Политический процесс в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, контрольная работа

Краткое описание

исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

Оглавление

1. Понятие « политический процесс» и его формы……………………...4
2. Структура политического процесса…………………………………...8
3. Типология политических процессов………………………………….11
4. Субъекты политического процесса……………………………………14
5. Особенности политического процесса в России…………………….16
6. Заключение……………………………………………………………...22
7. Список использованной литературы………………………………….25

Файлы: 1 файл

Контр работа политич процесс в россии.docx

— 49.78 Кб (Скачать)

     Отсюда  вытекает вторая особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

     Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных  сфер (учителя, медики, инженерно-технические  работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы "теневой  экономики". Различные условия  старта формировали прямо противоположные  устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных  политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая  незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

     Третья  особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.

     Отсутствие  дифференциации и специализации  политических ролей и функций  у субъектов и носителей власти обусловлено российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время - у монарха, а в советское - у  властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического  господства монопольно властвующего органа приводило к конфликтам, потере управляемости  социальными процессами и в конечном счете к революциям.

     В современных условиях ситуация концентрации политического господства в России не преодолена, несмотря на формально-юридическую  декларацию принципа разделения властей  и функций. Только теперь большинство  политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах  власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.

     Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога. Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях советского тоталитарного режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умонастроения большинства общества, целенаправленно формировать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представлявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с "теневой экономикой".

     Не  создана разветвленная система  представительства интересов и  в наши дни. А наибольшими возможностями  здесь обладают правящая элита и  бюрократия, контролирующие ресурсы  и политическое влияние. Партийная  система в России еще не в состоянии  выступать эффективным каналом  трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Вероятно, поэтому  доминирующей формой политического  представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регионального, этнического характера. Реальные различия в материальном, культурном, этническом, социальном, территориальном аспектах групп и общностей приобретают  латентные формы представительства.

     Пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.

     Во  взаимодействии "власть - общество" политическая инициатива принадлежит  государству, поскольку оно концентрирует  власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие дифференциации политических ролей и функций институтов государственной  власти приводило к тому, что процесс  принятия решений был анонимным. Принцип "коллективной ответственности" порождал традицию безответственности политической власти за последствия  принимаемых решений. Кроме того, неструктурированность политического  процесса обусловливала появление  неконституционных органов, которым  принадлежало исключительное право  на принятие стратегических решений.

     Шестой  особенностью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противоборство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов - частной собственности, конкуренции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенство углубляет конфликтность политических взаимодействий. Интеграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление правящей элиты монопольно контролировать политический процесс порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке политического курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и символических факторов политического взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.

     Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. С. Горбачев, провозгласив "новое мышление" и "общечеловеческие ценности" основами своего внешнеполитического курса. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин, выступая с доктриной "партнерства во имя мира" с западными странами.

     Однако  уступки во внешней политике в  обмен на финансовую поддержку правящего  режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую  зависимость России от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся  оказывать технологическую и  инвестиционную поддержку, поскольку  это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав  это, руководство современной России стало проводить самостоятельную  внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского  общества.  
 
 
 
 

Заключение

     В ходе написания  контрольной работы была дана теоретическая характеристика политического процесса. Рассмотрены  само понятие «политический процесс», его  структура, типология и субъекты. Также были рассмотрены особенности  протекания политического процесса в России.

     Итак, политический процесс это упорядоченная последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

     Политический  процесс является динамической характеристикой  политики. Поэтому можно утверждать, что формой существования политического  процесса являются политические изменения.

     Многообразие  источников и форм политических изменений  выражается в определенных способах существования политических явлений, а именно: функционировании, развитии и упадке.

     Политический процесс - целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу.

     В западной политологии существует несколько  систем типологизации политических процессов. Первая из них создана  в рамках сравнительной политологии  американским политологом Л. Паем.

     В отечественной политической науке  в зависимости от социокультурных  и социально-экономических характеристик  процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический  политический процесс.

     Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское  общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

     В ходе изучения было выделено семь особенностей политического процесса в России:

     - первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений;

     - вторая особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни;

     - третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;

     - четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы;

     - пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства;

     -шестой особенностью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов;

     - седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран.

     Какая тенденция – демократия или экстремизм – возобладает в ХХI веке в  России? Это пока неизвестно.

Информация о работе Политический процесс в России