Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, контрольная работа
исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.
1. Понятие « политический процесс» и его формы……………………...4
2. Структура политического процесса…………………………………...8
3. Типология политических процессов………………………………….11
4. Субъекты политического процесса……………………………………14
5. Особенности политического процесса в России…………………….16
6. Заключение……………………………………………………………...22
7. Список использованной литературы………………………………….25
Обобщая различные подходы, можно выделить следующие основные фазы: постановка проблемы (сбор необходимой информации о существующих проблемах, общественных запросах и возможных путях решения, определение первостепенных и второстепенных проблем); формулирование альтернативных решений; сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения; формулирование государственного решения и его легитимация (путем принятия законов, голосования и проч.); реализация принятых решений; контроль за реализацией и осуществлением обратной связи.
Если обратиться к процессу функционирования всей политической системы, то набор этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться взаимодействие системы со средой. Вместе с тем, известные в науке попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений.
Классическим набором фаз является выделение основных этапов Г.Алмондом и Г.Пауэлом: артикуляция индивидуальных и групповых интересов; агрегирование этих интересов (их объединение в единой позиции); выработка политического курса; реализация принятых решений; контроль за исполнением этих решений.
Необходимо
отметить, что данная модель отражает
лишь один из типов политического
процесса и не может рассматриваться
как универсальная.
В
западной политологии существует несколько
систем типологизации политических
процессов. Первая из них создана
в рамках сравнительной политологии
американским политологом Л. Паем который,
сравнивая политическое развитие западных
и незападных стран, связывал их принципиальные
различия с культурным "кодом",
определяющим практические ориентации
населения и его поведение. Эти
различия обусловлены цивилизационными
особенностями западного и
Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье "Незападный политический процесс" он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.
1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.
2. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.
3. В политическом процессе преобладают клики.
4. Характер
политических ориентации
5. Оппозиционные
партии и стремящиеся к власти
элиты часто выступают в
6. Политический
процесс характеризуется
7. Политический
процесс отличается
8. Для
политического процесса
9. Незападные
общества отличаются
10. Интенсивность
и широта политической
11. Отличительной
чертой политического процесса
является высокая степень
12. В
политическом процессе слабо
влияние организованных групп
интересов, играющих
13. Национальное
руководство вынуждено
14. Неконструктивный
характер незападного
15. Эмоциональные
и символические аспекты
16. Велика роль харизматических лидеров.
17. Политический процесс обходится в основном без участия "политических брокеров".
В
отечественной политической науке
в зависимости от социокультурных
и социально-экономических
Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.
Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, содержание и направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.
Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.
По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.
Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.
Политический институт - воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.
Основным
властным институтом, одним из основных
субъектов политического
Менее
масштабными субъектами политического
процесса являются партии, группы интересов,
а также индивиды, различные группы
людей. Индивиды и группы могут участвовать
в политике не только в институциональной
форме, например, голосуя на выборах,
но и в неинституциональных
Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.
Для
достижения групповых целей индивиды
могут создавать специальные
группы, отличающиеся различной степенью
институциализации - от случайной группы,
образованной на митинге, до высокоорганизованной,
носящей постоянный характер и действующей
по строгим правилам группы интересов.
От степени институциализации
При
анализе политического процесса
следует учитывать характер взаимодействия
между его субъектами. Здесь важно
отметить, что характер взаимодействия
во многом зависит от масштаба политического
процесса и субъектов. В частности,
характер взаимодействия между политической
системой и средой будет определяться
уровнем эволюционного развития
системы и среды, например степенью
внутренней дифференциации. В то же
время характер взаимодействия между
субъектами, в частности между
гражданином и определенной партией,
будет определяться другими параметрами:
институциональными условиями, особенностями
партийного развития, местом партии в
политической системе, социально-психологическими
особенностями развития личности и
т.п. В целом, абстрагируясь от специфики
политических процессов и субъектов,
чаще всего характер взаимодействия
между субъектами описывается в
терминах конфронтации, нейтралитета,
компромисса, союза, консенсуса.
Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.
Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать.
Несформированность
гражданского общества является одной
из особенностей политического развития
России. В этих условиях политический
процесс характеризуется
В
условиях перехода России к рыночной
экономике статусная