Внешнеэкномическая политика, цели и этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 06:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России, её сущность и основные составляющие. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политики и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России.
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей.
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.

Файлы: 1 файл

Курсвая-Внешнеэкномическая политика, цели и этапы развития, Лелекин Е.Н.docx

— 81.28 Кб (Скачать)

 

Удельный  вес стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте России вырос в I квартале 2011 года до 21,9% против 19,6% в I квартале 2010 г. Объемы товарооборота снизились на 38,3%, в том числе экспорта - на 36,7%, импорта - на 39,6 %.

Доля  стран СНГ в российском товарообороте сократилась с 14,5% в I квартале 2010 г. до 14,0% в I квартале 2011 года. При этом доля стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) увеличилась с 8,2% до 9,0%.

Положительное сальдо внешнеторгового баланса в I квартале 2011 г. составило 23,4 млрд. долларов США и сократилось на 56,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 58,6% , со странами СНГ – на 44,2%.

В географической структуре сальдо было положительным  по всем группам стран, за исключением  стран АТЭС.

В I квартале 2011 г. отрицательное торговое сальдо сложилось с 23 странами (в I квартале 2010 г. - с 20 странами), а их доля в общем товарообороте России увеличилась с 18,3% до 26,2%. Самый значительный вклад в формирование отрицательного сальдо России в торговле внесли Китай (-1508 млн. долларов США), Германия (-1268 млн. долларов США), Бразилия (-461 млн. долларов США).

Внешнеторговый  оборот России в январе-апреле 2011 года, по данным таможенной статистики, составил $124,3 млрд. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 45,3%.

Становление в России экономики открытого типа создает благоприятные возможности для ее интеграции в мировую. Способствует развитию внешнеэкономических связей страны, возможности конкурировать с другими странами и стремиться к наилучшему результату.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Внешнеэкономическая политика России имеет важнейшее  значение для экономического роста  и развития страны в динамично  развивающейся мировой экономике.

Внешнеэкономическая политика - политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических  связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Основой внешнеэкономической  политики страны является ее законодательная  база. Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты  в 90-е годы ХХ столетия. До этого момента  все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии.

Для стабильного  развития российской экономики в  целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также  надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к  внешнеторговой политике в таком  контексте придаст ей необходимую стратегичность, устойчивость, предсказуемость.

Факторы торгово-политического характера - унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие - формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

Россия  должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность  продвижения своих интересов  через участие в качестве полноправного  партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе  может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную  торговлю.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономической  политики России. Оно осуществляется двумя методами регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Эти  методы очень важны, т.к. они обеспечивают наиболее благоприятные условия  для развития экономики страны.

Экономика открытого типа в России дает ей хорошие возможности для интеграции в мировую. Однако, Россия не всегда "правильно и точно" выбирает себе партнеров для развития. В  настоящее время наша страна концентрируется  в основном на Европе. Это не правильно, т.к. плотное сотрудничество с другими  направлениями может благоприятно способствовать развитию отдаленных от центра России регионов. Тем самым, в общем, улучшая экономику страны.

На сегодняшний  день Россия ценится как партнер  на мировой арене. Для самой России значение внешнеэкономической сферы  очень существенно. Сфера внешней  торговли дает огромные возможности  для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания  благосостояния народа.

Для Российской Федерации важным этапом последних лет в деле развития внешнеэкономической политики стало  завершение формирования единой таможенной территории с Казахстаном и Белоруссией. В июле 2010 года таможенный союз вступил  в действие, и по оценкам экспертов, Россия от создания Таможенного союза  может получить прибыль в размере  около $400 млрд., а Белоруссия и Казахстан  — по $16 млрд.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Нормативные акты:

1. Закон  №5003-1 "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993г. (в ред. Федеральных законов от 07.08.1995 N128-ФЗ, от 25.11.1995 N 185-ФЗ, от 27.12.1995 N211-ФЗ, от 05.02.1997 N25-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 04.05.1999 N95-ФЗ, от 27.05.2000 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N126-ФЗ, от 29.12.2001 N190-ФЗ, от 29.05.2002 N57-ФЗ, от 25.07.2002 N116-ФЗ, от 06.06.2003 N65-ФЗ, от 07.07.2003 N124-ФЗ, от 08.12.2003 N159-ФЗ, от 07.05.2004 N33-ФЗ, от 29.06.2004  58-ФЗ, от 22.08.2004 N122-ФЗ, от 21.07.2005 N112-ФЗ, от 08.11.2005 N144-ФЗ, от 20.12.2005 N168-ФЗ, от 27.07.2006 N145-ФЗ, от 10.11.2006 N191-ФЗ, от 01.12.2007 N310-ФЗ, от 03.12.2007 N321-ФЗ, от 03.12.2008 N234-ФЗ, от03.12.2008 N250-ФЗ, от 30.12.2008 N314-ФЗ; изм., внесенные Федеральными законами от 27.12.2000 N150-ФЗ, от 30.12.2001 N194-ФЗ, от 24.12.2002 N176-ФЗ, от 23.12.2003 N186-ФЗ)

2. Таможенный  кодекс Российской Федерации  от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009)

3. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 N 17

4. Федеральный  закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О  валютном регулировании и валютном контроле"

ФЗ №164 "Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности от 8 декабря 2003 г. (с изменениями на 2 февраля 2006 года)

 

II. Научная и учебная литература:

1. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика: учебное пособие. // М: Экономика. – 2008

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. [Текст] // "Финансы и статистика". – 2010

3. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики.-Петропавловск – Камчатский. // КамчатГТУ. – 2009

4. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. //  М: Эксмо. - 2008

5. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. // Юристъ. - 2009

6. Смитиенко Б.М., Поспелов В.К. Внешнеэкономическая деятельность.-2-е издание. // "Академия", - 2007

7. Ситорян С, Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты [Текст] // "Вопросы экономики". - 2010

 

III. Материалы интернета:

1. Новости – главные новости России, СНГ и мира. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.regnum.ru

2. Агентство  экономической информации "Прайм-Тасс". [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.prime-tass.ru

3. Федеральная  служба государственной статистики. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.gks.ru

4. Новостная  поисковая система. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.embassyble.ru

5. Новая  политика. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.novopol.ru

6. Экономика Современного Предприятия. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.esp-izdat.ru

7. РиаНовости. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.rian.ru

8. Кодексы и Законы Российской Федерации. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.zakonrf.info

1 Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика: Экономика. – 2008. - с. 205

1 Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. – М: Финансы и статистика. – 2010. - с. 124

3 Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 03.11.2010 N 285-ФЗ. Глава 1, ст. 4

4 Гущин В.В., Дмитриев Ю.А.Российское предпринимательское право. – М: Эксмо. – 2008. - с. 26

5 Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики.-Петропавловск - Камчатский: КамчатГТУ. – 2009. - с. 166

6 Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2009. - с. 117

7 Закон "О Таможенном тарифе" от 23.12.2003 N 186-ФЗ. Статья 1. Цели Закона и сфера его применения.

8 Смитиенко Б.М., Поспелов В.К. Внешнеэкономическая деятельность. -М: "Академия", 2007. - с. 192.

9 Ситорян С, Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты//Вопросы экономики.- 2010. - №3. - С. 84

10 РиаНовости. Российско-белорусские переговоры в Минске 15 марта 2011г. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://http://www.rian.ru/world/20110315/354255291.html


Информация о работе Внешнеэкномическая политика, цели и этапы развития