Политический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Сущность политического процесса
Социальная жизнь есть совокупность разнообразных процессов: тех или иных изменений общественных явлений, взаимосвязей причин и следствий, действий людей и соответствующих результатов.
Политический процесс – это особый вид социально-исторических процессов. Его специфическая черта – достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и соответствующих норм. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп с их сознанием и психологией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………. стр.3
Сущность политического процесса……………………………….стр.
Революция и реформа как основные виды политического процесса……………………………………………………………..стр.
Особенности политического процесса в России…………………стр.
Заключение……………………………………………………………..стр.
Список использованной литературы…………………………………стр.

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Политический процесс  революционного характера отличает относительно быстрое качественное изменение власти, действующих способов принятия решений, каналов и механизмов политического участия. Революционный политический процесс может осуществляться как мирными, так и насильственными средствами за сравнительно короткое историческое время. В такие периоды, как правило, электоральные предпочтения уступают место стихийным, произвольным формам массовых политических движений.

В эволюционном же политическом процессе изменение властно-политических структур происходит путем постепенных  преобразований и реформ. Такой характер политического развития и функционирования опирается на определенное разведение функций и ролей различных политических субъектов, на устойчивость сформированных механизмов принятия решений. Необходимой основой эволюционного протекания политического процесса является легитимность властей и наличие, как правило, единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых.

Реформирование – это естественный процесс самообновления системы. Он характеризуется системностью и постепенностью качественных изменений политических институтов, их функций. А главное – это целенаправленный, управляемый процесс, содержание которого составляют изменения политических режимов, образцов политического поведения, тех или иных норм, идеологических ценностей, ориентации и политического языка. Реформирование противопоставляется радикализму, ориентированному на деструктивную критику, разрушительство, исключающую какую бы то ни было позитивность.

Политическая реформа  по большей части становится необходимостью под напором обострившихся противоречий и обычно является уступкой со стороны  господствующих социальных сил негосподствующим. Поэтому она (реформа) неоднозначна по содержанию и по влиянию на политическую жизнь. С одной стороны, реформа предполагает движение вперед, расширяет права и свободы масс; с другой – является «предохранительной реакцией», т.е. сохраняющей господствующую систему от падения. Роль политической реформы в качестве средства стабилизации господствующей политической системы проявляется в условиях различных моделей общества. Однако не во всех случаях она приоритетна.

Понятие «реформа» ныне прочно вошло в практику многих стран. В последние десятилетия реформы (главным образом экономические) проводились в ряде других стран Восточной Европы, в Китае. В Советском Союзе в 50–60-х гг. также были предприняты две попытки реформ: демократизация, связанная с критикой культа личности Сталина (после XX съезда КПСС) и преобразование в экономике в 1965 г. Нынешняя политическая реформа коренным образом отличается от предшествующих своей глубиной., противоречивостью содержания, ходом осуществления и последствиями.

Предпосылками и факторами политического реформирования являются: обострение политических противоречий в результате устарелости тех или иных элементов и функций системы власти; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих социальных групп к преобразованию политических отношений и институтов; формирование в политическом сознании господствующих групп и широких масс ориентации на изменение политических структур. О наличии ситуации, предшествующей политической реформе, можно судить по многим признакам. Это рост недовольства масс деятельностью политических институтов, усиление отчужденности от власти, дестабилизация политической жизни; делегитимация определенных политических статусов, ролей, норм, институтов. В конечном счете, все отмеченные явления порождаются тем, что политическая система теряет способность артикулировать общие интересы, гармонизировать их с интересами групповыми, личными. Она перестает должным образом выполнять свои функции интеграции общества. Политическое реформирование не всегда плавный, непротиворечивый процесс. Достаточно обратиться к практике европейских стран, чтобы убедиться в его сложности и прерывности. Реформы связаны с серьезной политической и идеологической борьбой за власть, с возникновением кризисных ситуаций. Они не отгорожены от революции и контрреволюции, а могут переходить как в первое, так и во второе. В странах Восточной Европы реформы переросли в политические перевороты, положившие начало реставрации капиталистических отношений. Произошла ломка политической системы в республиках-государствах бывшего СССР. Вместо обновления социализма, как это декларировалось ранее, совершился демонтаж его основ и утверждение качественно иного общественного и политического строя. Реальная диалектика политического процесса оказалась значительно сложнее, чем это представляется догматическому мышлению, разделяющему реформирование как якобы только частичное преобразование системы и революционное развитие.

 

3. Особенности политического  процесса в России

 

В политических процессах, развернувшихся ныне в России и других странах СНГ, переплетаются разнокачественные изменения: от модернизации исчерпавших себя институтов, ценностей и норм социалистических по природе до утверждения либеральных и консервативных форм политической жизни, давно пройденных западными странами. И тем не менее процесс имеет свою логику и прослеживаются его этапы. Первый этап (1985–1991 гг.). Провозглашение политическим руководством страны политики перестройки с целью совершенствования существующей системы с помощью гласности и демократии. В этот период зародились и быстро прогрессировали массовые протестные движения, возникли некоторые политические партии, началось становление новой политической элиты, характеризующейся отказом от социалистических ценностей. Идеологическое раскрепощение общества стало большим достижением перестройки и ее политическим завоеванием. Были проведены первые в истории страны свободные выборы в высшие органы государственной власти. Период характеризовался отказом КПСС от монополии на власть, узаконением многопартийности, а также формированием и легальным действием независимых от властей политических сил. Политическое развитие приобрело в большей мере стихийный характер. Партийно-государственная номенклатура, вместо решительного обновления аппаратных структур и методов деятельности, начала лавировать и приспосабливаться к стихийному ходу событий, искать компромисс с вышедшими на политическую арену силами, уступая одну позицию за другой. Вместе с тем в отдельные отрезки времени прорывалось стремление к жесткому варианту воздействия на развертывающийся процесс десоветизации общества и обозначившегося распада государства. Структуры КПСС оказались столь сильно скованными догматизмом и в такой мере окостенелыми, что не смогли начать динамическое качественное преобразование. Партийные чиновники, очевидно, ни в коей мере не хотели делить с кем-либо власть, недооценили возможности и силы нарастающего демократического процесса, равно как и силы антисоциалистической контрреформы. В результате правящая партия стала катастрофически терять доверие народа и была оттеснена на второй план политического процесса.

Второй этап – его отсчет ведется с августовских (1991 г.) событий вплоть до октября 1993 г. По существу он означает начало слома существовавшей политической системы, а также ускоренный переход к качественно иной системе социально-экономических отношений, базирующихся на доминировании частной собственности.

Ликвидация старых структур законодательной и исполнительной власти, основанных на монопольной  роли КПСС, ее последующий запрет, распад прежнего Союза ССР как единого государства – таковы звенья послеавгустовского политического процесса. Его характеризуют двояко. Пришедшие к власти либерально-демократические силы – как революцию против коммунистического тоталитаризма. Сторонники продолжения социалистического развития – как контрреволюцию. Остается ждать вердикта исторического опыта.

Послеавгустовский период характеризовался развитием глубокого  системного кризиса в российском обществе, возникшего еще на предшествующем этапе. Катастрофический спад производства, обвальное обнищание большинства населения, лавинообразный характер социальной и политической дифференциации общества, резкая поляризация политических сил, моральная деградация и люмпенизация многих социальных слоев – такой сложилась к концу 1993 г. социально-экономическая и политико-духовная ситуация, на фоне которой действовали субъекты политического процесса в этот период и разворачивался ход политической модернизации.

Главное, что отличает политический процесс на данном этапе, – это обострившийся кризис государственной власти, вылившийся в открытое противостояние президентской, исполнительной власти и высшего законодательного института страны, а также выступление президентских структур против Советов на всех уровнях.

Обострение политических противоречий в стране и достигший своего апогея на IX съезде народных депутатов кризис власти послужили причиной проведения всероссийского референдума. Одобрение на нем политики Президента России стало толчком форсирования исполнительной ветвью власти конституционного закрепления перемен, ликвидации существующих законодательных институтов власти на федеральном уровне и представительных органов на региональных уровнях. Это привело во второй половине 1993 г. к глубокому политическому кризису – к критической точке противостояния властей на федеральном уровне. Сложившийся политический конфликт был разрешен насильственным путем: разгоном Президентом Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета, прекращением действия Конституции РСФСР. Формально-юридическое закрепление совершенного переворота было осуществлено принятием новой Конституции на декабрьском (1993 г.) всенародном референдуме. «Выборы в декабре 1993 г. и принятие Конституции заложили правовую основу новой российской государственности. Началось ее освоение». Дважды избран парламент страны; сформирован костяк новой государственности, системы государственного управления.

Создание и развитие в России принципиально иной демократической  политической системы не устранили  политических противоречий между режимом и левой оппозицией коммунистических и народно-патриотических сил, а сформировали новые условия для их дальнейшей эволюции.

Ход и особенности  политического процесса в России определяются историческими традициями и своеобразием того периода развития, который переживает страна. На ход политического процесса в России огромное влияние оказывает историческая традиция независимости власти от общества. Автономия власти от общества стала одной из особенностей политической культуры российской политической действительности. В социальной психологии граждан России сформировалась еще одна особенность – подчинение сильной авторитарной государственной власти, которая всегда брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни.

Своеобразие нынешнего периода развития страны определяется теми существенными переменами, которые произошли за последние годы. К ним относятся:

  • исчезло единое великое государство, определявшее во многом в последние столетия геополитическую картину мира;
  • радикально изменились государственное устройство, институты власти и ее атрибуты; идет бурный процесс государственного строительства;
  • в России разрушена прежняя политическая система, основой которой была монополия КПСС на власть и идеологию;
  • сохраняются межнациональные противоречия внутри России; сепаратистские тенденции у отдельных регионов, республик; существуют противоречия между центром и субъектами федерации;
  • коренным образом изменилось геополитическое положение России.

Россия расколота и  по вертикали, и по горизонтали. Раскол произошел по вопросу: какой быть России и по какому пути модернизации пойти?

Результаты опросов  общественного мнения выявили два  параллельных, но разнонаправленных  процесса: с одной стороны, потеря интереса к политике, с другой – рост признания населением своей зависимости от нее. В еще большей степени растет неверие в государственных и политических лидеров, падает гражданственность, социальная активность населения. Апатия населения – от неверия власти.

Непримиримое противоречие представительной и исполнительной властей поставило страну перед дилеммой: демократия или автократия? Внешне устройство «новой государственности» напоминает автократию в форме президентского правления. Но реально на самом деле России грозит не столько автократия, сколько олигархия, причем криминально-мафиозного содержания, которая пока держалась в тени, а теперь решила легализоваться.

Как уже отмечалось, государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной власти – это Федеральное собрание Российской Федерации и законодательные собрания субъектов Федерации. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией.

Органы исполнительной власти – это Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер.

Особенности политического  процесса в России проявляются и  в том, что нарождающаяся многопартийность не смогла оказать большого влияния на складывание государственности в широком смысле этого слова. Более того, она даже не отражает и реального соотношения сил в самом обществе, что еще больше усиливает настроения равнодушия у основной массы населения и укрепляет автономию власти. Как ни странно, но власть сама по себе становится инициатором и детонатором кризиса на фоне растущего отчуждения от нее большинства, а сами процессы реформирования общества приобретают случайный и хаотичный характер волевых действий.

 

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

 

 




Информация о работе Политический процесс