Роль устной речи в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:06, реферат

Краткое описание

В результате удалось выяснить, что термин «культура речи» достаточно нов, как молода и называемая им область науки о языке, которая оказывает влияние на современную культурно – речевую практику. Понятие «культура речи» было введено в 20-е годы советской общественностью и с самого начала имело вполне определенный смысл, направленный на воспитание культуры общества.

Оглавление

I.Задачи и методы исследования:

1)Каковы особенности культуры речи.

2)Влияние речи на воспитание и образование сегодня.

3)Методы исследования.

^ II.Причины обращения к теме исследования.

III.Основная часть:

1)Культура речи и языковая политика:

а) термин «культура речи»;

б) задачи культуры речи.

2)Качества хорошей речи.

3)Нормы речевой культуры.

4)Правильность речи.

5)Коммуникативные качества речи.

6)Речевое мастерство.

^ IV.Практическая направленность работы.

V.Библиография.

VI.Приложения.

Задачи и методы исследования

Файлы: 1 файл

русский.docx

— 23.52 Кб (Скачать)

 

В результате удалось выяснить, что  термин «культура речи» достаточно нов, как молода и называемая им область  науки о языке, которая оказывает  влияние на современную культурно  – речевую практику. Понятие «культура  речи» было введено в 20-е годы советской общественностью и  с самого начала имело вполне определенный смысл, направленный на воспитание культуры общества.

 

Оглавление

 

I.Задачи и методы исследования:

 

1)Каковы особенности культуры  речи.

 

2)Влияние речи на воспитание  и образование сегодня.

 

3)Методы исследования.

 

^ II.Причины обращения к теме исследования.

 

III.Основная часть:

 

1)Культура речи и языковая  политика:

 

а) термин «культура речи»;

 

б) задачи культуры речи.

 

2)Качества хорошей речи.

 

3)Нормы речевой культуры.

 

4)Правильность речи.

 

5)Коммуникативные качества речи.

 

6)Речевое мастерство.

 

^ IV.Практическая направленность работы.

 

V.Библиография.

 

VI.Приложения.

 

Задачи и методы исследования

Вступление

 

Термин «культура речи» достаточно нов, как молода и называемая им область  науки о языке, который оказывает  влияние на современную культурно-речевую  практику. Понятие «культура речи»  было введено в 20-е годы советской  общественностью и с самого начала обрело вполне определенный смысл, направленный на воспитание культуры общества.

 

 Речевая культура рассматривалась  как основа для развития общей  культуры человека, строящего новое  общество, прокладывающего человечеству  путь в будущее, и осмысливалась  культура речи в рамках культуры.

 

 Предполагается, что для введения  термина «культура речи» были  серьезные социальные и научные  мотивы.

 

 Изменение социального статуса  всех слоев населения меняло  социальное значение многих культурно-языковых  традиций. Социальная задача –  воспитание элементарной культуры  речи на основе научных разработок  литературно-языковых норм. Первая  часть этой задачи – освоение  норм языка, выработка правильности  речи как условия приобщения  к культурным ценностям свободного  цивилизованного мира

 

 

 

 

Все это свидетельствует о том, что нужна повседневная кропотливая  работа по воспитанию культуры речи на всех уроках, воспитание уважения к  своему родному русскому языку, интереса к богатству его лексики.

 

Нормы в современном русском  литературном языке бывают фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические.

 

Фонетические нормы – это  нормы произношения звуков современного русского литературного языка, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации.

 

Нормы произношения звуков и постановки ударения изучаются в фонетике и  орфоэпии.

 

^ Лексико-фразеологические нормы  –  это нормы употребления  слов и фразеологизмов в свойственном  им лексическом значении и  нормы сочетания слов и фразеологизмов  с другими словами в предложении.

 

Нормы употребления и нормы сочетания  слов и фразеологизмов изучаются  в лексике и фразеологии и  отражаются в словарях.

 

При употреблении слов, фразеологизмов наблюдаются следующие виды лексико-фразеологических ошибок: использование 1) слов, фразеологизмов в несвойственном значении, например: « купить канонаду»; « бить баклуши  топором»; 2) нелитературных слов (диалектных; несвойственных языку новообразований, например, «железковое ведро»).

 

При названии норм связи слов, фразеологизмов возникает их ненормативная сочетаемость, например, «пожилая лошадь», «карие чулки», «съел демьянову уху».

 

^ Морфологические нормы – это  нормы словоизменения при склонениях  именных частей речи, местоимения  и причастия и при спряжении  глаголов. При ненормативном словоизменении  возникают морфологические ошибки, например, «нет время», «красившее»,  «ляжь» и т.п.

 

Нормы словоизменения изучаются в  морфологии. Они описаны в справочнике: «Трудности словоупотребления и  варианты норм русского литературного  языка»/ Под ред. К.С. Горбачевича. Л.,1973.

 

^ Синтаксические нормы – это  нормы построения синтаксических  конструкций – словосочетаний  и предложений. При ненормативном  построении словосочетаний и  предложений возникают синтаксические  ошибки, например: «подъезжая к городу, между нами зашел разговор».

 

^ Стилистические нормы – это  владение умением использовать  в том или ином функциональном  стиле присуще ему языковые  средства. Стилистические нормы  изучаются в стилистике. Не владение умениями употреблять языковые средства в соответствии с требованиями стиля приводит к стилистическим ошибкам, например: «Объявить благодарность кондукторше»; «Хорошенькие речонки протекают по русской равнине».

 

Речевое мастерство – это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли  и отношения. Говорящие и пишущие  с точки зрения речевого мастерства оценивают речь друг друга двумя  оценками: хуже, лучше (так можно  сказать, но есть лучший вариант).

 

Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся писателей. Их работа с черновиками  по переписыванию заново страниц  своих произведений, т.е. создание на основе прежних вариантов новых  вариантов, говорят о кропотливой  работе, направленной на улучшение  выразительности текста.

 

Уместность и неуместность выбора языковых средств для создания большей выразительности изучается в стилистике и культуре речи.

 

Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению в устной речи и на письме стилистических недочетов. Говорящие и пишущие допускают следующие стилистические недочеты:

 

употребление в одном стиле  речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в  другом стиле речи;

 

неоправданное повторение одних и  тех же слов, слов с одним и  тем же корнем и одних и тех  же видов предложений, создающее  звуковое однообразие речи;

 

тавтология (передача одного и того же по-разному), приводящая к неоправданному удлинению речи;

 

словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости.

 

 

 

^ Основная часть

 

1)Культура речи и языковая  политика

 

а) Термин «культура речи»;

 

 б) Задачи культуры речи.

 

Культура речи – это раздел науки  о языке, в котором рассматриваются  вопросы соблюдения языковых норм и  уместности употребления выразительных  средств языка в речи в зависимости  от разных условий общения людей.

 

В культуре речи выделяют две стороны:

 

а) правильность речи;

 

б) речевое мастерство.

 

2)Качества хорошей речи

 

В седине 60-х годов появляются две  статьи Б.Н.Головина «О качествах хорошей речи». В них предложена схема лингвистического осмысления качеств хорошей речи, и показано, что задача культуры речи состоит в анализе качеств хорошей речи, в поиске строгих и обоснованных критериев описания ее признаков: правильности, точности, богатства, чистоты, выразительности.

 

3)Нормы речевой культуры

 

Речевая неточность, неясность, обусловленные  заменой одного слова другим называли сначала стилистическими ошибками, затем речевыми недочетами.

 

 Все слова объединяются в  словосочетания и предложения  не только как элементы лексики,  но и как носители определенных  свойств на уровне морфологии  и синтаксиса.

 

 Норма – одно из сложнейших  явлений, трудно поддающихся однозначному  непротиворечивому объяснению и  описанию. Норма социальна т.к.  нужна людям и создает определенный  социум. Норма структурна т.к.  принадлежит языку. Норма психологична  т.к. нуждается в устойчивых  речевых навыках носителей языка.

 

4)Правильность речи

 

Правильность- необходимое условие хорошей речи была замечена, сформулирована и описана еще античными стилистами.

 

 Особое положение правильности  речи возводит это качество  в определяющий уровень речевой  культуры. Это дает повод считать  основным понятием учения о  речевой культуре понятие литературной  нормы.

 

 Древние ораторы отмечали, что  правильность – необходимое и  естественное условие хорошей  речи. В современных пособиях  по практической стилистике и  культуре речи характеристика  правильности всегда сопровождается  замечаниями: «основное, но не единственное», «главное, но есть другие», «правильно», - « хорошо, но мало» и т.п.

 

 Правильность создается использованием  единиц всех языковых уровней  в соответствии с нормой, и,  определяя речь как правильную, мы характеризуем ее структурный  состав с точки зрения «должно», а нарушения правильности должны  быть функционально мотивированы.

 

 

 Потенциальные возможности  языковой системы (структурные  элементы языка: фонемы, морфемы,  лексемы, фразеологические единицы,  синтаксические конструкции) не  только достаточны для того, чтобы  сообщить информацию, но и позволяют,  воздействуя на сознание слушателя,  вызвать к ней желаемое отношение.  Однако используется разнообразие  языка каждым человеком по-разному.  Если, черпая из одного природного  источника, люди достают одинаковые  природные богатства, то иначе  обстоит дело с тем источником, из которого черпает человек,  чтобы строить свою речь. Поэтому  одни обладают высокой культурой  речи, т.е. совокупностью таких  свойств, которые позволяют говорить  о ее совершенстве, другие же  едва овладевают речевой грамотностью. Одни только говорят, другие  умеют разговаривать. Противопоставление  явлений действительности, стоящих  за этими близкими по значению  глаголами речи, ощущалось и народом,  спрессовавшим глубину своих  вековых наблюдений в пословицах  и поговорках, обсуждалось и мастерами  слова.

 

 Здесь уместно вспомнить,  что если «общение» с ребенком  сводится к монологу взрослого,  то «общение» в принципе не  может состояться. Как утверждают  психологи, лишь взрослый человек  способен создавать и воспринимать  монолог. Для ребенка, как и  для малообразованного взрослого,  естественен диалог, беседа как  изначальная первичная форма  взаимодействия между людьми. Показательны  в этом смысле свидетельства  языковедов- исследователей речи крестьян. Так, Е.Ф. Будде писал: «Длинной речи наши крестьяне не ведут, монологов у них почти не найдешь». То же находим у Л.В. Щербы: «…Монолог является в значительной степени искусственной языковой формой, …подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге».

 

 Спрашивать, слушать, отвечать, говорить – действия человека  на его к созиданию себя, своей  судьбы, основа его взаимодействия  с другими. Учиться этим действиям  нужно не только для того, чтобы  стать умными, но и для того, чтобы стать добрыми, человечными,  достойно жить, доброжелательно  и мудро общаясь друг с другом, с человечеством. Не случайно  крупнейшие мыслители, педагоги, оставившие свой след в истории  мировой культуры, верной дорогой  к взаимопониманию считали речь, общение, надежным способом поиска  истины признавали беседу, разговор  и наилучшим средством достижения  цели – искусное владение словом. Приложение 2.

 

^ Правильность речи – это  соблюдение языковых норм современного  русского литературного языка.  Говорящие и пишущие с точки  зрения норы оценивают речь  как правильную (норма) или неправильную (ошибка). Приложение 3.

 

5)Коммуникативные качества речи

 

Приложение №4

 

6)Речевое мастерство

 

Известный поэт Е.Винокуров в одном из стихотворений пишет:

 

Священное умение говорить,

 

 Произносить слова и строить  фразу.

 

 Как просто это: стоит рот  открыть,

 

 И чудо слова возникает  сразу.

 

 Как ты проста, осмысленная  речь!

 

 Приставка. Окончание. Основа…

 

Можно усомниться в простоте «осмысленной речи»…

 

 Факт речевой деятельности  действительно прост. Построение  речи вряд ли кто-то признает  делом простым. Чтобы возникло  «чудо слова», мало «только рот  открыть». Справедливое наблюдение  из собственного опыта В.Маяковского:

 

 Изводишь

 

 единого слова ради

 

 тысячи тонн

 

 словесной руды.

 

 Не случайно усвоение языка  начинается человеком с момента  его появления на свет и  продолжается почти всю жизнь.

 

 Одни говорят, другие умеют  разговаривать. Противопоставление  явлений действительности, стоящих  за этими по значению глаголами  речи, ощущалось и народом, обсуждалось  и мастерами слова В.Г.Белинский обращает внимание на то, что умение говорить – это «дар природы».

 

 Чтобы дар природы развивался, стал умением «произносить слова  и строить фразы», необходимо  знание. Если есть знания, человек  говорит правильно, считает В.Белинский. Анализирующий «Грамматику русского слова…» Калайдовича, который утверждал, что « грамматика есть наука и искусство говорить правильно».

 

 Говорение, существующее по  Белинскому, в трех ипостасях  как дар, как наука и как  искусство, первой своей ипостасью  входит в область психофизиологическую, второй и третьей – в область  социальную.

Информация о работе Роль устной речи в современном мире