Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 20:24, курсовая работа
Цель настоящей работы: состоит в выявлении роли заинтересованных групп в развитии политических процессов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть содержание понятия «заинтересованные группы»;
выделить типы и функции заинтересованных групп;
определить каналы и источники влияния заинтересованных групп.
Введение
Глава 1. Природа, типы и функции заинтересованных групп
1.1 Понятие заинтересованных групп
1.2 История теории заинтересованных групп
1.3 Типология заинтересованных групп
1.4 Функции заинтересованных групп
Глава 2. Каналы и источники влияния заинтересованных групп
Заключение
Список литературы
Оглавление
Характер
и формы представительства
Преобразование потребностей в социально значимые интересы происходит в процессе групповой самоорганизации. Являясь субъектами социально-политического воздействия, группы интересов объединяют граждан на основе специфических целей и опосредуют отношения гражданского общества, с одной стороны, и государства в лице его властных структур - с другой.
Группы
интересов участвуют в
институты публичной политики, не стремятся,
как правило, к прямому участию в их деятельности
для осуществления властных полномочий.
Они привносят в сферу профессиональной
политики и в практику деятельности властных
структур интересы неполитического сообщества,
поддерживают обратную связь за счет постоянного
подключения новых интересов, расширения
качества «культуры участия».
Группы
интересов, осуществляя связь между
гражданским обществом и
Группы интересов существуют на протяжении всей истории человечества - с тех пор, как стали складываться системы власти. Движущим мотивом является стремление реализовать специфический интерес, выражаемый, как правило, в статусных привилегиях, властных полномочиях, либо в разных формах получения материальной выгоды. Группы интересов вместе с тем, - посредники между государством и обществом. Их цель - не только достижение максимального результата, но и создание гибких режимов.
Объект исследования: группы интересов как субъекты воздействия на федеральный и региональный политический процесс. Предмет исследования: политическая роль заинтересованных групп и механизм реализации групповых интересов.
Цель настоящей работы: состоит в выявлении роли заинтересованных групп в развитии политических процессов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Природа, типы и функции заинтересованных групп
Группы интересов (заинтересованные группы) можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Они возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Эти политические ассоциации, будучи посредниками в отношениях государства с населением, представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и служат формой коллективных действий их членов.
На сегодняшний день группы интересов являются распространенным явлением в обществе. Об этом свидетельствует и постоянно увеличивающееся число различных лоббистских фирм и организаций, открывающих свои офисы в городах многих стран мира.
Заинтересованные группы играют ключевую роль в структурировании современных общественных систем и в определении параметров трансформационных сдвигов. Направленность и характер воздействия групповых интересов оказывают определяющее влияние на выбор приоритетов национальной модели развития, а уровень их представительности и формы самоорганизации можно рассматривать как важнейшие совокупные критерии оценки качества демократии. Формирование политического курса происходит в процессе взаимодействия многообразных и разнонаправленных интересов, в ходе которого кристаллизируются (или размываются) задающие вектор политического развития национальные интересы.
В демократическом обществе группы интересов представляют собой независимые от государства структуры, артикулирующие коллективные требования, и ищущие оптимальные пути их продвижения, в первую очередь, влияя на политический и экономический процессы.
Группы
интересов - это объединения
С точки зрения профессора Федеральной Академии государственного управления (Германия) В. Екеринга, организованные интересы начали оказывать влияние на государственное управление в 19 веке. В период существования Германской империи с 1871 до 1914 гг. влияние союзов и объединений распространялось «приблизительно равномерно на три сферы: на общественное мнение, на парламент как законодательный орган и на правительство как исполнительную власть»1.
Джеймс Мэдисон - один из отцов-основателей США - рассматривал различные возможные проблемы в процессе управления, связанные с влиянием групп, которые он называл «фракциями». Д.Мэдисон придавал огромное значение вопросу согласования эгоистичных интересов фракций с всеобщим благом для американского народа. Он последовательно отстаивал принцип правления большинства (majority rule), но вкладывал в него свой смысл. Для Д.Мэдисона большинство, как и меньшинство, - всего лишь часть народа, его фракция. Справедливость же должна быть обеспечена народу в целом, а не только фракции большинства, которая, неизбежно располагая в условиях республики политической властью, всегда имеет возможность игнорировать права и интересы фракций меньшинства, лишать их собственности и свободы2.
Фракционность, по Д.Мэдисону, - безусловное зло, поскольку возникающие коалиции граждан, объединенных общим интересом, стремятся осуществить этот интерес за счет прав других граждан и в ущерб интересам общества в целом. «Особенно опасна фракционность, когда она приводит к расколу общества, к образованию политических партий - крупных политических группировок, противостоящих друг другу и открыто ведущих борьбу за власть. Именно тогда возникает угроза тирании, подчинения одной части общества другой».
Вместе с тем образование фракций, по Д.Мэдисону, - естественное в политической жизни явление. Деятельность, а значит, и группировка по интересам присущи самой человеческой природе, причем самым глубоким основанием образования фракций является неравномерное распределение собственности, которое всегда порождало и будет порождать различия во взглядах, группировать людей в классы, движимые различными стремлениями и интересами. «Всегда будут богатые и бедные, кредиторы и должники, земельный интерес, денежный интерес, торговый интерес, промышленный интерес. Эти классы опять-таки могут быть подразделены в зависимости от отрасли торговли и промышленного интереса». При этом «регулирование этих разнообразных и часто пересекающихся интересов является главной задачей современного законодательства и подразумевает присутствие духа партийности и фракционности в необходимой и каждодневной деятельности правительства».
Исходная методологическая позиция Артура Бентли, который большинством политологов признается основателем теории групп интересов, заключается в том, что объектом исследования политолога должны быть не законодательные нормы и формальные моменты политической организации общества или те или иные политические идеи и программы, а действия людей, направленные на достижение своих политических целей. Согласно А. Бентли, политика состоит в том, что одни люди постоянно борются с другими за достижение своих интересов, причем эта борьба ведется ими не в одиночку, а в группах, объединяющих их на основе общности интересов. Что же касается законов, законодательного процесса, различных политических программ и платформ, то они, с точки зрения политолога, представляют интерес лишь постольку, поскольку в них находит отражение эта групповая борьба интересов, поскольку они дают своеобразную ориентацию для групповых действий людей3.
По мнению А.Бентли, сам процесс управления состоит именно в такой групповой борьбе, а законодательные акты лишь отражают это соотношение сил. Законодатель выступает в качестве арбитра, фиксирует победу одних групп и поражение других либо достижение компромиссного решения групповых противоречий. «Голосование в законодательных органах по тому или иному вопросу, - пишет А.Бентли, - отражает лишь соотношение между борющимися группами в момент голосования. То, что называется государственной политикой, в действительности представляет собой достижение равновесия в групповой борьбе в данный конкретный момент... Нет ни одного закона, который не отражал бы такого соотношения сил, находящихся в состоянии напряжения». Политическую власть, согласно А. Бентли, можно измерять лишь категорией силы, и нет такого политического процесса, который не означал бы балансирования разных групповых сил. В конечном итоге, по его мнению, в каждом конкретном случае политическое решение означает достижение равновесия: победитель пожинает лавры победы, а побежденный признает свое поражение и, по крайней мере, на время успокаивается, подчиняясь этому решению. Однако, за побежденными сохраняется право перегруппировать свои силы и в будущем, обеспечив преимущество в силе, добиваться принятия политических решений в свою пользу.
Очевидно, теории Д. Мэдисона и А. Бентли очень похожи, а по многим вопросам даже аналогичны. Так, и Д.Мэдисон, и А. Бентли считают деление общества на фракции (группы) естественным процессом и представляют все возможные политические изменения в обществе как следствие противоборства групп. Однако Д. Мэдисон определяет фракционность как «безусловное зло», чрезвычайно опасное для республики или демократии и предлагает способы борьбы с этим злом. Что же касается А. Бентли, то он не видит большой опасности в групповой борьбе интересов и считает, что группы сами могут достигнуть равновесия в борьбе за свои интересы.
Теория Артура Бентли явилась как бы современной модификацией теории фракций, тем необходимым элементом, который дал импульс для более глубокого исследования проблем, связанных с деятельностью групп интересов. Идеи А. Бентли относительно заинтересованных групп в дальнейшем поддерживают и развивают такие известные политологи ХХ века, как Дэвид Трумэн, Ерл Лэтхэм, Е. Пендлтон Херринг.
Следуя за А. Бентли, Д. Трумэн определяет политический процесс прежде всего как «процесс групповой конкуренции за власть над распределением ресурсов», а само общество - как множественность групп, взаимодействующих друг с другом, причем различные социальные институты лишь отражают эту групповую конкуренцию и взаимодействие, являются «зависимыми переменными». Поскольку государство - это тот институт в современном обществе, через который осуществляется большая часть авторитетного распределения его ресурсов, группы, конкурирующие друг с другом, ищут доступ к этому ключевому центру принятия политических решений, пытаются добиться от него благоприятного для себя распределения ресурсов4.
Д.Трумэн, как и А. Бентли, подчеркивает, что такая групповая конкуренция, несмотря на всю ее остроту, в конечном счете, не нарушает равновесия и даже способствует поддержанию стабильности существующей политической системы. Залог такой стабильности в политической системе США Д. Трумэн видит в плюрализме групп, в том, что, как правило, американцы состоят одновременно членами нескольких, в определенных областях конкурирующих между собой групп. В результате, говорит Д. Трумэн, ни одна из групп не в состоянии подчинить полностью своим интересам государственную политику и поведение своих членов. Все это, по мнению Д. Трумэна, и создает ту стабильность, в которой нуждается всякая политическая система.
Типология заинтересованных групп представляет большую трудность, что объясняется их многочисленностью и чрезвычайным многообразием. Однако все исследователи сходятся в том, что группы интересов есть прежде всего результат самоорганизации гражданского общества.
Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделяют четыре типа групп интересов по степени их специализации и организованности:
Информация о работе Заинтересованные группы в развитии политическом процессе