Бизнес и его роль в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование бизнеса и его роли в современном мире.

Для реализации поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:

- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;

- рассмотрение теоретических основ бизнеса;

- исследование роли бизнеса в современном мире;

- определение социальной роли бизнеса в мире.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА 5
1.1. Понятие бизнеса как предпринимательской деятельности 5
1.2. Исторические предпосылки возникновения бизнеса 10
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 13
2.1. Первичная роль бизнеса 13
2.2. Роль бизнеса в истории человечества 16
2.3. Бизнес как источники прогресса 21
3. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ БИЗНЕСА В МИРЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

11-148-БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В МИРЕ.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

    Цивилизация, по мнению Уайтхеда, наступательна по своей природе. Как только ее наступательный порыв останавливается по той или иной причине, в действие вступают законы Мальтуса и, как следствие, начинается вырождение цивилизаций. Но само наступление также может быть реализовано разными средствами: посредством силы, и тогда в историю входят деяния властителей, военные походы и завоевания, либо, что не менее могущественно в потенциале, посредством убеждения, взаимодействия, обмена. И Коммерция с большой буквы, как уважительно обозначает ее Уайтхед, является одной из основных движущих сил такой экспансии наряду с экспансией Духа и Знания, то есть религиозных убеждений и науки.

    К аналогичным выводам сегодня  приходят и современные российские авторы, обращающиеся к вопросам истории  бизнеса и предпринимательства. Эта идея прямо закладывается в основы издании й, где пишется: «Концепция данного пособия исходит из определения предпринимательства как главной созидательной силы всякой цивилизации. Именно предпринимательство, а не политика, религия, искусство или право, является такой строительной силой. При этом обычный труд крестьянина или ремесленника не может считаться такой деятельностью, поскольку сам по себе этот труд есть лишь в достаточной мере стереотипное осуществление навыков выживания, тогда как для строительства цивилизации необходима инициатива, организация усилий разных людей на совершенно новое дело, результат которого еще не известен...» [4, c. 5].

    Важные  штрихи к пониманию роли бизнеса  на современном этапе исторического  развития добавляют и сами представители бизнеса. Так, размышляя на эту тему в 1938 г., вскоре после преодоления Великой депрессии, представитель Гарвардской школы бизнеса профессор У. Донхэм писал: «Во многих своих процессах бизнес — это разрушитель рутины и социальных ценностей. Снижение цен и прорыв новых компаний на рынок сопровождаются исчезновением многих милых и привычных нашему сердцу деталей окружения, ломкой некогда добрососедских отношений между мелкими торговцами и владельцами маленьких предприятий, ломкой традиций и истории, резким и неприятным для многих усугублением социального расслоения людей» [2, c. 59].

    Но  в этих процессах существует и  оборотная сторона медали. И хотя бизнес — это разрушитель множества  социальных традиций. но он также и  величайший в мире строитель новых традиций. На место «общинной», соседской культуры приходит новая, корпоративная культура. Реклама становится новым элементом реальности и активно насаждает новые цели и ценности. Бизнес — это постоянный строитель новых путей развития, постоянный экспериментатор, безостановочно ищущий новые способы создания смыслов и ценностей.

 

      2.3. Бизнес  как источники прогресса

    Бизнес  играет определяющую роль в современной  экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен обществу.

    Тем не менее бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.  В сфере бизнеса заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в пользу удовлетворения будущих запросов.

    Сущность  бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и  информационных ресурсов в целях  производства товаров, предназначенных  для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие. Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте [13, c. 57].

    Один  и тот же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно  во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать  ареной функционирования различных бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может быть и успешно продолжен другими людьми. Иными словами, границы и суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация различных экономических явлений как порожденных одним бизнесом представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в целях борьбы с нарушением законов).

    Роль  бизнеса в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия (или фирмы – эти понятия употребляются в книге как синонимы) многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе.

    В экономическом контексте бизнес является источником прогресса. Д. Хэндерсон считает важным выделить источники материального прогресса, а не только условия для его достижения. Он так определяет источник: «Главный, прямой импульс для экономического прогресса идет от ориентированных на получение прибыли отношений и инициатив со стороны коммерческих предприятий». Эта аксиома работает в любом историческом периоде, одинаково сильно в богатых и бедных странах [8, c. 47].

      Причина особой важности бизнеса заключается в том, что экономика характеризуется постоянными изменениями и инновациями. Они, в свою очередь, являются результатом целенаправленной деятельности предпринимателей. Об этом еще писал Дж. Шумпетер в своей работе Capitalism, Socialism and Democracy: “Фундаментальный импульс, который запускает мотор капитализма и поддерживает его работу, исходит от новых товаров, которые покупают новые потребители, новых методов производства и перемещения товаров, новых рынков, новых форм промышленной организации, которую создает капиталистическое предприятие».

    В нашем мире бизнес – это главная  движущая сила, главный фактор перемен. Он повышает производительность труда и повышает уровень материального благосостояния. Т. е. роль бизнеса не реактивная, а активная. Противники такого подхода считают, что экономических рост является следствием технологического прогресса, который, в свою очередь, следует из научно-исследовательской деятельности. А она, по их мнению, финансируется не бизнесом, а государством. Таким образом, противники рынка утверждают, что роль бизнеса – не творить, создавать, а всего лишь приспосабливаться к условиям, создаваемым государством. На самом деле, это бизнес является источником инноваций и научных открытий.

    И Дж. Шумпетер пишет: «Разве экономические успехи не были следствием череды изобретений, которые произвели революцию в производстве, а не охотой за прибылью бизнесменов? Ответ отрицательный. Реализация технологических инноваций была сутью этой охоты за прибылью. Неправильно утверждать, как делают многие экономисты, что капиталистическое производство стоит отдельно от технологического прогресса. Они были одним фактором или мы можем сказать, что капиталистическое производство было движущей силой инноваций» [13, c. 85].

    Таким образом, научный и технологический  прогресс – это эндогенный фактор, составная часть ведомого бизнесом процесса экономических перемен.

      Изобретение – это, главным образом, экономическая деятельность, которая, как и другие виды экономической деятельности направлена на получение прибыли. Люди делают изобретения, потому что они хотят решить экономические проблемы и капитализировать экономические возможности.

      В поддержку ведущей роли бизнеса в инновациях выступил М. Скотт: «Научные открытия и изобретения – это формы «инвестиций». Как и другие формы инвестиций, их надо рассматривать с точки зрения расширения экономических возможностей, которые постоянно создаются расходами на инвестиции в целом».

    Д. Хэндерсон считает, что быстрые  темпы экономического роста в  странах за пределом так называемого magic circle традиционно богатых стран, убедительно доказывает тезис Шумпетера.

      Более свежий пример – поведение предпринимателей в Китае. По мнению Ангуса Мэдиссона, три фактора повлияли на стремительный рост производительности труда: 1) крестьянам вернули контроль за собственной землей, 2) бурный рост малого бизнеса, особенно в сельской местности, 3) упразднение жесткой госмонополии на внешнюю торговлю и отказ от политики самообеспечения. Китай убедительно продемонстрировал, что не только крупные предприятия, но и большое число МСБ обеспечивает экономический рост и рост благосостояния. Кстати Д. Хэндерсон отмечает, что высокие темпы экономического роста сопровождались еще более высокими темпами роста международной торговли. В период 1950 – 2000 мировой ВВП увеличился в 7 раз, а объем мировой торговли – в 20 раз [15, c. 44].

      Еще одной причиной, которая заставляет бизнес заниматься инновационной деятельностью, является нейтрализация угрозы потери конкурентоспособности и или даже банкротства. Именно давление со стороны конкурентов заставляет бизнесы инвестировать в инновации. Два аспекта, позитивный и защитный (использовать возможности и не допустить банкротства) взаимодополняемы. Таким образом, мы видим главную роль бизнеса, как локомотива экономического прогресса. Она очевидна. В период 1950 – 1970 ВВП Советского Союза и стран соцблока тоже быстро увеличивался, но блокировка механизма «прибыль – убытки», исключение предпринимателя из экономической деятельности наряду с другими факторами привело к коллапсу социалистической системы. Государственные предприятия, защищенные от банкротства и работающие вне контекста конкурентного давления, не могут выполнить и социальную функцию.

 

      3. СОЦИАЛЬНАЯ  РОЛЬ БИЗНЕСА В  МИРЕ

    Согласно  мнению профессора Ли Престона, концепции  социальной роли бизнеса начали постепенно изменяться в 50-х гг. Отчасти это  было обусловлено развитием сотрудничества между бизнесом и правительством во время второй мировой и последовавшей за нею в 50-е гг. «холодной войной». В этот период был создан Комитет по экономическому развитию, в который вошли наиболее видные представители делового мира. Хотя цель комитета заключалась в консультировании правительства по экономическим и коммерческим вопросам, значение комитета оказалось существеннее, поскольку таким путем расширялось участие делового мира в решении проблем социальной и государственной политики.

    Именно  в 50-х гг. появился первый основательный труд на темы социальной ответственности. В книге «Социальная ответственность бизнесмена» Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу.

    Споры о роли бизнеса в обществе подстегнули  события 60-х и 70-х гг. В отношении 60-х гг. Джекоби указывает, что  в общественном мнении появилась  оппозиция миру бизнеса. В разных сферах общества проявился активный интерес к таким вопросам, как гражданские права, война во Вьетнаме, равноправие женщин, загрязнение среды отходами промышленности и состояние среды обитания в целом, а также консьюмеризм—движение потребителей [5, c. 36].

    В 70-е и 80-е гг. на первый план вышли  разоружение, атомная энергетика, избавление от голода стран третьего мира, защита флоры и фауны и торгово-экономические  отношения с ЮАР.

    Противоположные по своему характеру выводы из того, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождены спорами о целях организаций. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.

    Согласно  этой точке зрения, активно поддерживаемой лауреатом Нобелевской премии Мнлтоном Фридменом, истинная роль бизнеса состоит  «в использовании его энергии  и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры... (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».

Информация о работе Бизнес и его роль в современном мире