Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:59, контрольная работа
Сущность политического процесса
Социальная жизнь есть совокупность разнообразных процессов: тех или иных изменений общественных явлений, взаимосвязей причин и следствий, действий людей и соответствующих результатов.
Политический процесс – это особый вид социально-исторических процессов. Его специфическая черта – достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и соответствующих норм. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп с их сознанием и психологией.
Введение………………………………………………………………. стр.3
Сущность политического процесса……………………………….стр.
Революция и реформа как основные виды политического процесса……………………………………………………………..стр.
Особенности политического процесса в России…………………стр.
Заключение……………………………………………………………..стр.
Список использованной литературы…………………………………стр.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии социологии и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ПО политологии
ТЕМА №23 Политический процесс.
ВЫПОЛНИЛА:
ЛУКИНА ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА
АДРЕС: РК, г. Ухта, ул. Первомайская, 35а-8.
ПРОВЕРИЛ:
УХТА, 2012 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………стр.
Введение.
1. Сущность политического процесса
Социальная жизнь есть совокупность разнообразных процессов: тех или иных изменений общественных явлений, взаимосвязей причин и следствий, действий людей и соответствующих результатов.
Политический процесс – это особый вид социально-исторических процессов. Его специфическая черта – достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и соответствующих норм. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп с их сознанием и психологией.
Характер и конкретное содержание политического процесса определяются особенностями данной политической системы и существующего режима. Тип политического процесса – зависимая переменная от политической системы и ее существенный компонент.
Каждой системе свойственны свои типы политического процесса. Демократический характер процесса, характеризующийся участием широких масс в управлении государством и реальной свободой индивидов в политической жизни, – неотъемлемая сторона демократической системы. Тоталитарная система предполагает иной тип политического процесса, исключающий реальное политическое участие и свободу социального и политического выбора.
Основной теоретико-
Политический процесс
Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся при анализе политического процесса: дихотомия рационального и нерационального. Правильно ли рассматривать политический процесс во всех его аспектах лишь как результат рационального (осмысленного) выбора, как управляемый разумом и подчиненный всецело интересам участвующих в нем субъектов? Думается, что нет. Подобное допущение нереалистично. На политическое поведение и деятельность субъектов влияю? нормы, ценности и традиции, чувства, желания, наконец, менталитет. Кроме того, политический процесс происходит не в социальном вакууме, а в социальной среде, под влиянием многих объективных и субъективных явлений: экономических, социально-классовых, идеологических, культурных, психологических. Все это ограничивает поле сознательно организуемых и управляемых действий и отношений.
Понятие политического процесса – это абстракция, в некотором роде упрощенное изображение многообразной политической реальности. Эмпирически действительный политический процесс фиксируется в виде совокупности разнокачественных проявлений политического поведения и деятельности людей, структур государственного управления, деятельности политических организаций и партий, политической борьбы или сотрудничества общественных сил, наконец, активности международных сообществ.
В литературе можно найти различные подходы, предлагаемые для обобщенного анализа конкретных политических процессов. Выделим две модели политического процесса: глобальный и частный. Глобальный политический процесс имеет своим содержанием совокупные действия субъектов политики, воплощающиеся в формировании, функционировании, изменении и развитии политической системы в целом. Модель частного политического процесса может выступать в виде процессов экономико-политических, структурообразующих, идеолого-политических, политико-правовых и других, ограниченных рамками отдельных сфер общества. Она используется также при анализе политических решений: стадий, этапов, хода реализации. Как при глобальном, так и частном подходах в понимании политического процесса речь идет об активности политической системы и ее институтов, о реализации ею своих способностей и функций. Как в том, так и в другом случаях проблема сводится к анализу осуществления политическими субъектами своих интересов и общих целей. И глобальные, и частные политические процессы – это процессы действия власти в качестве инструмента управления и руководства обществом.
Политический процесс – глобальный или частный – может рассматриваться во многих контекстах. В плане историческом, когда ставится задача проследить этапы и логику развития определенного политического процесса (например, деятельности какой-то партии). В аспекте страноведческом – для выяснения специфики процесса, типичного для данной страны. В политологии широко применяется сравнительный анализ политических процессов, свойственных различным общественным системам, странам, эпохам, историческим ситуациям, режимам. Более конкретен прагматический подход: в плане анализа практических проблем, решаемых данным политическим процессом, факторов и условий его развертывания или завершения, выяснения позиций политических сил, участвующих в процессе, и т.п.
Рассмотрим в общем плане глобальный политический процесс. Его стадии (этапы): институционализация и конституционирование конкретной политической системы; функционирование системы; развитие (модернизация, реформирование системы) и, наконец, ее деградация, распад. Образование любой политической системы включает создание новых, свойственных ей, политических институтов и норм, модернизацию некоторых старых институтов и интеграцию их в новую систему, узаконение формирующейся системы, то есть ее легитимацию. Создание новых политических институтов (институционализация) и их узаконение (конституционирование) – две стороны одного процесса. Конституционирование – и одноразовый акт, если иметь в виду принятие Основного закона государства, и перманентно возобновляющийся процесс на основе: а) выражения согласия социальных субъектов с установившейся государственностью, режимом; б) осознания потребности в адаптации системы к изменяющейся экономической и культурной среде.
Политическая история
Советского государства, как и любого
другого, служит иллюстрацией единства
институционализации и
В качестве другого примера
процесса конституционирования политической
системы может служить
Абстрагируясь от критических оценок политических процессов в СССР и КНР, отметим, что сам факт периодической конституционализации систем в этих странах соответствовал объективной закономерности, действующей в политической истории мира. О ней писал, в частности, Токвиль. Среди законов, которые действуют в человеческом обществе, подчеркивал классик политической науки, есть один… Чтобы люди оставались или становились цивилизованными, искусство объединения должно развиваться и совершенствоваться в той же мере, в какой условия становятся равными для всех. Вопрос, однако, состоит в том, в какой мере реализовывалась эта закономерность осуществляемыми актами.
Функционирование политической системы – другой аспект глобального политического процесса. Он включает постоянное воссоздание установленных политических отношений и институтов, субъектов, норм, ценностей, символов, политического языка, всех других механизмов и ролей осуществления власти.
Функционирование политической системы – это реализация ее институтами своих функций в их взаимосвязи и взаимодействии. Анализ процесса функционирования имеет своим содержанием выяснение того, как осуществляется регулирующая деятельность политических институтов, в частности, по поддержанию установленного порядка в обществе, в какой мере реализуется способность целенаправленно влиять на поведение социальных групп и отдельных граждан, регулировать возникающие противоречия и конфликты в обществе. Функциональный анализ позволяет выявить реальную возможность саморегуляции системы и ее адаптационный потенциал. Именно анализ функционирования политической системы, ее институтов в конечном счете дает ответ на коренной вопрос: соответствует ли их деятельность, с одной стороны, базовым нормам и ценностям системы, а с другой, и главным образом, потребностям и интересам общества, человека.
Функционирование политической системы в любом типе общества выражает, с одной стороны, воспроизведение гегемонии определенных больших социальных групп (классов) или бюрократических групп, с другой, определенную степень интеграции, целостности общества на основе достигнутой меры согласования интересов слоев населения. Любая политическая система стремится быть универсальной в плане выражения, представления и реализации интересов всех социальных групп, способных быть субъектами политики. Хотя, конечно, мера выражения, репрезентации и реализации этих интересов всегда различна, что определяется влиянием, ролью тех или иных групп прежде всего в экономике, а также в политической и духовной жизни. Универсализация (конечно, относительная) функционирования политической системы связана с ее демократизацией. Демократия ведь и есть способ отбора, артикуляции и удовлетворения максимально возможных групп интересов в рамках основ данной системы политических отношений.
Процесс функционирования политической системы предполагает ее стабильность, что достигается за счет адаптации системы к изменяющейся социальной среде. Тем не менее, стабильность не означает застоя, вовсе не отрицает динамизма политического общества. Хотя бы уже потому, что осуществление любой функции может быть вариативным, в зависимости от ситуации. Не трудно понять, например, что обеспечение государственной властью нормативного порядка в условиях обострения социальных конфликтов требует более широкого применения средств принуждения, нежели в атмосфере относительного социального согласия. С изменением обстоятельств, конкретной ситуации деятельности политической власти возможна смена акцентов на типы легитимации. В некоторых ситуациях вполне оправдан акцент даже на личностной (персональной) легитимности власти. В частности, в условиях кризиса.
Динамизм политических институтов и их функционирование связан также с тем, что в обществе неизбежно формируются некоторые дисфункции, порождаемые его неоднородностью. Они проявляются во всякого рода социальных напряженностях, стрессах, конфликтах, ведущим к изменениям. Политическая система не может не реагировать на это, если она стремится сохранить себя.
Таким образом, процесс функционирования системы включает как обеспечение ее устойчивости, так и необходимых перемен.
политический реформа революция власть
2. Революция и реформа как основные виды политического процесса
Политические процессы дифференцируются
по характеру и методам