Адаптация коммерческого предприятия в конкурентной среде российского рынка на примере компании METRO Cash & Carry

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:53, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть адаптацию предприятия в конкурентной среде.
Задачи работы:
-дать понятие адаптации, определить виды адаптации;
-проанализировать формирование адаптивных стратегий на предприятиях;
-определить факторы, оказывающие влияние на адаптивность и конкурентоспособность коммерческих предприятий;
-рассмотреть конкурентную среду METRO Cash & Carry;
- привести рекомендации по улучшению адаптации к конкурентным условиям внешней среды.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие адаптации предприятия в конкурентной среде
1.Понятие адаптации, виды адаптации
2.Формирование адаптивных стратегий
3.Сущность конкурентной среды
4.Современная характеристика внешней среды в России
Глава 2. Анализ степени адаптивности METRO Cash & Carry в конкурентной среде
2.1 Общие сведения о деятельности компании METRO Cash & Carry
2.2 Рекомендации по улучшению адаптации к конкурентным условиям внешней среды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kuuur.docx

— 440.32 Кб (Скачать)

 

ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ: Адаптация  коммерческого предприятия в  конкурентной среде российского  рынка на примере компании METRO Cash & Carry

 

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие адаптации предприятия в конкурентной среде

    1. Понятие адаптации, виды адаптации
    2. Формирование адаптивных стратегий
    3. Сущность конкурентной среды
    4. Современная характеристика внешней среды в России

Глава 2. Анализ степени адаптивности METRO Cash & Carry в конкурентной среде

2.1 Общие сведения о деятельности  компании METRO Cash & Carry

2.2 Рекомендации по улучшению  адаптации к конкурентным условиям  внешней среды

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Известно, что компании нередко  попадают в сложные и непривычные  для них ситуации. Для того чтобы  с достоинством выйти из них, необходимо проявлять гибкость и уметь внедрять инновации. В настоящее время  организации во всем мире сталкиваются с тем, что рынок становится более  беспокойным, а запросы акционеров и клиентов растут. В связи с  этим многие организации проводят реструктуризацию. Изменения — это постоянный процесс. Если руководители компаний хотят сегодня  занять лидирующие позиции на рынке, они должны научиться адаптироваться к возрастающему количеству изменений  на рынке.

Успешная управленческая деятельность коммерческих организаций в существенной мере зависит от глубины знания адаптации  как универсальной функции менеджмента  и мастерства ее применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже адаптивность коммерческих организаций, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Для некоммерческих организаций  адаптация также важна. Именно поэтому  данная функция менеджмента является важнейшим объектом исследования как  для специалистов, занимающихся разработкой  теории управления, так и современных  практиков, использующих ее достижения в процессе хозяйственной деятельности.

Предприятие, чтобы выжить в современных  условиях, не потерять рынок, должно немедленно реагировать на изменение внешней  среды, в связи с чем, необходим  специальный экономический механизм, который обеспечивал бы адекватную этим изменениям реакцию предприятия к изменившимся условиям. Адаптация - это способность системы обнаруживать целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложных средах, а также сам процесс такого приспособления.  Адаптация к среде, характеризующейся высокой неопределенностью, позволяет системе обеспечивать достижение поставленных целей в условиях недостаточно полной информации. В процессе приспособления в той или иной мере меняются количественные параметры системы, а также ее структура. Чем более существенны изменения конкурентной среды, тем глубже те преобразования, которые должны происходить при адаптации предприятия к новым условиям.

Данная тема является актуальной, поскольку умение быстро адаптировать работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями в  конкурентной среде, является одной из важнейших задач управления и залогом успеха фирмы.

Цель работы – рассмотреть адаптацию  предприятия в конкурентной среде.

Задачи работы:

-дать понятие адаптации,  определить виды адаптации;

-проанализировать формирование адаптивных стратегий на предприятиях;

-определить факторы, оказывающие влияние на адаптивность и конкурентоспособность коммерческих предприятий;

-рассмотреть конкурентную среду  METRO Cash & Carry;

- привести рекомендации по улучшению  адаптации к конкурентным условиям  внешней среды.

Работа состоит из двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Понятие адаптации предприятия к конкурентной среде

    1. Понятие адаптации, виды адаптации

 

Адаптация — это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.  

 Процессы адаптации — это  форма отражения, которая постоянно  совершенствуется в процессе  развития системы в направлении  наиболее полного, адекватного  воспроизведения поступающих извне  воздействий. 

 Нередко под адаптацией понимается  способность системы получать  новую информацию для приближения  своего поведения и структуры  к оптимальным: «Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась».  

 Ключевым понятием коммерческой организации является конкурентоспособность. Конкуренция - это форма взаимного соперничества хозяйствующих субъектов рынка. Это понятие распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и его основные характеристики: качество, технология производства. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели. 

 Для организации цель можно  сформулировать таким образом:  как быть лучше других участников  конкурентного рынка по некоторым  показателям деятельности в течение  продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют  лучше удовлетворять потребности  клиента по его индивидуальным  критериям.  

 Победа в конкурентной борьбе  должна явиться результатом постоянных  достижений организации. Результат  зависит от уровня конкурентоспособности  товаров и услуг, от того, насколько  они лучше по сравнению с  аналогами - продукцией и услугами  конкурентов. Однако при всех  стараниях организации успех  в данной области не может  быть твердо гарантирован. 

 Организация является частью  «целого» (общества, пространства), в  котором реализуются процессы  обеспечения жизнедеятельности.  Это обусловливает применение  в управлении организацией функции  менеджмента, которая называется  «адаптация». Она оказывает преобразующее  воздействие на общество, саму  организацию, а также окружающее  их пространство. 

 Адаптация преобразует субъект  хозяйствования, вырабатывает у  него соответствующий иммунитет  по отношению к внутренним  и внешним воздействиям среды.  Одновременно адаптация как принцип  поведения обеспечивает защиту  самого пространства от возможных  деформаций конфигурации, целостности,  внутренних и внешних связей, обусловленных воздействием субъектов  хозяйствования, не соблюдающих  законы, нормы, правила, культурные  и духовные традиции.

 

  Виды адаптации.

 

  Выделяют несколько видов адаптации хозяйствующих субъектов: 

- духовная - ориентация организационной  культуры субъектов хозяйствования  на систему исконных ценностей  народа; 

- природная - изменение способов взаимодействия организации с природой, ориентированное на сохранение, воспроизводство природы и гармонию их взаимоотношений; 

- социальная - интеграция организации  в общественные отношения, присущие  данному пространству; 

- экономическая - встраивание организации в систему изменяющихся производительных сил и производственных отношений рыночной ориентации.  

 Классификацию адаптации принято  делить по следующим критериям  и механизмам: 

1. По отношениям субъект-объект:  

- активная - когда организация  стремится воздействовать на  среду с тем, чтобы изменить  ее (в том числе и те нормы,  ценности, формы взаимодействия  и деятельности, которые необходимо  освоить); 

- пассивная - когда организация  не стремится к такому воздействию  и изменению. 

2. По воздействию на организацию  систему адаптации делят: 

- прогрессивная - благоприятно  воздействующая на организацию; 

- регрессивная - пассивная адаптации  к среде с отрицательным содержанием.  

3. По уровню систему адаптации  делят: 

 - первичная, т.е. приспособление молодых организаций, не имеющих опыта работы на рынке; 

- вторичная, т.е. приспособление организаций, имеющих опыт работы на рынке (как правило, меняющих объект деятельности или свою рыночную нишу). 

4. По направлениям система адаптации  разделяется: 

- производственная; 

- непроизводственная.

1.2   Формирование адаптивных стратегий

 

При выборе адаптивной структуры управления организацией необходимо:

- определить задачи организации  (в соответствии с миссией и  целями);

- увязать эти задачи с системой  функций, полномочий и ответственности;  

- организационно оформить связи  по горизонтали управления, что  обеспечит координацию деятельности  подразделений, решающих общие  задачи;

- адаптировать содержание потоков  информации и каналов их движения  к моделям информационного обеспечения  соответствующих подразделений  организации и потребностям, связанным  с принятием   управленческих решений.  

 В адаптивных структурах  управления должна формироваться  модель организационного поведения  персонала, базирующаяся на неформальной  структуре организации, которой  присуща современная адаптивная, корпоративная культура, отличающаяся  высокими этическими ценностями, отношениями партнерства и взаимного  доверия. 

 В организационных структурах  управления возникает и сопротивление  адаптации, а также связанным  с ней изменениям. К основным из них следует отнести социальные, политические и технические причины. 

 Социальные причины сопротивления адаптации связаны с изменением ценностных ориентаций и социальных норм, действующих в организации. К таким причинам относятся следующие:  

- влияние прежних ценностей.  Поскольку каждый член организации  ориентирован на собственные личностные ценности, любое вмешательство извне может привести к явному или неявному отторжению новых ценностей; 

- возврат к традициям. В любых  социальных общностях можно услышать  мнение, что в старые времена  жизнь была значительно лучше.  Это обычное явление, основанное  на привычках и стереотипах,  облегчающих людям ориентацию  в их социальном окружении; 

- действие нормативного контроля. Нормы жизнедеятельности организации принимаются работниками и реализуются таким образом, что становятся наиболее удобными, привычными.   Соблюдение норм обеспечивается посредством неформального контроля, и членам организации психологически трудно не соблюдать их. В соответствии с правилами неформального контроля любые новые нормы в данной области деятельности считаются отклонениями, против которых и направлены санкции социального контроля. В этот момент и возникает сопротивление нововведениям. 

 Технические причины связаны с действием, так называемых технических условий организации, которые отражают способы соединения человеческих и технических ресурсов в организации. K основным причинам такого рода можно отнести следующие: 

- отсутствие ресурсов и коммуникаций  для осуществления инноваций.  Такая ситуация чаще всего  возникает в том случае, когда  руководство организации, планируя  проведение инноваций, переоценивает  свои возможности; 

- внутренняя разобщенность организации.  Причины внутренней разобщенности весьма многочисленны: социальные конфликты между отдельными группами в организации; культурные различия; неправильная позиция руководителей; отсутствие идентификации с коллективами организации и др.; 

- неизвестный результат или  страх перед неизвестностью; 

- отсутствие планов и неясность целей. Неопределенность будущих действий, отсутствие разделения деятельности на этапы в соответствии с целями организации порождает у работников иллюзию несбыточности планов и нецелесообразности проводимых изменений; 

- отсутствие лидеров. Создание  целостного видения организации  зависит от активности лидеров.    Очевидно, что деятельность лидеров должна быть нацелена на реализацию изменений, в противном случае инновационная деятельность будет тормозиться; 

- продолжительный успех, снижающиеся  издержки. Сопротивление изменениям  может усилиться в том случае, если организация находится на  гребне успеха, и ее издержки  снижаются. В этой ситуации  у сотрудников возникает резонный  вопрос: зачем что-то изменять, когда  организация работает столь успешно?;  

- отсутствие системы обучения  и консультирования. Для осуществления  инноваций необходимо обучение  и консультирование работников. В случае отсутствия такой  системы сопротивление   изменениям практически неизбежно. 

 В качестве механизмов разработки стратегий организации рассматривают:  

Информация о работе Адаптация коммерческого предприятия в конкурентной среде российского рынка на примере компании METRO Cash & Carry