Политический процесс в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, контрольная работа

Краткое описание

исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

Оглавление

1. Понятие « политический процесс» и его формы……………………...4
2. Структура политического процесса…………………………………...8
3. Типология политических процессов………………………………….11
4. Субъекты политического процесса……………………………………14
5. Особенности политического процесса в России…………………….16
6. Заключение……………………………………………………………...22
7. Список использованной литературы………………………………….25

Файлы: 1 файл

Контр работа политич процесс в россии.docx

— 49.78 Кб (Скачать)
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………………………………………………..3

  1. Понятие « политический процесс» и его формы……………………...4
  2. Структура  политического процесса…………………………………...8
  3. Типология политических процессов………………………………….11
  4. Субъекты политического процесса……………………………………14
  5. Особенности политического процесса в России…………………….16
  6. Заключение……………………………………………………………...22
  7. Список использованной литературы………………………………….25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      На  исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

      Политический  процесс в России отличается своей  непредсказуемостью. Все решения  по общественно-политическим вопросам самодержавец принимает лично.

      В эпоху СССР вся власть в государстве  концентрировалась в КПСС, которая  регулировала все стороны жизни  Советского Союза.

      В настоящее время, когда Россия провозгласила  себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс  выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда  происходит столкновение различных  идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология  имеет небольшое количество сторонников  в России.

      Именно  на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать  попытку проанализировать некоторые  черты и особенности российского  политического процесса. 
 
 

    1. Понятие « политический процесс» и его формы.
 

    Слово «процесс» (от лат. prossesus- продолжение) означает:

1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим, что в данном случае понятие «объект» по своему содержа-нию бесконечно, как бесконечна сама вселенная );

2) совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Таким образом, это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает реальное и постоянное  состояние природы и общества.

     Термин "политический процесс" часто  используется не только исследователями, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом часто  понимают череду событий политической жизни, связанную с применением  властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что  в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке понятие политический процесс  используют, как правило, для обозначения  одной из базовых категорий политического  анализа.

     Деятельность  политических институтов, граждан, заинтересованных групп, связанная с реализацией властных интересов, образует политическую действительность. В процессе деятельности субъекты взаимодействуют между собой.

     Иногда  взаимодействия политических субъектов  могут быть чисто случайными, иногда закономерными. В результате совершения подобных "ожидаемых" действий создаются  устойчивые связи и взаимоотношения, возникают правила, нормы, организации  и т.д., то есть создаются и воспроизводятся политические институты. Действия и взаимодействия политических субъектов осуществляются во времени и в пространстве - в итоге возникает упорядоченная последовательность действий и взаимодействий, носящая определенный смысл. Такая последовательность может быть обозначена термином "политический процесс".

     Поэтому политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

     В политической науке существуют различные  точки зрения на то, что такое  политический процесс. Так, некоторые  исследователи считают, что понятие  политический процесс может иметь  два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания  политики идет речь - о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д.

     В первом случае под  политическим процессом понимается некая равнодействующая деятельности социально-политических субъектов.

     Во  втором случае политический процесс определяют как цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы".

     Выводы  относительно характера и содержания политического процесса делаются на основании того, кого исследователи  или аналитики выбирают в качестве основных субъектов взаимодействия, каков характер взаимодействия этих субъектов, а также на основании  того, какая временная единица  берется за основу измерения этого  процесса. Также имеет значение и  то, учитывается ли влияние среды  на взаимодействие политических субъектов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким образом.

     Политический  процесс является динамической характеристикой  политики. Поэтому можно утверждать, что формой существования политического  процесса являются политические изменения.

     Политическое  изменение - процесс появления новых характерных черт (новой характерной черты) в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой.

     Многообразие  источников и форм политических изменений  выражается в определенных способах существования политических явлений, а именно: функционировании, развитии и упадке.

     Функционирование  политических явлений не выводит взаимоотношения, формы поведения граждан или исполнение институтами государственной власти их непосредственных функций за рамки сложившихся базовых значений. Например, на уровне общества в целом - это способ поддержания сложившейся политической системы, воспроизводства того равновесия сил, которое отражает их базовые отношения, продуцирования основных функций политических институтов, форм взаимодействия элиты и граждан, политических партий и органов местного самоуправления и т.д. При таком способе изменений традиции и преемственность обладают неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

     Вторым  способом политических изменений является развитие - процесс качественных изменений политической системы, ее составных частей или самого политического процесса. Он характеризует такие модификации базовых параметров политических явлений, которые предполагают дальнейший позитивный характер эволюции последних. Например, в масштабе социума развитие может означать такие изменения, при которых политика государства выводится на уровень, позволяющий властям адекватно отвечать на вызовы времени, эффективно управлять общественными отношениями, обеспечивать удовлетворение социальных требований населения. Такой характер политических изменений содействует повышению соответствия политической системы изменениям в других сферах общественной жизни, совершенствованию ее способностей к применению гибких стратегий и технологий властвования с учетом усложнения интересов различных социальных групп и граждан.

     Третья  разновидность изменений - это  упадок, характеризующий такой способ трансформации сложившихся базовых форм и отношений, который предполагает негативную перспективу эволюции политического явления. В состоянии упадка политические изменения характеризуются нарастанием энтропии и преобладанием центробежных тенденций над интеграционными. Поэтому упадок по существу означает распад сложившейся политической целостности (например, падение политического режима, роспуск партии, захват государства внешними силами и т.д.). В масштабах общества такие изменения могут свидетельствовать о том, что принимаемые режимом решения все меньше помогают ему эффективно управлять и регулировать социальные отношения, вследствие чего режим теряет достаточную для своего существования стабильность и легитимность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Структура политического процесса.
 

     Некоторые аналитики и ученые полагают, что  политический процесс - стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее  от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров.

     Значимость  случайных явлений и событий  особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный  и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы  поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс  в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически  разворачиваемую последовательность взаимодействий между субъектами.

     Таким образом, политический процесс - целостное  явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость  и кажущуюся необъяснимость тех  или иных событий следует рассматривать  в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента  исследования.

     Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа  взаимодействия между различными политическими  субъектами, а также посредством  выявления динамики (основных фаз  политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое  значение имеет также выяснение  факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического  процесса можно определить как совокупность взаимодействий между субъектами, а  также их логической последовательности ("сюжета" политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную  структуру и, соответственно, свой собственный "сюжет". Субъекты, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы  измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят  название параметры политического  процесса.

     Можно выделить две группы факторов политического  процесса: внутренние и внешние. К внешним относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но внешние для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, внешние политические события и т.п. К внутренним можно отнести такие параметры, как характеристика субъектов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика политического процесса.

     Важным  параметром политического процесса является его разделение на этапы. Разнохарактерность и разномерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут  этапы функционирования политической системы, электорального процесса или  процесса создания и функционирования политической партии. Поэтому выделение  конкретных этапов целесообразно, применительно  к определенным типам политических процессов.

     Большинство взаимодействий политических субъектов  касаются осуществления публичной  власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Анализ этого процесса является одной из наиболее популярных тем  зарубежной политической науки. Среди  исследователей нет единого мнения относительно количества и содержания его этапов.

Информация о работе Политический процесс в России