Запрет на конфликт интересов как антикоррупционная мера: опыт Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:39, реферат

Краткое описание

Примером демонстрации активных усилий в борьбе с коррупцией может служить деятельность Канады, так по данным TI Ка¬нада входит в десятку государств с наименьшим уровнем коррупции (9-е место из 180 стран). Одним из путей преодоления и минимизации кор¬рупции выступает профилактика и недопущение конфликта интересов.

Файлы: 1 файл

Конфликт интересов - международная практика.doc

— 40.00 Кб (Скачать)


Запрет на конфликт интересов как антикоррупционная мера:

опыт Канады

Л.Р. Салахова

 

Примером демонстрации активных усилий в борьбе с коррупцией может служить деятельность Канады, так по данным TI Ка­нада входит в десятку государств с наименьшим уровнем коррупции (9-е место из 180 стран). Одним из путей преодоления и минимизации кор­рупции выступает профилактика и недопущение конфликта интересов.

Технически конфликт интересов можно регулировать самыми раз­ными способами. Порядок регулирования конфликта интересов может быть прописан в отдельных кодексах поведения, специальных законах, посвященных проблеме конфликта интересов, или в существующем сво­де законов о государственной службе. В Канаде Свод законов, определя­ющих случаи конфликта интересов и меры, принимаемые после ухода с должности, распространяется только на министров, государственных секретарей и некоторых членов Парламента (т.е. «публичных должнос­тных лиц»). Для сенаторов и членов Палаты общин, не занимающих правительственных постов, существуют отдельные законы, касающиеся конфликта интересов, а также Устав Палаты общин и Правила Сената. Кроме того, в провинциях существуют свои статуты, регулирующие кон­фликт интересов. Одним из основных вопросов на пути реализации за­конов о запрете конфликта интересов является механизм представления информации о личных интересах публичных должностных лиц. В Канаде эту информацию должны представлять министры, государственные сек­ретари и отдельные члены Парламента, кроме того, должностные лица обязаны сообщать о своих собственных финансовых интересах, а также о финансовых интересах своих супругов и детей, находящихся на их ижди­вении. Основой системы контроля за поведением должностных лиц явля­ется представление финансовой информации, однако во многих случаях такая информация представляется вместе с другими сведениями (напри­мер, работа в прошлом и будущем, а также получение подарков) и такая информация должна представляться сразу после вступления в должность. Информацию о возможности возникновения конфликта интересов необ­ходимо представлять после получения подарка или иной выгоды, или пос­ле того, как изменится портфель их активов, а так же должностные лица, подпадающие под действие нормативных актов о конфликте интересов, должны подавать декларации после официального ухода с государствен­ного поста. Декларации изучаются самым тщательным образом. В случае выявления конфликта интересов должностным лицам предоставляют альтернативные возможности разрешения такого конфликта.

В Канаде не требуется регулярного представления информации о кон­фликте интересов от рядовых чиновников. Конечно, это не освобождает их от обязанности сообщать о таком конфликте в случае его возникно­вения. Обычно кодексы поведения требуют, чтобы чиновники избегали конфликта интересов, а в тех случаях, когда такой конфликт неизбежен, сообщали о нем своему руководству, сотрудникам своих департаментов, отвечающим за вопросы этики, или сотрудникам центрального аппарата, осуществляющим надзор за конфликтом интересов.

Канадский Закон о доступе к информации обеспечивает любому канад­скому гражданину доступ к любому документу, находящемуся в распоряже­нии государственного учреждения, при соблюдении определенных условий. Канадское правительство размещает полученные сведения, касающиеся конфликта интересов, на сайте в Интернете. Парламент Великобритании ведет Реестр интересов членов Парламента, включающий декларации чле­нов Парламента. Этот Реестр впервые публикуется вскоре после начала ра­боты нового Парламента, а затем публикуется на ежегодной основе.

Не все представленные сведения должны предаваться гласности. За­коны о праве на частную жизнь защищают должностных лиц и членов их семей от излишнего вмешательства общественности, ограничивая круг сведений, которые могут предаваться гласности. Во многих случа­ях интересы государства требуют более полного раскрытия информации о выборных должностных лицах и руководящих сотрудниках государс­твенной службы, обладающих широкими полномочиями в области при­нятия решений. Канадская система является примером того, как можно обобщить представленные в декларациях конфиденциальные сведения и распространить их среди населения. В Канаде должностные лица пода­ют конфиденциальные письменные декларации, в которых перечисляют свою собственность, полученные подарки, случаи пребывания где-либо в качестве официальных гостей или иные полученные выгоды, а также указывают наличие любой работы по совместительству или побочного занятия. Такая декларация помогает должностному лицу принять реше­ние о том, как можно устранить имеющиеся конфликты интересов. За­тем должностное лицо составляет краткую обобщающую декларацию, которая предается гласности. Эта декларация описывает меры, которые заявитель примет для устранения конфликтов интересов, и удостоверя­ет, что заявитель хорошо осведомлен о мерах, принимаемых после ухода с должности в соответствии со Сводом законов, определяющих случаи конфликта интересов и меры, принимаемые после ухода с должности.

Контроль за соблюдением нормативных актов, регулирующих конф­ликт интересов в Канаде существуют независимые управления по вопросам 93 Коррупция в системе государственно-общественных отношений этики, которые обеспечивают контроль за соблюдением и поддерживают нормы поведения в государственном секторе. В Канаде есть собственное независимое управление по вопросам этики, а также отдельные управле­ния по вопросам этики провинций. Управление советника по вопросам этики было создано в 1994 г., когда Премьер-министр назначил первого канадского советника по вопросам этики. Перед советником по вопро­сам этики стоят две главные задачи: регулирование конфликта интересов и лоббистской деятельности. Советник по вопросам этики расследует обвинения против министров и старших должностных лиц, связанные с конфликтом интересов или лоббированием. Кроме того, советник по вопросам этики может предоставить консультации лоббистам и их клиен­там до того, как они войдут в контакт с федеральным правительством. Он не обладает нормотворческими полномочиями. Бремя ответственности за соблюдение Свода законов возлагается на самих должностных лиц, и любое нарушение Свода законов рассматривается Премьер-министром, который аннулирует контракт с нарушителем.

Специалисты, осуществляющие практическую деятельность в Кана­де, подчеркивают, что для предотвращения конфликта интересов больше значения имеет неотвратимость, а не строгость наказания. В целом су­ществует три вида наказаний: гражданские (штрафы), административные (санкции) и уголовные (лишение свободы). Обычно наказания определя­ются с учетом тяжести ситуации и варьируют от предупреждения до ли­шения свободы. В Канаде одним из условий приема на работу является соблюдение Свода законов, определяющих случаи конфликта интересов и меры, принимаемые после ухода с должности. Если лицо, занимающее государственный пост, не соблюдает положения этого Свода законов или методы представления информации, Премьер-министр определяет соот­ветствующие меры воздействия вплоть до увольнения или аннулирова­ния контракта.

Еще одним шагом России вступить на путь запрета конфликта инте­ресов на государственной службе стал недавно принятый Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. В нем также дано определение конфликту интересов, который аналогичен определе­нию, данному в законе «О государственной гражданской службе», но так­же определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта ин­тересов на государственной и муниципальной службе. Однако механизм реализации данного закона Россией еще не выработан и поэтому столь ценным является опыт зарубежных стран.



Информация о работе Запрет на конфликт интересов как антикоррупционная мера: опыт Канады