Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:06, реферат
В результате удалось выяснить, что термин «культура речи» достаточно нов, как молода и называемая им область науки о языке, которая оказывает влияние на современную культурно – речевую практику. Понятие «культура речи» было введено в 20-е годы советской общественностью и с самого начала имело вполне определенный смысл, направленный на воспитание культуры общества.
I.Задачи и методы исследования:
1)Каковы особенности культуры речи.
2)Влияние речи на воспитание и образование сегодня.
3)Методы исследования.
^ II.Причины обращения к теме исследования.
III.Основная часть:
1)Культура речи и языковая политика:
а) термин «культура речи»;
б) задачи культуры речи.
2)Качества хорошей речи.
3)Нормы речевой культуры.
4)Правильность речи.
5)Коммуникативные качества речи.
6)Речевое мастерство.
^ IV.Практическая направленность работы.
V.Библиография.
VI.Приложения.
Задачи и методы исследования
В результате удалось выяснить, что термин «культура речи» достаточно нов, как молода и называемая им область науки о языке, которая оказывает влияние на современную культурно – речевую практику. Понятие «культура речи» было введено в 20-е годы советской общественностью и с самого начала имело вполне определенный смысл, направленный на воспитание культуры общества.
Оглавление
I.Задачи и методы исследования:
1)Каковы особенности культуры речи.
2)Влияние речи на воспитание и образование сегодня.
3)Методы исследования.
^ II.Причины обращения к теме исследования.
III.Основная часть:
1)Культура речи и языковая политика:
а) термин «культура речи»;
б) задачи культуры речи.
2)Качества хорошей речи.
3)Нормы речевой культуры.
4)Правильность речи.
5)Коммуникативные качества
6)Речевое мастерство.
^ IV.Практическая направленность работы.
V.Библиография.
VI.Приложения.
Задачи и методы исследования
Вступление
Термин «культура речи»
Речевая культура
Предполагается, что для введения
термина «культура речи» были
серьезные социальные и
Изменение социального
Все это свидетельствует о том, что нужна повседневная кропотливая работа по воспитанию культуры речи на всех уроках, воспитание уважения к своему родному русскому языку, интереса к богатству его лексики.
Нормы в современном русском литературном языке бывают фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические.
Фонетические нормы – это нормы произношения звуков современного русского литературного языка, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации.
Нормы произношения звуков и постановки ударения изучаются в фонетике и орфоэпии.
^ Лексико-фразеологические
Нормы употребления и нормы сочетания слов и фразеологизмов изучаются в лексике и фразеологии и отражаются в словарях.
При употреблении слов, фразеологизмов наблюдаются следующие виды лексико-фразеологических ошибок: использование 1) слов, фразеологизмов в несвойственном значении, например: « купить канонаду»; « бить баклуши топором»; 2) нелитературных слов (диалектных; несвойственных языку новообразований, например, «железковое ведро»).
При названии норм связи слов, фразеологизмов возникает их ненормативная сочетаемость, например, «пожилая лошадь», «карие чулки», «съел демьянову уху».
^ Морфологические нормы – это
нормы словоизменения при
Нормы словоизменения изучаются в морфологии. Они описаны в справочнике: «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка»/ Под ред. К.С. Горбачевича. Л.,1973.
^ Синтаксические нормы – это
нормы построения
^ Стилистические нормы – это владение умением использовать в том или ином функциональном стиле присуще ему языковые средства. Стилистические нормы изучаются в стилистике. Не владение умениями употреблять языковые средства в соответствии с требованиями стиля приводит к стилистическим ошибкам, например: «Объявить благодарность кондукторше»; «Хорошенькие речонки протекают по русской равнине».
Речевое мастерство – это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения. Говорящие и пишущие с точки зрения речевого мастерства оценивают речь друг друга двумя оценками: хуже, лучше (так можно сказать, но есть лучший вариант).
Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся писателей. Их работа с черновиками по переписыванию заново страниц своих произведений, т.е. создание на основе прежних вариантов новых вариантов, говорят о кропотливой работе, направленной на улучшение выразительности текста.
Уместность и неуместность выбора языковых средств для создания большей выразительности изучается в стилистике и культуре речи.
Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению в устной речи и на письме стилистических недочетов. Говорящие и пишущие допускают следующие стилистические недочеты:
употребление в одном стиле речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в другом стиле речи;
неоправданное повторение одних и тех же слов, слов с одним и тем же корнем и одних и тех же видов предложений, создающее звуковое однообразие речи;
тавтология (передача одного и того же по-разному), приводящая к неоправданному удлинению речи;
словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости.
^ Основная часть
1)Культура речи и языковая политика
а) Термин «культура речи»;
б) Задачи культуры речи.
Культура речи – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
В культуре речи выделяют две стороны:
а) правильность речи;
б) речевое мастерство.
2)Качества хорошей речи
В седине 60-х годов появляются две статьи Б.Н.Головина «О качествах хорошей речи». В них предложена схема лингвистического осмысления качеств хорошей речи, и показано, что задача культуры речи состоит в анализе качеств хорошей речи, в поиске строгих и обоснованных критериев описания ее признаков: правильности, точности, богатства, чистоты, выразительности.
3)Нормы речевой культуры
Речевая неточность, неясность, обусловленные
заменой одного слова другим называли
сначала стилистическими
Все слова объединяются в
словосочетания и предложения
не только как элементы
Норма – одно из сложнейших
явлений, трудно поддающихся
4)Правильность речи
Правильность- необходимое условие хорошей речи была замечена, сформулирована и описана еще античными стилистами.
Особое положение
Древние ораторы отмечали, что
правильность – необходимое и
естественное условие хорошей
речи. В современных пособиях
по практической стилистике и
культуре речи характеристика
правильности всегда
Правильность создается
Потенциальные возможности
языковой системы (структурные
элементы языка: фонемы, морфемы,
лексемы, фразеологические
Здесь уместно вспомнить,
что если «общение» с ребенком
сводится к монологу взрослого,
Спрашивать, слушать, отвечать,
говорить – действия человека
на его к созиданию себя, своей
судьбы, основа его взаимодействия
с другими. Учиться этим
^ Правильность речи – это
соблюдение языковых норм
5)Коммуникативные качества
Приложение №4
6)Речевое мастерство
Известный поэт Е.Винокуров в одном из стихотворений пишет:
Священное умение говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь!
Приставка. Окончание. Основа…
Можно усомниться в простоте «осмысленной речи»…
Факт речевой деятельности
действительно прост.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Не случайно усвоение языка
начинается человеком с
Одни говорят, другие умеют
разговаривать.
Чтобы дар природы развивался,
стал умением «произносить
Говорение, существующее по
Белинскому, в трех ипостасях
как дар, как наука и как
искусство, первой своей