — это арена соперничества  предпринимателей и иных субъектов  экономики, каждому из которых должно быть гарантированно сохранение его  конкурентных потенций. Это значит, что субъекты деловых отношений, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем, оказываются совместно заинтересованы в противодействии монополизации экономики. Их заинтересованность связывается не с монополизацией экономики, а с ее интеграцией.

    Важно подчеркнуть — интеграция в рыночной экономике не навязывается сверху под  влиянием идеологических установок, как  в прежние времена, а обусловливается  тенденциями развития деловых отношений. Такая интеграция имеет демократический  характер, поэтому централизм, возникающий в результате действия тенденции к интеграции, является демократическим. «Центр» (государственные органы власти и управления) оказывается порождением деловых отношений.

    Об  этом важно напомнить, поскольку  сегодня в конструкции «регулируемой рыночной экономики» многие авторы и политические деятели неправомерно противопоставляют «рынок» и «регулирование» — «регулирование» выступает чуть ли не как антитеза «рынку», как действия, навязываемые рынку извне и призванные едва ли не защищать население от рынка. При таких постановках обычно их сторонники забывают, что само «население» является таким же суверенным субъектом экономики, что и предприниматели. Надо не защищать население от рынка, а содействовать более полному проявлению способностей людей в условиях рыночной экономики (другое дело, конечно, социальная защита определенных слоев населения с определенным социальным статусом — пенсионеры, молодежь, инвалиды, др.).

    Об  интеграции в рамках рыночной экономики  раньше говорили в основном при характеристике международных экономических отношений. Действительно, международная экономическая интеграция широко охватила страны с рыночной экономикой. Самый яркий пример — функционирование Европейского Экономического Сообщества, в состав которого сегодня стремятся попасть страны даже Восточной Европы (Венгрия, Словакия, Польша, Словения, Хорватия, Чехия). Однако интеграция осуществляется и на внутренних рынках западных стран. Ее проявлениями выступают государственное регулирование, программирование экономики, социальное партнерство различных социальных групп, государственные регламентации деловой практики, маркетинговая деятельность фирм, развитие акционерной формы производства.

    В заключение данного вопроса отметим, что рынок представляет собой многосекторное образование.

    Секторы рынка — это его части, различающиеся  между собой в соответствии с  особенностями предмета деловых  отношений. Такими секторами выступают  рынки средств производства, предметов  потребления, рабочей силы, услуг, информации, продуктов интеллектуального труда, инвестиций, ценных бумаг. Все эти сектора рынка связаны между собой, вместе с тем отношения складывающиеся на них, бизнес на них имеет особенности. Это прежде всего особенности продавцов и покупателей, особенности производства, коммерции и посредничества на них. Со многими из них мы познакомимся в дальнейшем изложении.

    Наряду  с секторами рынка следует  выделять его сегменты. Сегмент рынка  — это часть рынка, образованная по критерию потребительских ожиданий. Различные группы потребителей могут одновременно входить в различные сегменты рынка и функционировать в рамках разных секторов. Подробнее о сегментах рынка и о методах его сегментации вы узнаете из раздела «Маркетинг».

    И, наконец, определение - рыночная ниша.

    Рыночная ниша - это сегмент рынка, не освоенный предпринимателями. Поиск и заполнение рыночных ниш являются основой, практической задачей конкурирующих бизнесменов стремящихся к укреплению своего положения на рынке.

    Эволюционный  и революционный типы развития деловых отношений. Современная рыночная экономика сформировалась в результате предшествующего развития человеческого общества. Для рыночной экономики характерны экономическая свобода каждого из субъектов экономики, что возможно лишь при отсутствии форм личного принуждения к труду, и одинаковое отношение людей к собственности. Последнее означает, что человек не может быть принципиально отчужден от собственности.

Информация о работе Бизнес как экономические отношения