Заинтересованные группы в развитии политическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы: состоит в выявлении роли заинтересованных групп в развитии политических процессов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть содержание понятия «заинтересованные группы»;
выделить типы и функции заинтересованных групп;
определить каналы и источники влияния заинтересованных групп.

Оглавление

Введение
Глава 1. Природа, типы и функции заинтересованных групп
1.1 Понятие заинтересованных групп
1.2 История теории заинтересованных групп
1.3 Типология заинтересованных групп
1.4 Функции заинтересованных групп
Глава 2. Каналы и источники влияния заинтересованных групп
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Политологии.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Получила  также распространение типология  групп интересов, действующих в  определенной общественной сфере. Типология, ориентированная на пять различных общественных сфер деятельности заинтересованных групп, была разработана У. фон Алеманом:

  • организованные интересы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские объединения, профсоюзы, потребительские союзы);
  • организованные интересы в социальной сфере:
      • объединения защиты социальных прав (общество слепых, союзы пенсионеров),
      • объединения социальных достижений (благотворительные организации),
      • группы самопомощи;
  • организованные интересы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, кружки общения и хобби);
  • организованные интересы в сфере религии, науки и культуры (церкви, религиозные секты, научные ассоциации, общеобразовательные кружки, союзы деятелей искусств);
  • организованные интересы в общественно-политической сфере:
      • духовные, этнические, правозащитные («Врачи без границ», «Международная амнистия»),
      • общественные движения (экологическое, феминистское).

     Типологией, в наибольшей степени отражающей эволюционные особенности того или иного типа, является типология Ж. Блонделя. Ее основанием выступает способ связи между членами группы и характер деятельности. Он выделяет два противоположных «идеальных типа» групп, которые не встречаются в действительности в чистом виде:

    • группы общинные
    • группы ассоциативные.

     Их  конструкция построена на противопоставлении традиционного современному (институтов, практик и т.д.).

     Члены общинной группы связаны между собой, прежде всего, принадлежностью к сообществу, а только затем - своими мыслями и стремлениями. Можно сказать, что человек рождается, будучи уже членом группы. Близкими к таким группам можно считать существующие в действительности племенные и некоторые этнические группы.

     Ассоциативные группы создаются людьми вполне сознательно для реализации достаточно ограниченных интересов. Например, похожей на явления такого типа можно считать организацию, созданную в целях ликвидации атомной электростанции или химического завода.

     Остальные типы групп интересов располагаются  между этими двумя по мере их удаления от традиционных форм и приближения к современным:

    • группы «по обычаю»,
    • институциональные группы,
    • группы защиты,
    • группы поддержки.

     Среди групп интересов также важно выделять политические и неполитические группы интересов. Критерием для такого разграничения является понимание политики как деятельности, связанной с приобретением и использованием власти, а также влиянием на власть.

     К неполитическим группам интересов необходимо причислить такие, возникновение и функционирование которых не связано с приобретением и использованием власти. Их задачей не является влияние на власть. Природа подобных групп обусловлена интересами, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти, на принципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства (любительские интересы: спортивные объединения, общества филателистов, автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки, бардовской песни и т. п.).

     Далее, среди групп интересов, в научной  литературе принято выделять такие, основной задачей которых является влияние на власть (политические группы интересов). Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересов функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления».

     Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов. Группа давления это иной, дополнительный вариант групп интересов, который можно определить как группу интересов, оказывающую давление на властные структуры.

    1. Функции заинтересованных групп

     Группы  интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования  интересов.

  • артикуляция (лат. articulatio - ясно, членораздельно произносить) называют процесс выявления четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов;
  • агрегирование (согласование). В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели;
  • мобилизация - вовлечение, активизация граждан и их различных объединений в процесс защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;
  • социализация - усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти;
  • формирование и выдвижение политической элиты из среды активных и влиятельных групп интересов;
  • представительство и продвижение групповых интересов в структурах власти.

     Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют  важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно  значимой проблемы и желательных  способах ее решения. Группы интересов  могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур.

 

      Глава 2. Каналы и источники влияния заинтересованных групп

     Заинтересованные  группы обеспечивают каналы, как для эффективной конкуренции, так и для массового участия в политическом процессе. Они обладают значительными ресурсами для уравновешивания тех или иных действий государства, задевающих их интересы. Они также предоставляют отдельному индивиду возможность оказывать давление на политических лидеров и тем самым принимать участие в политике. С этой точки зрения организованные группы, которые вмешиваются в отношения между отдельным гражданином и государством, составляют предпосылку для демократической политики.

      Многообразные группы интересов обладают широким  набором ресурсов для воздействия  на власть, для доведения нужд и  запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д.

      Существуют  четыре этапа политического процесса, на которых активно действуют группы интересов: это съезд политической партии, общенациональные выборы, вступление в силу законов (именно здесь группы давления прилагают наибольшие усилия) и влияние на администрацию.

     Испытанным  средством воздействия заинтересованных групп на курс государственно-политических институтов и политических партий является лоббирование, то есть приемы, с помощью которых заинтересованные группы добиваются реализации своих целей.

      Лоббизм (от англ. «lobby» - кулуары, коридор) - является политическим институтом и способом, инструментом влияния групп интересов на власть. Лоббизм выступает своего рода критерием выделения среди многообразия групп интересов специфических групп - групп давления. Они самым широким образом используют лоббирование как способ воздействия на власть. В XX веке лоббизм превратился в распространенную форму политической деятельности и один из важных политических институтов западных демократий. Крупнейшие корпорации, ассоциации, профсоюзы и предпринимательские союзы имеют в своих структурах специальные подразделения, занимающиеся лоббированием, или используют услуги лоббистских фирм. В коридорах власти лоббисты добиваются решения вопросов в пользу своих клиентов.

      Влияние лобби на власть осуществляется по следующим основным направлениям:

      - посредством создания с помощью СМИ общественного мнения в поддержку вопроса, который продвигает соответствующая группа интересов. Группы интересов часто стремятся привлечь максимальное внимание общественности и властных структур к различного рода общезначимым проблемам. Огромная роль общественного мнения в западных демократиях вынуждает парламенты и правительства этих стран осуществлять популярные в обществе требования, хотя популярность этих требований может оказаться результатом манипулятивной активности лоббистов, а их значимость для общества - фикцией;

      - посредством влияния на государственные  институты (парламенты, правительства), представителей власти и политических  чиновников;

      - посредством финансовой и иной  поддержки политических партий  в ходе избирательный кампаний в обмен на соответствующие законодательные услуги.

     Лоббисты  обладают высокой квалификацией, во многих случаях они хорошо знают  свое дело, способны доходчиво объяснить  сложные и трудные вопросы, естественно, в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти. Нередко лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между заинтересованными группами и политическими деятелями, роль связующего звена между заинтересованными группами и законодателями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса правительства. Особенно большим влиянием они пользуются в США. Некоторые авторы даже называют лоббизм третьей палатой законодательных учреждений и интегральным элементом системы управления Америки.

      Американские  лоббистские организации не являются самостоятельными группами интересов. Это профессиональные организации, выполняющие заказы различных групп интересов. В более широком смысле лоббированием принято называть отстаивание интересов тех или иных заинтересованных групп депутатами парламента, парламентскими фракциями при распределении бюджетных средств, определении налоговой и таможенной политики и т.д.

     Наиболее  активно к тактике лоббирования прибегает как крупный, так средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Важная задача, стоящая перед ними, - всемерное воздействие на формирование политической стратегии правительства. Особую настойчивость в этом направлении проявляют руководители корпораций, которые проникают в политические круги, используя личные дружеские и партийно-политические связи, участие в предпринимательских и профессиональных ассоциациях и в различных подкомиссиях. Для реализации своего влияния в политической жизни страны бизнес создал широкую сеть различных организаций. В США это так называемые совещательные комитеты бизнеса при правительстве, например совещательный комитет по частному предпринимательству во внешней торговле, совещательный комитет промышленников при министерстве обороны США. В настоящее время их насчитывается около 2 тыс., к ним относятся политические организации бизнеса, как, например, комитет бизнеса за сокращение налогов, круглый стол бизнеса, чрезвычайный комитет за развитие американской торговли и др. Эти и подобные им организации призваны отстаивать интересы бизнеса в различных государственно-политических институтах и учреждениях, содействовать формированию угодного бизнесу политического курса в тех или иных сферах общественно-политической жизни.

     В отличие от США большинство групп  давления в европейских странах  тесно связаны с правительством. Нередко отдельные функции правительства  делегируются им, например, установление цен, реорганизация тех или иных отраслей промышленности в соответствии с определенным планом, введение квот и т.д. Часто имеет место прямая правительственная поддержка, например, в таких начинаниях, как совместное владение правительством и частными лицами или организациями, поощрение правительством картелей и т.д. Правительство и политические партии зачастую совместными усилиями способствуют деятельности заинтересованных групп. Нередко профсоюзы и кооперативы либо первоначально были организованы партиями, либо партии при необходимости оказывают им помощь.

     Такая практика ассоциации заинтересованных групп с правительством или партиями способствует укреплению как партийной  лояльности, так и партийной дисциплины, поскольку руководители тех или иных заинтересованных групп одновременно занимают влиятельные позиции в партийной иерархии. Так, в Италии правительство христианских демократов успешно держало в узде католические профсоюзы, а компартия - коммунистические профсоюзы.

     О характере и разнообразии подобных объединений в Германии дает представление перечень их названий: Объединение немецких Профсоюзов, Федеральное объединение союзов немецких работодателей, Федеральное объединение германской промышленности, Союз налогоплательщиков, Союз демократических ученых, Немецкий спортивный союз и т.д. На региональном и федеральном уровнях существует множество объединений и организаций ремесленников, студентов, врачей, деятелей культуры, потребителей товаров широкого спроса и т.д. По некоторым данным насчитывается 4-5 тысяч таких объединений. Аналогичное положение можно констатировать и в других индустриально развитых странах.

      В современной российской политике в  качестве групп интересов, широко использующих лоббирование, выступают крупные  корпорации. К примеру, как отмечают исследователи, АО «Лукойл» концентрирует свои усилия в сфере законодательства на участии в подготовке и обсуждении законопроектов по проблемам налоговой политики, лицензирования и особенно порядка предоставления лицензий на добычу и экспорт нефти, ценообразования, а также вывозных и ввозных пошлин. Эти же вопросы, но уже в более конкретном плане обсуждаются в Правительстве.

        Свою роль в политике кампания  реализует не только через  отношения с государством, но  и через СМИ и воздействие  на общественное мнение. Помимо крупных корпораций все возрастающее влияние во взаимодействии с государством и властью приобретают различные предпринимательские ассоциации, которые выражают и отстаивают интересы более широких слоев российского бизнеса. Так, Торгово-промышленная палата России (ТПП) представляет интересы не только крупных, но и средних, мелких компаний и фирм.

Информация о работе Заинтересованные группы в развитии политическом процессе