Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:26, доклад
Из учебников общей экономической теории мы знаем, что условия кон-куренции создают барьеры вхождения на рынок, заставляют экономических агентов работать по определенным правилам, соответствующим специфике рынка. Как выяснялось, помимо рыночных барьеров в экономике существуют и административные барьеры. Административные барьеры– удел не только раз-вивающихся экономик и переходных обществ, они в той или иной степени имеются и в экономически развитых странах.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Из учебников общей экономической теории мы знаем, что условия кон-куренции создают барьеры вхождения на рынок, заставляют экономических агентов работать по определенным правилам, соответствующим специфике рынка. Как выяснялось, помимо рыночных барьеров в экономике существуют и административные барьеры. Административные барьеры– удел не только раз-вивающихся экономик и переходных обществ, они в той или иной степени имеются и в экономически развитых странах.
Парадоксальность ситуации переходных обществ заключается в том, что, несмотря на все усилия независимых государств развивать многоукладную ры-ночную экономику на базе частной собственности и предпринимательства, в их экономике присутствует высокий уровень административных барьеров(бюро-кратизации экономики). Поэтому целью данной статьи стало теоретическое обоснование понятия административные барьеры(АБ).
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
В постсоциалистических странах переходный период сопровождался рос-том трансакционных издержек. Факторами, снижающими стимулы к предпри-нимательской деятельности и ограничивающими возможности экономических агентов прогнозировать перспективы принимаемых ими решений в этих усло-виях, явились: (1) неопределенность будущего экономического и политическо-го порядка, что особенно заметно сказывается при перераспределении собст-венности, когда новые собственники не могут оценить надежность полученных ими приобретений; (2) резкая ломка институциональной структуры общества, то есть«правил игры», по которым привыкли действовать экономические аген-ты; (3) неспособность государства обеспечить исполнение законов и контрак-тов, а потому предприниматели шли на дополнительные затраты при осуществ-лении сделок[1]. В результате предприятия избирали краткосрочную страте-гию, а самыми выгодными занятиями стали торговля, перераспределение ими операций на черном рынке. На наш взгляд, основная причина заключалась в слабости институцио-нального фундамента независимых государств, сформированного в1991–1997 годах, которая проявлялась в том, что институты, то есть новые«правила иг-ры», действуют в неполную силу. Несовершенство формальных институтов, обрастание их новыми неформальными правилами способствуют широкому распространению административных барьеров в экономике.
Если на начальных этапах реформы был актуальным вопрос поддержки предпринимательства, затем создание условий для его развития, то на нынеш-нем этапе актуальность приобретают вопросы защиты его от внешних посяга-тельств, повышение действенности механизмаenforcement’а.
Последнее объясняется тем, что стремление структурировать и упорядо-чить организацию малого бизнеса на деле обернулось высокими темпами раз-вития государственных институтов, роста трансакционных издержек и гипер-трофии регистрационных процедур, связанных с регистрацией, перерегистра-цией, контролем и отчетностью и так далее. В результате, вместо системы под-держки, сформировалась устойчивая система барьеров, которая тормозит раз-витие предпринимательства и воспроизводит рентообразующие отношения[5]. Согласно мнению ученых, в России административные барьеры как спо-соб регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную
интервенцию начала90-х годов[6].
Факторами, способствующими и воспроиз-
наличие специфического ресурса у создателей АБ(возможности производства
формальных норм государством), высокая норма прибыли от инвестиций в
строительство АБ, обоснование необходимости АБ[7].
В России введение в деловой и правовой оборот термина«администра-тивные барьеры» произошло на рубеже1995–1998 годов. В тот период в нашей
стране преимущественно писали и говорили о проблемах развития малого
предпринимательства: правовых, экономических, политических. Содержание
отдельных проблем подразумевало наличие административных барьеров в оте-чественной экономике. Непосредственно об административных барьерах заго-ворили в последние2–3 года. Х.Кусаинов считает, что за позициями«превы-шение полномочий», «вымогательство», «нарушение законодательства» про-глядываются«барьерные интересы» [8].
Теоретическое обоснование термина«административные барьеры» вызы-вает много споров и обсуждается на многих уровнях.
Приведем некоторые
научно-практических конференций по проблемам предпринимательской дея-тельности административные барьеры определены как«специфические трудно-сти развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, либо сознательным ущемлением интересов малого
предпринимательства со стороны
государственных органов и
Согласно подходу А.Аузана, П.Крючковой, административные барьеры в экономике– «это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур» [11]. Х.Кусаинов считает, что данное определение очень емкое, которое можно уточнить в части платежей. На его взгляд, речь должна идти об искусственных мерах, приводящих к расходам потребителей услуг, зачастую многократно пре-вышающих установленные тарифы, при этом разница между«реальным» и «номинальным» платежом действительно проходит мимо бюджета[12]. На наш взгляд, эту разницу уместнее будет назвать«коррупционный налог», который является навязанным или добровольным платежом в личный бюджет предста-вителей государственных органов управления.
Согласно положению
По мнению А.Дягтерева
и Р.Маликова, «АБ являются препятствиями,
возникающими при организации и осуществлении
предпринимательской дея-тельности вследствие
введения нормативными актами органов
государственно-го(
Тщательное изучение существующих проблем, барьеров, встречающихся в развитии предпринимательства, свидетельствуют о том, что они могут быть созданы предумышленно и непредумышленно. При этом создатели АБ пресле-дуют следующие цели:
(а) получение ренты;
(б) лоббирование интересов определенного круга лиц;
(в) уменьшение уровня риска;
(г) покрытие материальных и нематериальных расходов.
В первых двух случаях происходят целенаправленные действия, связан-ные со злоупотреблением и превышением своих полномочий на различных ста-диях экономической деятельности. В докладе Всемирного Банка действия предприятий, использующих кор-рупцию для придания правилам выгодной для них формы в ущерб остальному обществу, названо«захватом государства»; проблемы, породившие коррупцию в процессе проведения в жизнь новых законов, правил и постановлений, назва-ны«административной коррупцией» [17].
Между государственными органами управления(и финансовыми учреж-дениями) и предпринимательскими структурами присутствует низкий уровень доверия. Вот поэтому в третьем случае для предотвращения«риска потерь» эти органы вводят многоступенчатую стадию сбора согласовательных и разреши-тельных документов на определенную деятельность и получение кредита. К тому же представители государственных органов управления, ограни-ченные в финансовых возможностях, считают оправданным покрытие матери-альных и временных расходов на оформление и подпись справок и других до-кументов. Поэтому в четвертом случае они устанавливают плату и сборы. Из вышеизложенного следует, что в задачу административных барьеров входит обеспечение необходимого уровня доходов, снижение уровня риска, по-крытие материальных и моральных издержек структур, выдающих необходи-мые документы.
Главная функция институтов– экономия трансакционных издержек. К сожалению, административные барьеры выполняют обратную функцию, то есть вызывают рост трансакционных издержек. На наш взгляд, данное обстоя-тельство оправдывает специфику АБ как особых институтов. С другой стороны, всякое правило может быть рассмотрено в качестве барьера, так как ставит ограничительные рамки деятельности. С позиции пред-принимателей, большая часть правил может быть воспринята как барьеры, по-тому что они препятствуют быстрому росту и максимизации прибыли. С пози-ции государства, все создаваемые правила призваны упорядочить деятельность государственных и предпринимательских структур и защитить внутренний рынок. Однако обе стороны понимают, что существуют некоторые правила, ко-торые действительно являются барьерами. Предумышленно созданные административные барьеры выражаются в утверждении формальных институтов, не облегчающих процесс обмена, а, на-оборот, осложняющих их. По этому поводу П.Крючкова пишет: «…административные барьеры можно рассматривать как формальные обяза-тельные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и ус-луг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправ-ления, частные издержки, от введения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с уче-том эффекта дохода» [18].
Например, схема аренды помещений, где государственные структуры создали целую систему. В результате арендатор(представитель малого бизнеса) сталкивается с глубокоэшелонированной, разветвленной сетью государствен-ных структур, занимающихся вопросами недвижимости различных форм соб-ственности. Такая схема действий выстраивает за собой целый институт аль-тернативного поведения в государственных структурах(финансовых учрежде-ниях) и в рамках действующих нормативов служит дополнительным источни-ком их содержания[19].
Непредумышленные
Таким образом, рассмотренные определения административных барьеров подчеркивают, что они появляются на базе формальных правил. Их создание определено выгодами и издержками предпринимателей и создателей АБ.
На наш взгляд, некоторые административные барьеры можно рассматри-вать как некие неформальные институты, создающиеся в рамках формальных институтов. Например, для получения доступа к некоторым ресурсам, помимо выполнения всех формальных правил, необходимо иметь связи с конкретными людьми, прийти с ними к определенному соглашению. Только выполнение из-вестного алгоритма действий дает гарантии предпринимателю получить необ-ходимый ресурс. На наш взгляд, их появление, прежде всего, связано с мен-тальностью нашего общества. Не всегда экономические агенты уверены в том, что достаточно выполнения формальных правил для получения необходимых ресурсов.
В целом малый бизнес через систему государственного регулирования рыночных отношений испытывает двойное давление. С одной стороны, это чрезмерно разросшиеся административные системы и процедуры, с другой сто-роны, это коррупция, успешно использующая АБ в целях получения дополни-тельных, неучтенных доходов.
Мы ранее писали, что фактически формальные институты переходных обществ– это новые«правила игры» со слабымenforcement’ом. В то же время административные барьеры– это формальные(и неформальные) институты с действеннымenforcement’ом. Санкциями, в случае административных барье-ров, являются возникающие барьеры, ограничения, асимметрия в отношениях между агентами. Санкции вступают в силу, если предприниматель отказывает-ся(или не знает кому) платить коррупционный налог. В принципе предприниматель имеет выбор: платить или не платить кор-рупционный налог. В случае если предприниматель платит коррупционный на-лог, то он получает доступ к необходимым ресурсам. Если не платит, то у него возникают барьеры вхождения, ограничения в доступе, а также риск упущен-ной выгоды. Таким образом, наличие административных барьеров как институтов свя-зано с существованием экономической власти. Именно экономическая власть позволяет представителям органов исполнительной власти разрабатывать но-вые правила или дополнять уже существующие правила в целях их совершен-ствования, злоупотребления или лоббирования интереса определенного круга лиц. Экономическая власть, позволяющая производить неэффективные, но рен-тообразующие формальные правила, усиливается отсутствием ответственности за производство таких норм. В результате административные барьеры проявляются двояким образом в виде неэффективных формальных институтов и неформальных институтов, действующих вокруг формального института.
Информация о работе Административные барьеры в развитии предпринимательства