Законодательство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:51, лекция

Краткое описание

Закон РФ по стандартизации

Файлы: 1 файл

О защите прав потребителей оригинал.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

      Если  в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).

      Вред, причиненный вследствие недостатков  товара, подлежит возмещению продавцом  или изготовителем товара по выбору потерпевшего.

      Вред, причиненный вследствие недостатков  работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

      4. Изготовитель (исполнитель) несет  ответственность за вред, причиненный  жизни, здоровью или имуществу  потребителя в связи с использованием  материалов, оборудования, инструментов  и иных средств, необходимых  для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

      5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности,  если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

      Статья 15. Компенсация морального вреда

      Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

      Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

      1. Условия договора, ущемляющие права  потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

      Если  в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

      2. Запрещается обусловливать приобретение  одних товаров (работ, услуг)  обязательным приобретением иных  товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные  потребителю вследствие нарушения  его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

      3. Продавец (исполнитель) не вправе  без согласия потребителя выполнять  дополнительные работы, услуги за  плату. Потребитель вправе отказаться  от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. (п. 3 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      Статья 17. Судебная защита прав потребителей

      1. Защита прав потребителей осуществляется судом.

      2. Иски предъявляются в суд по  месту жительства истца, или  по месту нахождения ответчика,  или по месту причинения вреда.

      3. Потребители по искам, связанным  с нарушением их прав, а также  федеральный антимонопольный орган,  федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Глава II. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ

ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

      Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего  качества

      1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

      безвозмездного  устранения недостатков товара или  возмещения расходов на их исправление  потребителем или третьим лицом;

      соразмерного уменьшения покупной цены;

      замены  на товар аналогичной марки (модели, артикула);

      замены  на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

      расторжения договора купли - продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      При этом потребитель вправе потребовать  также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи  товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

      В отношении технически сложных и  дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах  четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      Абзац исключен. - Федеральный закон от 17.12.1999 N 212-ФЗ.

      2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются  потребителем продавцу или организации,  выполняющей функции продавца  на основании договора с ним.

      3. Потребитель вправе предъявить  требования, указанные в абзацах  втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним.

      Вместо  предъявления этих требований потребитель  вправе возвратить изготовителю товар  ненадлежащего качества и потребовать  возврата уплаченной за него суммы.

      4. В случае обнаружения недостатков  товара, свойства которого не  позволяют устранить эти недостатки, потребитель вправе по своему  выбору потребовать замены такого  товара на товар надлежащего  качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор. (п. 4 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      5. Отсутствие у потребителя кассового  или товарного чека либо иного  документа, удостоверяющих факт  и условия покупки товара, не  является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

      Продавец (изготовитель) или выполняющая функции  продавца (изготовителя) на основании  договора с ним организация обязаны  принять товар ненадлежащего  качества у потребителя и в  случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

      При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая  функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация  обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

      Если  в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) или выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организации расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. (п. 5 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      6. Продавец (изготовитель) или выполняющая  функции продавца (изготовителя) на  основании договора с ним организация  отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный  срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

      В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. (п. 6 введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      7. Доставка крупногабаритного товара  и товара весом более пяти  килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю  осуществляются силами и за  счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны возместить расходы потребителю, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков  товара

      1. Потребитель вправе предъявить  предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Если продавцом установлены гарантийные сроки в соответствии с пунктом 7 статьи 5 настоящего Закона, требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение указанного гарантийного срока, предъявляются продавцу.

      В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. (п. 1 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      2. Гарантийный срок товара, а также  срок его службы исчисляется  со дня передачи товара потребителю,  если иное не предусмотрено  договором. Если день передачи  установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента  наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

      При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли - продажи  и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли - продажи. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

      Абзац исключен. - Федеральный закон от 17.12.1999 N 212-ФЗ.

      Срок  годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

      Продолжительность срока годности товара должна соответствовать  обязательным требованиям к безопасности товара, установленным стандартами.

      3. Гарантийные сроки могут устанавливаться  на комплектующие изделия и  составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие  изделия и составные части  исчисляются в том же порядке,  что и гарантийный срок на основной товар.

      Гарантийные сроки на комплектующие изделия  и составные части товара считаются  равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее  изделие и составную часть  товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

Информация о работе Законодательство РФ