Бизнес и его роль в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование бизнеса и его роли в современном мире.

Для реализации поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:

- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;

- рассмотрение теоретических основ бизнеса;

- исследование роли бизнеса в современном мире;

- определение социальной роли бизнеса в мире.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА 5
1.1. Понятие бизнеса как предпринимательской деятельности 5
1.2. Исторические предпосылки возникновения бизнеса 10
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 13
2.1. Первичная роль бизнеса 13
2.2. Роль бизнеса в истории человечества 16
2.3. Бизнес как источники прогресса 21
3. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ БИЗНЕСА В МИРЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

11-148-БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В МИРЕ.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ

    Глубокий  кризис экономической системы Республики Беларусь показал неэффективность  экономики, основанной на государственной собственности на средства производства с жестким централизованным планированием, административными методами управления. Совокупность названных факторов, отсутствие многообразия форм собственности не формировало действительно независимых товаропроизводителей, разъединяло производителя и собственника, порождало безответственность за результаты хозяйственной деятельности, отрицательно сказывалось на личной инициативе и, в конечном счете, на эффективность всей экономики.

    Переход к социально-ориентированной рыночной экономике и необходимость оздоровления общей социально-экономической ситуации требуют развития всех форм хозяйствования, в том числе и тех, которые выступают альтернативой государственному сектору экономики.

    Одна  из них - бизнес – повышает эффективность национальной экономики, способствуют пополнению доходной части государственного бюджета и созданию новых рабочих мест.

    Основной  чертой рыночной экономики является доминирование частной собственности  наряду со значительным участием малых  и средних предприятий в производстве товаров и услуг. Опыт высокоразвитых стран показывает, что экономический потенциал определяется не крупными концернами, а фирмами с количеством работающих до 250 человек. Малые предприятия могут эффективно занимать рыночные ниши и быстро приспосабливаться к потребностям клиентов. Этим объясняется внимание к малому бизнесу.

    Под малым бизнесом понимают как юридическое, так и экономическое явление. Этот бизнес является очень важной части современного рынка. В настоящее время этот вид деятельности растет. В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Наше государство в данное время поддерживает малый бизнес, так как он имеет хорошее влияние на экономический рынок.

    Объектом  исследования является бизнес.

    Предметом исследования является роль бизнеса в мире.

    Цель  курсовой работы – исследование бизнеса и его роли в современном мире.

    Для реализации поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:

    - изучение и анализ литературы  по теме курсовой работы;

    - рассмотрение теоретических основ бизнеса;

    - исследование роли бизнеса в  современном мире;

    - определение социальной роли  бизнеса в мире.

    Работа  состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.

 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА

     1.1. Понятие бизнеса  как предпринимательской деятельности

    Бизнес - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Понятие бизнеса в небольших масштабах на малых фирмах называют малым [1, c. 46].

    В литературе встречается понятие  предпринимательства наряду с бизнесом.

    Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия) [3, c. 52].

    Предпринимательство, бизнес является важнейшим атрибутом рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

    Бизнес  может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. Во многих странах для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

    Предпринимательством  можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство. Источниками стартового капитала для начала бизнеса могут быть [9]:

    1. Собственные средства.

  • Для индивидуального предпринимателя — его личные средства и сбережения, собственное имущество (помещение, оборудование, машина).
  • Для юридического лица — его уставный капитал, формируемый учредителями. Чаще всего это долевое финансирование. Активными участниками новых проектов являются венчурные фонды.

    2. Займы в банке или у знакомых (долговое финансирование).

    3. Безвозмездная помощь (гранты или субсидии).

    Кроме того для помощи начинающим предпринимателям существуют правительственные и  общественные организации, технопарки и бизнес-инкубаторы.

    Для понимания природы предпринимательства  многое сделали Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек и другие представители австрийской школы экономистов. Они рассматривали предпринимательство в качестве одного из основных ресурсов (факторов) экономики наряду с природными — землей, трудом, капиталом, информацией и временем. Предпринимательство обычно нацеливает на экономию времени за счёт снижения трансакционных издержек. Американский экономист Йозеф Шумпетер дал определение: предприниматель — это человек, пытающийся превратить новую идею или изобретение в успешную инновацию. В частности, предпринимательство представляет собой силу креативного разрушения, действующую на рынках и в производстве, одновременно создавая новые продукты и модели бизнеса. Креативное разрушение обеспечивает динамичный и долгосрочный экономический рост [19, c. 37].

    Фрэнк Найт и Питер Друкер, рассматривая риск как неотъемлемый атрибут предпринимательства, выделяли следующие его типы: статистический риск; неопределенность, которую нельзя рассчитать статистически; неопределенность Найта или истинная неопределенность, которую не только нельзя рассчитать, но и невозможно предвидеть.

    Например, до появления Интернета невозможно было оценить рынок для существующих ныне успешных проектов, таких как Google или YouTube.

    Уильям  Баумоль изучал положение предпринимателя, вносящего дисгармонию и вызывающего отторжение на традиционном рынке.

    Бизнес  — это такая же обычная деятельность, как спорт, наука или политика. Главное содержание этой деятельности — соединение товаров и услуг  с нашими собственными потребностями, и не особенно важно, производятся ли эти товары и услуги самим бизнесменом, или он занят тем, что в недавних традициях пренебрежительно было принято называть «посредничеством», или того пуще — «спекуляцией», а на деле представляет собой очень важную функцию приближения товара и услуги к потребителю. Результативность этой деятельности оценивается очень жестким показателем дохода или прибыли, которую получает от своей деятельности бизнесмен, а неустанное соревнование — конкуренция действующих бизнесов между собой — вынуждает все время искать новые пути решения этой задачи.

    И все же бизнес, как и любую деятельность, отличает множество своеобразных особенностей. Можно утверждать, что бизнес сегодня  — это одна из наиболее быстро эволюционирующих разновидностей человеческой деятельности. Причем особенно ярко начало ее нового эволюционного скачка наблюдается именно на переломе XX в., в период последней «революции в бизнесе» [17, c. 55].

    Двумя великими конструкторами эволюции в  природе являются Изменчивость и  Отбор. Что касается Отбора, то эту роль в Бизнесе играет конкуренция. Этот фактор в XX в. претерпел только одно, но немаловажное изменение. С переходом от цеховой организации предпринимательства к демократическому массовому бизнесу конкуренция предельно ужесточилась. Это привело, с одной стороны, к отсеву едва ли не четырех пятых из тех, кто берется попробовать себя в бизнесе, но, с другой стороны, оставляло в бизнесе наиболее энергичных и способных, в результате появились более ясные правила игры - возникло значительно больше норм и социальных институтов, отслеживающих строгость соблюдения этих правил.

    Но  самые кардинальные перемены произошли  с фактором Изменчивости в бизнесе. Относительно неспешные эволюционные перемены видов и форм торговой, финансовой и производственной деятельности, происходившие до нового времени, сменились на революционно быстрые изменения в XX в. в связи с появлением двух новых орудий бизнеса — маркетинга и менеджмента. Изменения форм продаж, разнообразие ассортиментных рядов, параметров, а соответственно, и потребительских свойств товаров, новые формы рекламы и продвижения товара к потребителю резко изменили возможности фирм и компаний в удовлетворении и формировании покупательского спроса. В то же время достижения менеджмента позволяли строить все более и более активные организации, экономить издержки, повышать эффективность использования всех возможных ресурсов в конкурентной борьбе. В результате бизнес стал одной из наиболее динамичных сфер развития, и потенциал этого революционного взрыва еще далеко не исчерпан.

    В своем развитии бизнес во многом стимулировал и развитие науки. Но главное не в этом. Он, как ничто другое, способствовал использованию достижений науки для удовлетворения повседневных нужд человека. И если наука первой половины XX в. еще во многом стимулировалась запросами государства и армии, то уже во второй половине мы можем наблюдать переключение ее достижений на гражданские нужды. Впечатляющие примеры этого — компьютеры, которые задумывались и разрабатывались изначально под военно-государственные запросы, но были превращены бизнесом в «персоналки»: или разработанная для нужд разведки информационная сеть, которая становится в руках бизнеса Интернетом, новым мощнейшим и весьма демократичным способом международного общения миллионов простых граждан разных стран [11, c. 42].

    При всем внимании бизнеса к науке, к  малейшей возможности «сделать на ней  бизнес», нельзя сказать, чтобы достаточно значительная доля этого внимания уделялась  психологии. И вкаком-то смысле это  объективная оценка практической, прикладной ценности этой науки. В той или иной мере используя достижения и разработки психологии в маркетинге и рекламе, а также в менеджменте, особенно в той сфере, которая относится к мотивации персонала и к вопросам групповой динамики, формированию команд, бизнес практически отвергает сегодня психологию в ее наиболее «заповедных» сферах, в том, что связано с подбором и оценкой кадров. Попробовав на практике возможности разнообразных методов тестирования, от тестов «карандаша и бумаги» до полиграфа, детектора лжи, по большому счету бизнес отдал предпочтение интуиции и практическому опыту менеджера как более экономичному и в целом не менее надежному инструменту.

 

      1.2. Исторические предпосылки возникновения бизнеса

    Если  говорить о самых первых предпосылках бизнеса, то изначальные его исторические корни обнаруживаются в тот момент, когда в производственной жизни человечества начинает наблюдаться производство «избыточного» продукта, превышающего запросы непосредственного потребления. Обмен этого продукта на другие продукты и изделия — первая составная часть будущего бизнеса. Собственно говоря, по большому счету бизнес — это деятельность, взявшая во многих обществах на свои плечи непростую задачу обмена и распределения продуктов и услуг. Производство, как таковое, не является специфическим для бизнеса и скорее «пристегнуто» к задаче обмена в тех случаях, когда самостоятельное производство оказывается экономически выгодным.

    Вместе  с появлением обмена «добавочным  продуктом» обнаруживаются и первые предпосылки развития психологии бизнеса. Ведь товары и продукты не ходили меняться сами по себе. Обмен стал задачей конкретных людей и потребовал от них освоения множества новых способностей: готовности заняться такой меной, умения договариваться, вырабатывать нормы и правила построения отношений в этом процессе, преодолевать множество предубеждений категории «мы и они», особо могущественно действовавших в примитивных обществах, и т. д. [7, c. 35]

    Следующая историческая предпосылка становления  бизнеса была связана с появлением денег как эквивалента «всеобщего продукта». Те самостоятельные свойства, которые имели деньги как особый товар, породили новую предпосылку бизнеса: меновую деятельность. Меняльные конторы Египта, Греции и Рима породили подобные учреждения в Византии. на Востоке и в странах Средиземноморья, пережили свой особый расцвет в средние века в Италии и Голландии и стали прообразом современных банков. Психология же человека обогатилась целым спектром новых понятий, так или иначе связанных с темой отношения к деньгам, как негативных — скаредность, жадность, скупость, стяжательство, сребролюбие, так и позитивных — щедрость, расчетливость, благотворительность и др.

Информация о работе Бизнес и его роль в современном мире