Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:39, реферат
Примером демонстрации активных усилий в борьбе с коррупцией может служить деятельность Канады, так по данным TI Ка¬нада входит в десятку государств с наименьшим уровнем коррупции (9-е место из 180 стран). Одним из путей преодоления и минимизации кор¬рупции выступает профилактика и недопущение конфликта интересов.
Запрет на конфликт интересов как антикоррупционная мера:
опыт Канады
Л.Р. Салахова
Примером демонстрации активных усилий в борьбе с коррупцией может служить деятельность Канады, так по данным TI Канада входит в десятку государств с наименьшим уровнем коррупции (9-е место из 180 стран). Одним из путей преодоления и минимизации коррупции выступает профилактика и недопущение конфликта интересов.
Технически конфликт интересов можно регулировать самыми разными способами. Порядок регулирования конфликта интересов может быть прописан в отдельных кодексах поведения, специальных законах, посвященных проблеме конфликта интересов, или в существующем своде законов о государственной службе. В Канаде Свод законов, определяющих случаи конфликта интересов и меры, принимаемые после ухода с должности, распространяется только на министров, государственных секретарей и некоторых членов Парламента (т.е. «публичных должностных лиц»). Для сенаторов и членов Палаты общин, не занимающих правительственных постов, существуют отдельные законы, касающиеся конфликта интересов, а также Устав Палаты общин и Правила Сената. Кроме того, в провинциях существуют свои статуты, регулирующие конфликт интересов. Одним из основных вопросов на пути реализации законов о запрете конфликта интересов является механизм представления информации о личных интересах публичных должностных лиц. В Канаде эту информацию должны представлять министры, государственные секретари и отдельные члены Парламента, кроме того, должностные лица обязаны сообщать о своих собственных финансовых интересах, а также о финансовых интересах своих супругов и детей, находящихся на их иждивении. Основой системы контроля за поведением должностных лиц является представление финансовой информации, однако во многих случаях такая информация представляется вместе с другими сведениями (например, работа в прошлом и будущем, а также получение подарков) и такая информация должна представляться сразу после вступления в должность. Информацию о возможности возникновения конфликта интересов необходимо представлять после получения подарка или иной выгоды, или после того, как изменится портфель их активов, а так же должностные лица, подпадающие под действие нормативных актов о конфликте интересов, должны подавать декларации после официального ухода с государственного поста. Декларации изучаются самым тщательным образом. В случае выявления конфликта интересов должностным лицам предоставляют альтернативные возможности разрешения такого конфликта.
В Канаде не требуется регулярного представления информации о конфликте интересов от рядовых чиновников. Конечно, это не освобождает их от обязанности сообщать о таком конфликте в случае его возникновения. Обычно кодексы поведения требуют, чтобы чиновники избегали конфликта интересов, а в тех случаях, когда такой конфликт неизбежен, сообщали о нем своему руководству, сотрудникам своих департаментов, отвечающим за вопросы этики, или сотрудникам центрального аппарата, осуществляющим надзор за конфликтом интересов.
Канадский Закон о доступе к информации обеспечивает любому канадскому гражданину доступ к любому документу, находящемуся в распоряжении государственного учреждения, при соблюдении определенных условий. Канадское правительство размещает полученные сведения, касающиеся конфликта интересов, на сайте в Интернете. Парламент Великобритании ведет Реестр интересов членов Парламента, включающий декларации членов Парламента. Этот Реестр впервые публикуется вскоре после начала работы нового Парламента, а затем публикуется на ежегодной основе.
Не все представленные сведения должны предаваться гласности. Законы о праве на частную жизнь защищают должностных лиц и членов их семей от излишнего вмешательства общественности, ограничивая круг сведений, которые могут предаваться гласности. Во многих случаях интересы государства требуют более полного раскрытия информации о выборных должностных лицах и руководящих сотрудниках государственной службы, обладающих широкими полномочиями в области принятия решений. Канадская система является примером того, как можно обобщить представленные в декларациях конфиденциальные сведения и распространить их среди населения. В Канаде должностные лица подают конфиденциальные письменные декларации, в которых перечисляют свою собственность, полученные подарки, случаи пребывания где-либо в качестве официальных гостей или иные полученные выгоды, а также указывают наличие любой работы по совместительству или побочного занятия. Такая декларация помогает должностному лицу принять решение о том, как можно устранить имеющиеся конфликты интересов. Затем должностное лицо составляет краткую обобщающую декларацию, которая предается гласности. Эта декларация описывает меры, которые заявитель примет для устранения конфликтов интересов, и удостоверяет, что заявитель хорошо осведомлен о мерах, принимаемых после ухода с должности в соответствии со Сводом законов, определяющих случаи конфликта интересов и меры, принимаемые после ухода с должности.
Контроль за соблюдением нормативных актов, регулирующих конфликт интересов в Канаде существуют независимые управления по вопросам 93 Коррупция в системе государственно-общественных отношений этики, которые обеспечивают контроль за соблюдением и поддерживают нормы поведения в государственном секторе. В Канаде есть собственное независимое управление по вопросам этики, а также отдельные управления по вопросам этики провинций. Управление советника по вопросам этики было создано в 1994 г., когда Премьер-министр назначил первого канадского советника по вопросам этики. Перед советником по вопросам этики стоят две главные задачи: регулирование конфликта интересов и лоббистской деятельности. Советник по вопросам этики расследует обвинения против министров и старших должностных лиц, связанные с конфликтом интересов или лоббированием. Кроме того, советник по вопросам этики может предоставить консультации лоббистам и их клиентам до того, как они войдут в контакт с федеральным правительством. Он не обладает нормотворческими полномочиями. Бремя ответственности за соблюдение Свода законов возлагается на самих должностных лиц, и любое нарушение Свода законов рассматривается Премьер-министром, который аннулирует контракт с нарушителем.
Специалисты, осуществляющие практическую деятельность в Канаде, подчеркивают, что для предотвращения конфликта интересов больше значения имеет неотвратимость, а не строгость наказания. В целом существует три вида наказаний: гражданские (штрафы), административные (санкции) и уголовные (лишение свободы). Обычно наказания определяются с учетом тяжести ситуации и варьируют от предупреждения до лишения свободы. В Канаде одним из условий приема на работу является соблюдение Свода законов, определяющих случаи конфликта интересов и меры, принимаемые после ухода с должности. Если лицо, занимающее государственный пост, не соблюдает положения этого Свода законов или методы представления информации, Премьер-министр определяет соответствующие меры воздействия вплоть до увольнения или аннулирования контракта.
Еще одним шагом России вступить на путь запрета конфликта интересов на государственной службе стал недавно принятый Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. В нем также дано определение конфликту интересов, который аналогичен определению, данному в законе «О государственной гражданской службе», но также определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Однако механизм реализации данного закона Россией еще не выработан и поэтому столь ценным является опыт зарубежных стран.
Информация о работе Запрет на конфликт интересов как антикоррупционная мера: опыт Канады