Глобализация
человеческих проблем закономерно
предполагает гуманизацию международных
и межгосударственных отношений. Это означает,
что политика ведётся ради людей, что интересы
человека, его права выше прерогатив государства:
не люди живут ради государства, а государство
функционирует ради людей, призвано быть
их оружием, средством, а не самоценностью.
Главный
критерий государственных и общественных
институтов – служение людям.
Однако идея верховенства не
должна превращаться в абсолют,
отрываться от реальностей бытия.
Взаимосвязь,
масштабность и долговременность
глобальных проблем по- новому
ставит перед человечеством вопрос
о том, как нейтрализовать или
хотя бы ослабить их. Речь идёт
о необходимости совместного
коллективного решения глобальных
задач, объединения усилий всех
стран мира и всех политических
сил планеты. На каких основах
это можно сделать?
Понятно,
что первым и главным условием
является мир, мирное развитие,
резкое сокращение военных затрат.
Другим
условием выступает всестороннее
сотрудничество, взаимный учёт интересов,
развитие науки и обогащение
её достижениями всех государств.
Все народы сегодня должны
пройти трудные университеты
глобальной проблематики и заново
переосмыслить практику своей
жизни, политику своих государств,
переоценить свои ресурсы развития.
Необходимо значительное расширение
международного сотрудничества
на самых разных уровнях –
двустороннем, многостороннем, региональном
и всемирном, с использованием
различных международных институтов
и организаций, и, прежде всего,
ООН.
Новые
перспективы этого сотрудничества
и решения глобальных проблем
открывает принципиальное изменение
положения дел в мире в результате
ликвидации противостояния двух
систем, краха тоталитарных режимов
в
Восточной
Европе и Советском Союзе. Значительно
спала напряжённость, началось
сокращение ядерных арсеналов,
численности войск, развернулся
процесс мирного урегулирования
региональных конфликтов.
В
этих условиях появилась возможность
строительства нового международного
политического порядка на основе
баланса интересов различных
стран и повышение меры управляемости
миром.
Роль
международных организаций в
решении глобальных проблем.
Важнейшая
роль в решении глобальных
проблем принадлежит международным
организациям, и в первую очередь
системе ООН. Сохранение мира,
упрочение международной безопасности
и разоружение, являясь главной
задачей ООН, служат основной
предпосылкой создания международного
климата, необходимого для решения
глобальных проблем. Важное место
в деятельности ООН занимают
проблемы охраны окружающей среды,
здравоохранения, нормализации положения
с продовольствием и др.
В
центре внимания международных
организаций находятся вопросы
охраны окружающей среды. Большую
работу в этой области проводит
ЮНЕП – созданная в
1972 г.
специальная организация ООН,
занимающаяся проблемами сохранения
среды обитания.
Итогом
координационной деятельности ЮНЕП
и др. организаций стала
Общественная
программа ООН по окружающей
среде. Кроме того, ЮНЕП ведёт
ряд совместных работ с международными
неправительственными организациями,
и в первую очередь с Международным
союзом природы и природных
ресурсов и
Научным
комитетом по окружающей среде
Международного совета научных
союзов.
Действующий
при Экономическом и социальном
совете ООН Комитет по науке
и технике ориентируется на
подготовку всемирного плана
действия по применению достижений
науки и техники, разработку
единой научно-технической политики.
Реализацию
социального развития в развивающихся
странах ООН связывает с утверждением
нового Международного экономического
порядка. Декларация и программа
действий по его установлению
были приняты ООН в 1974 г.
Основной её целью выступало
повышение доли развивающихся
стран в мировом промышленном
производстве с 7% в середине 70-х
годов до 25% к 2000 году.
Наряду
с задачами преодоления экономического
отставания развивающихся стран
большое место в деятельности
международных организаций занимает
решение продовольственной проблемы.
Среди организаций, входящих в
систему
ООН,
проблемами продовольствия и
сельского хозяйства занимаются
продовольственная и сельскохозяйственная
организация ООН-ФАО, Всемирный
продовольственный совет, Экономический
и социальный совет ООН и
его региональные комиссии, Международный
банк реконструкции и развития
и др. организации.
Важную
роль играют международные организации
в решении энергетической проблемы.
Среди них международное агентство
ООН по атомной энергии (МАГАТЭ)
и другие международные организации.
Они занимаются не только текущими
вопросами развития энергетики,
но и проблемами её глобального
развития.
Подготавливаемые
ими прогнозы позволяют полнее
представить будущее энергетики
и последствия возможных решений
по развитию энергетического
порядка.
Эффективность
действий международных организаций
по решению глобальных проблем
зависит, в конечном счёте,
от решения главной проблемы
современности – войны и мира.
Ключевой характер этой проблемы
заключается не только в том,
что всё возрастающая гонка вооружений
«съедает» те средства и ресурсы, которые
необходимы для решения других глобальных
проблем.
Расходы
человечества на вооружение к
2000 году приблизились к $1,5 трлн.
Ограничение роста военных ресурсов
и передача хотя бы незначительной
части сэкономленных в результате
гонки вооружений ресурсов в
фонд развивающимся странам прирост
мирового национального продукта
составил бы
4%. Снизилась
бы и нагрузка на окружающую
среду. Сокращение общих военных
расходов на 20% создало бы объективную
основу для решения всей системы
глобальных проблем.
Вопросы
разоружения, региональных конфликтов,
другие аспекты проблемы войны
и мира регулярно рассматриваются
на Генеральной Ассамблее ООН
– её высшем форуме. Значительную
роль в международных делах
играет Совет
Безопасности
– основной политический орган
ООН, на который возлагается
главная ответственность за поддержание
мира и безопасности.
Сотрудничество
государств на региональном уровне.
Серьёзные
усилия предпринимаются в последние
годы по решению глобальных
проблем на региональном уровне
различными региональными организациями
государств.
Наиболее
активно в этом направлении
действуют европейские организации.
В частности, участники сессии
Европейского Совета в апреле
1990 г.
приняли специальную Экологическую
программу. В ней главы государств
и правительств Европейского
Сообщества признали особую ответственность
за состояние окружающей среды
как перед собственными гражданами, так
и перед остальным миром. Они обязались
активизировать по защите и улучшению
природной среды в рамках, как самого общества,
так и всего мира. Признание более широкой
ответственности за решение одной из главных
и наиболее мощных региональных групп
и группировок в мире имеет принципиальное
значение для расширения сотрудничества
на глобальном уровне и оказания конкретной
помощи развивающимся странам и решения
их трудностей.
В
Западной Европе Европейский
Союз обязался принять более
эффективные меры для защиты
морей и прибрежных районов
государств-членов ЕС от угрозы
вследствие транспортировки нефти
и опасных веществ.
Сообщество
призвало все государства ЕС
выделить больше финансовых и
технических ресурсов для развивающихся
стран, чтобы помочь им в
решении таких проблем, как
сохранение лесов, улучшение состояния
окружающей среды, неконтролируемый
рост населения и др.
Намечены
определённые меры по решению
ряда экологических проблем
Западной
Европы.
Было
принято решение о создании
Европейского экологического агентства,
которое должно предоставлять
надёжную и объективную информацию
гражданам
Европы
о состоянии окружающей среды.
Ряд государств сопровождает
эти доклады национальными планами
действий по защите окружающей
среды, подготовленными в таком
виде, чтобы они привлекали максимальный
интерес и поддержку общественности.
Цель
таких планов – обеспечивать
гарантированное право граждан
на чистую и здоровую окружающую
среду, особенно в том, что
касается:
. качества
воздуха;
. рек,
озёр, прибрежных и морских вод;
. качества
продуктов и питьевой воды;
. защиты
от шумов;
. защиты
от заражения почвы, от эрозии
почвы и от опустынивания;
. сохранение
среды обитания флоры и фауны,
ландшафтов и других элементов
природного наследия;
. качества,
удобств жилых районов.
В
1991 году руководители семи крупнейших
промышленно развитых стран
Запада
приняли экономическую декларацию,
в которой предусматривалось:
1. подготовка
эффективного проекта конвенции
об изменении климата, содержащего
надлежащие обязательства с упоминанием
всех источников и причин выбросов,
вызывающих «парниковый эффект».
Все участники конференции взяли
на себя обязательства по проведению
в жизнь конкретной стратегии,
направленной на ограничение
этих выбросов и предусматривающей
меры по облегчении адаптации природы.
2. выработка
соглашений по принципам управления,
охраны и стабильного развития
всех видов лесов, на основе
которого будет подготовлена
конвенция об общих принципах.
Оно должно иметь форму, приемлемую
для развивающихся стран, где
растут тропические леса, соответствующую
цели заключения всемирной конвенции
о лесах.
3. мобилизация
финансовых ресурсов для оказания
содействия решению развивающимися
странами экологических проблем.
Как
показывает опыт международного
сотрудничества, для повышения эффективности
в деле решения глобальных
проблем принципиально важным
является создание оптимальных,
благоприятных параметров международной
среды.
Заключение.
В
футурологических работах 60-х
годов предсказывались всевозможные
идиллии бесконфликтного развития
«индустриального общества», «конца
идеологии», социального равенства
и материального преуспевания
в государстве «всеобщего благоденствия».
Между тем в реальной жизни
эти идиллии не подтвердились:
в конце 60-х годов западный
мир столкнулся со студенческими
волнениями и расовыми беспорядками,
валютными кризисами и политическими
убийствами, террористическими актами
и контрреволюционным вандализмом.
Вместо обещанного рая, где
НТП должен был быть залогом
автоматического разрешения всех
проблем и противоречий, а промышленный
рост