Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:08, доклад
Устойчивое развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Устойчивое развитие предпринимательства.
Устойчивое развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Развитие рыночных отношений объективно связано с новыми процессами устойчивого развития предпринимательских структур. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малое предпринимательство в определенных условиях и времени является основой для решения целого комплекса экономических, социальных и политических проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до снижения остроты безработицы, формируя одновременно, новую структуру экономики и конкурентной среды. Размеры предприятий зависят от отраслей, их технологических особенностей, действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и где не требуются большие размеры предприятий, а напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.
Проведенный анализ категорий «устойчивости» и «устойчивого развития» на всех уровнях предпринимательских структур позволяет сделать вывод о том, что устойчивое развитие интегрирует в себе социальные, экономические и экологические результаты его функционирования и является аналогом простого и расширенного воспроизводства, при котором процесс простого воспроизводства характеризуется возобновлением из года в год в неизменных размерах, а при расширенном воспроизводстве, возобновляется во все увеличивающихся размерах.
Развитие малого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Малое предпринимательство
- возникает на основе технической инициативы или новой идеи его создателя, опираясь на демократические принципы управления;
- приспособляемость к потребностям и возможностям рынка с учетом участия в нем крупных организаций;
- высокая потребность знания потребительской и ценовой конъюнктуры и умение эффективно для производства реагировать на нее;
- относительная техническая и финансовая доступность создания новых рабочих мест.
Малый бизнес заполняет те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и которые зачастую не готов был занять крупный и средний бизнес. Это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и услуг, связанных с бизнесом (консультационных, торговых, технических и т.д.). Малые предприятия в этих сферах, во-первых, разгружая от них домашние хозяйства, увеличивает свободное время людей, создает дополнительные возможности для домашнего и организованного отдыха, во-вторых, подпитывает необходимой информацией, кадрами, материальными ресурсами, нуждающихся в них. Кроме того, малый бизнес - огромное поле для инноваций, которые в больших объемах могут быть слишком рискованными для организации крупных хозяйственных структур. В этом случае малые предприятия становятся своего рода рабочей лабораторией, испытательным полигоном для предприятий крупного бизнеса.
Но есть у малого предпринимательства и слабые стороны, с которыми следует считаться, а именно:
- необходимость самофинансирования долгосрочных вложений из-за трудностей получения долгосрочных кредитов, из-за объективно более емкого риска и высоких процентов оплаты займов;
- повышенная чувствительность к отрицательным финансовым изменениям (инфляция, рост цен, рост налогов, социальных выплат);
- организационные возможности привлечения квалифицированной рабочей силы, в т.ч. специалистов из-за ненормированного дня, нерегулярного дохода, высокой ответственности и т.п.;
- полнота материальной ответственности организаторов малого предпринимательства.
Однако существуют свои стратегии малого предпринимательства, которые позволяют наилучшим образом использовать его преимущества.
Стратегия копирования, которая предполагает два пути:
- выпускать по лицензии марочный продукт крупной фирмы;
- осваивать и выпускать копию какого-нибудь оригинального продукта, конкурентоспособность, которой обеспечивается, по сути, крупным производителем, выпускающим оригинальный товар.
Стратегия оптимального размера, рекомендует осваивать небольшие и специализированные рынки, где крупное производство неэффективно.
Стратегия участия в производстве продукта крупной фирмы, дает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Во избежании опасной зависимости малого производства от крупного, малые предприятия «ограничивают размер поставок, в расчете на одного крупного заказчика», имеют их несколько, чем обеспечивают себе устойчивость сбыта, а следовательно и производства.
В конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют динамичную среду субподрядного рынка, способствуя крупным фирмам снижать собственные издержки и сохранять заказы малым фирмам.
Под устойчивым положением предприятия, следует понимать экономическое состояние, которое позволяет сохранить объемы реализации готовой продукции на более длительный период времени, при различных изменениях в инфраструктуре рынка.
Устойчивое развитие, представляет собой экономические отношения, складывающиеся между предприятиями по поводу формирования пространственно-временной последовательности эффективного взаимодействия и использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, позволяющих осуществлять не только процесс простого воспроизводства, но и расширенного.
В последние годы государственная политика направлена на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, которые являются наиболее конкурентоспособными в деле повышения научно-технологического потенциала страны. Создание условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса, эффективного взаимодействия частного предпринимательства и государства, разработка новых подходов к формированию государственной политики поддержки частного предпринимательства – это основные задачи государства на всех этапах его развития.
Количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса в Казахстане ежегодно увеличивается.
Основными факторами, влияющими на устойчивое развитие, являются: 1) недостаточное использование производственных мощностей;
2) слабое изучение рыночного механизма спроса и предложения; 3)неэффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
4) недостаточная информационная база о положении на рынке готовой продукции;
5) усиление
роли маркетинговых
6) изменение структуры производства;
7) формирование
ассортиментной политики и др.
По содержанию все факторы подразделяются на: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия по отношению к ней. Так, к факторам прямого воздействия, по мнению автора, следует отнести факторы внутренней среды организации. Факторы косвенного воздействия устойчивого развития включают факторы внешней среды организации.
Проведенный анализ категорий «устойчивости» и «устойчивого развития» на всех уровнях предпринимательских структур позволяет сделать вывод о том, что устойчивое развитие интегрирует в себе социальные, экономические и экологические результаты его функционирования и является аналогом простого и расширенного воспроизводства, при котором процесс простого воспроизводства характеризуется возобновлением из года в год в неизменных размерах, а при расширенном воспроизводстве, возобновляется во все увеличивающихся размерах.
Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Государство должно содействовать созданию и функционированию малых предприятий, а именно политических, правовых и экономических условий для более динамичного развития по следующим направлениям:
- осуществление органами власти правовой защиты субъектов малого предпринимательства, обеспечивающего беспрепятственное его развитие, защиты от произвола властных структур, административных барьеров;
- финансовое обеспечение государственной и внебюджетной поддержки малого предпринимательства на условиях конкурсного отбора с учетом значимости, необходимости проектов, продукции, услуг и разработка механизмов использования выделенных средств;
- формирование и поддержка инфраструктуры, которая позволит малому бизнесу получить услуги и ресурсы;
- совершенствование налоговой политики;
- стимулирование кооперации между малым и крупным бизнесом;
- упрощенный порядок предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;
- организация правовой и экономической подготовки предпринимателей; активация деятельности судебных, контрольных, правоохранительных органов по правовой защите субъектов малого предпринимательства.
В заключении необходимо отметить, что
малые предприятия как неустойчивая предпринимательская
структура, наиболее зависимая от колебаний
рынка, сложившейся структуры экономики,
где преобладают крупные предприятия
нуждаются в разносторонней государственной
поддержке. Разработка и создание всех
элементов государственной поддержки
малого предпринимательства позволит
эффективно управлять процессом его становления,
и в последствии определить вклад малых
предприятий в решении социально-экономических
вопросов, и оценить результативность
от вложенных в развитее малого предпринимательства
бюджетных средств.
В Казахстане институты развития были сформированы в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015гг. В 2006 году принято решение об объединении институтов в холдинг — АО «Фонд устойчивого развития «Казына» (в 2008 году объединен с холдингом «Самрук» в Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»). На момент создания фонда «Самрук-Казына» в его составе было восемь институтов развития. На сегодняшний день — их пять: это Фонд развития предпринимательства «Даму», который создан в 1997 году, Банк развития Казахстана (БРК), работающий с 2001 года, Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК), действует с 2003 года, Kazyna Capital Managеment (КСМ), созданный в 2007 году, Государственная корпорация по страхованию экспорта (ГСК), которая работает с 2003 года. Еще три института развития — Национальный инновационный фонд, Центр инжиниринга и трансферта технологий и Корпорация по продвижению экспорта KAZNEX с июля 2009 года переданы в Министерство индустрии и торговли (ныне — Министерство индустрии и новых технологий).