Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа
Сейчас, пожалуй, нет другой проблемы общественного развития, которая
привлекала бы столь пристальное внимание ученых-экономистов, политологов,
социологов, культурологов, экологов – как проблема глобализации. Она стала
предметом серьезных научных исследований, жарких дискуссий и столкновения
мнений.
Введение. 3
Глава 1. Понятие и сущность глобализации в мировой экономике. 4
1.1. Глобальность: новое измерение человеческого бытия. 4
1.2. Экономическая глобализация и кризис мирового хозяйственного порядка. 8
1.3. Политическая глобализация. 14
Глава 2. Анализ глобальных проблем в мировой экономике. 16
2.1. Проблема обеспечения стран энергетическими ресурсами. 16
2.2. Продовольственная проблема с глобальной точки зрения. 19
2.3. Аспекты глобального экологического кризиса. 21
Глава 3. Участие России в процессах глобализации. 25
3.1. Самоопределение России в глобализующемся мире. 25
3.2. Проблемы новой структуры международной безопасности и Россия. 27
Заключение. 31
Список использованной литературы. 33
Приложения
ООН подсчитали, что
из-за опустынивания к концу
потеряет треть пахотных земель.
Промышленность и транспорт выбрасывают в атмосферу соединения серы и азота,
которые, вступая в реакцию с водой, превращаются в растворы кислот — серной и
азотной. Выпадая на землю в виде кислотных дождей, они губят леса и посевы,
отравляют воду рек и водоемов. В результате экономика стран несет огромные
потери, исчисляемые многими миллиардами долларов.
Та же беззаботность и нерациональность проявляются в отношении такого
общечеловеческого достояния, каким являются моря и океаны и их богатства. И
здесь деятельность человека привела к оскудению рыбных богатств, а на
континентах — ресурсов питьевой воды, загрязнению ее вредными для здоровья
веществами. На протяжении XX века, например, вылов рыбы в Северной Атлантике
увеличился в 8 раз, в результате чего биомасса пищевых видов рыб сократилась на
85%.[31]
Засорение атмосферы хлоросодержащими аэрозолями увеличивает озоновые дыры
над полярными областями, что при их дальнейшем разрастании подвергает живой
мир опасности ультрафиолетового облучения.
Словом, экологический кризис приобрел глобальные масштабы, что не может не
отразиться на международных экономических и политических отношениях.
Затрагивая жизненные интересы стран, он порождает порой острые конфликты.
Разрушение природной
среды имеет тяжелые
всего мирового хозяйства, подрывая здоровье людей, вызывая голод, болезни,
колоссальные материальные потери, повышая издержки производства.
Необходимость дополнительных затрат, связанных с предотвращением
загрязнения воды и атмосферы, охраной здоровья придает конкуренции на
мировых рынках еще большую, чем раньше, остроту.
На место войн в качестве главного вызова безопасности стран и народов все
более выдвигается не щадящий никого упадок окружающей среды. Он может стать
опаснее любого внешнего врага. Пока всеохватывающий процесс глобализации,
революционных достижений в науке и технике порождает лишь глобальные
экологические проблемы, но немного делает для их решения. Казалось бы,
взаимозависимость стран и народов должна облегчать преодоление грозящей
экологической катастрофы, но на практике сделаны лишь первые шаги.
В декабре 1997 года на конференции в Киото (Япония), рассмотревшей глобальное
изменение климата земли, делегатами более 160 стран была принята конвенция,
обязывающая 38 индустриально развитых стран сократить к 2008—2012 годам выброс
углекислого газа на 5% от уровня 1990 года, причем для ЕС установлен более
высокий процент — 8%, а США — 7%, Японии — 6%. Киотский протокол — первое
крупное экологическое соглашение, предусматривающее достижение поставленных
целей с помощью рыночных инструментов.[32]
Он устанавливает систему квот на эмиссию тепличных газов, причем
недоиспользуемые отдельными странами квоты могут быть выкуплены теми, кто их
превышает.
К сожалению, претворение в жизнь достигнутых соглашений наталкивается на
серьезные препятствия. США заявили о выходе из Киотского протокола, поскольку
он наносит ущерб интересам их экономики. Индия и Китай, вносящие
значительный вклад в загрязнение атмосферы, хотя и присутствовали в Киото, не
подписали соглашения. Настороженность проявляют и развивающиеся страны,
поскольку они считают главными виновниками загрязнения богатые страны и
хотели бы на них
возложить большие
они рассматривают как дополнительное препятствие в индустриализации.
Следует упомянуть и еще одну относящуюся к 1987 году попытку предотвратить
нежелательное воздействие человека на атмосферу. Большая группа стран
договорилась сократить к 1999-му году использование озоноразрушающих веществ.
[33] Однако, чтобы полностью выполнить намеченные цели, участникам
недостает солидарности. Что касается других глобальных экологических проблем,
то здесь продолжаются дискуссии, и не удается принять сколь либо действенных
коллективных мер. Многие исследователи приходят к выводу, что рыночные законы
и требования всесторонней либерализации в принципе расходятся с задачами охраны
окружающей среды. Их реализация требует государственного регулирования,
создания международных институтов контроля и согласования интересов, других
нерыночных механизмов принятия совместных мер. Словом, преодоление
экологического кризиса невозможно без новых подходов к формам и методам
экономической глобализации.
Глава
3. Участие
России в процессах
глобализации
Россия, переживающая кризис переходного периода, не может претендовать на
достойное место в мировой экономике. Ее доля в торговом обороте всех стран
едва превышает 1%, экономика обременена огромным внешним долгом,
конкурентоспособная готовая продукция занимает скромное место в экспорте, и
только по товарам топливно-сырьевой группы и дешевым акциям предприятий она
представляет интерес для участников мирового рынка. Однако в перспективе ее
роль в глобальной экономике может существенно возрасти, если учесть
потенциальные возможности,
которые открывают
континентах, обилие природных богатств, значительный научно-интеллектуальный
и промышленный потенциал. Под этим углом зрения надо воспринимать современное
состояние российских внешнеэкономических связей.
3.1.
Самоопределение
России в глобализующемся
мире.
Важнейший показатель самоопределения любой страны в мире — ее положение и
роль в сложившейся
системе международных
стороны самоопределения тесно связаны: состояние национальной экономики,
социально-политическая стабильность и нравственное здоровье общества,
благополучие и гражданская активность населения, в конечном счете,
определяют безопасность, авторитет и влияние страны во взаимоотношениях с
другими государствами; наоборот, прочность позиций на мировой арене
способствует, нередко решающим образом, успешному решению внутренних
экономических, политических и духовно-нравственных проблем.
Эта связь внутреннего и внешнего существовала всегда. В условиях
глобализации мира воздействие мирового социума на внутреннее развитие
многократно увеличивается. Поэтому положение страны в системе международных
отношений становится едва ли не решающим фактором ее самоопределения.
Оставив претензии на возвращение Москве статуса супердержавы, российское
общество, видимо, все же настроено на утверждение роли России как одной из
великих держав. Отход от такой позиции в ближайшие десятилетия маловероятен.
Нельзя, однако, исключать, что в отдаленной перспективе, по мере избавления от
нынешних недугов, притязания на глобальную роль возродятся. Могущество и слава
Отечества у нас издавна стояли выше личного преуспевания, и эта ценностная
ориентация не претерпела радикального изменения.
[34]
Преувеличенные надежды на то, что после окончания «холодной войны»
установится мировой порядок, основанный на балансе интересов государств, не
оправдываются. Международная обстановка скорее развивается под знаком двух
связанных между собой тенденций — глобализации и «американизации», то есть
курса США на утверждение моноцентричной системы международных отношений.
Расширение НАТО на Восток, акции альянса в Боснии и Косово, обнаружившееся
после Афганистана стремление США собственными силами навести порядок в мире,
— все это свидетельствует о том, что Вашингтон намерен сосредоточить в своих
руках контроль за ходом международных дел, узурпируя функции ООН и отводя
другим государствам, в том числе России, подчиненную роль на мировой арене.
Эта политика не может не вызвать противодействия. В обозримом будущем следует
ожидать усиления борьбы двух тенденций — моно- и полицентричной.
[35] Россия, при полном согласии элиты и общества, выступает за последнюю и
именно в таком ключе выстраивает свои интеграционные перспективы. Подобная
ориентация разделяется Китаем, Индией и многими другими государствами. В
конечном счете она отвечает интересам и стран Запада, включая Соединенные Штаты
Америки. Ведь при всей огромности финансового, информационного и военного
потенциала Запада этого вряд ли достаточно для дирижирования всем миром.
Главный резон российской позиции — не в желании ограничить американское
влияние, а в стремлении содействовать созданию системы согласования
интересов, развивая положительный опыт ООН и способствуя формированию
демократического мирового порядка.
Новая Россия широко открылась перед внешним миром. Она распахнула двери
перед иностранными инвестициями и товарами, несмотря на экономическую
слабость, ввела внутреннюю конвертируемость валюты, обеспечила свободное
перемещение людей и капиталов, сняла все ограничения для потоков информации
из-за рубежа. Установлены связи практически со всеми влиятельными
международными экономическими и политическими организациями.
На протяжении полутора десятилетий сделаны серьезные шаги по пути интеграции
страны в мировые экономические и политические структуры, а следовательно, и
приобщения к глобализационным процессам. Россия наладила, несмотря на свою
принципиальную антиблоковскую позицию, отношения с НАТО, вошла в состав Совета
Европы, взяв на себя обязательство придерживаться его уставных требований,
стала членом АТЭС
и ряда других организаций Азиатско-
[36]
Последствия этих шагов, с точки зрения текущих интересов России и ее
населения, неоднозначны. С одной стороны, открываясь для конкуренции, страна