Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:08, контрольная работа
Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. С тех пор, как начали зарождаться самые примитивные формы социальной организации, люди стали делиться на управляемых и управляющих. Фактически термином «политика» начали с сократовских времен определять науку управления людьми. Платон в своем идеалистическом определении политики считал, что государству как управленческой структуре должны быть свойственны «...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». С другой стороны, выдающийся политик ХХ века Уинстон Черчилль цинично говорил, что политика — это умение «предвидеть и предсказать события, а затем грамотно объяснить, почему этого не случилось».
ВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Политическое манипулирование: понятие, содержание, история
Политическое манипулирование в системе правовых норм.
Внеправовое политическое манипулирование.
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ.
Выборы Президента РФ в 1996 г. «Семья»: победа любой ценой.
Выборы Президента РФ в 2000 г.: с точностью до миллиметра (Владимир Путин как шедевр кремлевских политтехнологов).
Создание и внедрение в массовое сознание нужных манипуляторам социально-политических представлений (мифов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В материалах Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованных в апреле 1996 года, отмечалось, что «запас сил и ощущение своих перспектив у молодёжи в целом таковы, что оценки собственной жизненной ситуации у опрошенных молодых людей намного позитивней, чем у россиян в среднем» [цит. по II,28]. Эти материалы дали основания опытным рекламщикам считать, что если привлечь молодёжь на избирательные участки, то около 70% её голосов будет отдано именно Б. Ельцину. «Таким образом, — пишут С. Лисовский и В. Евстафьев, — задача рекламной кампании сводилась не к призывам голосовать за какого-то конкретного кандидата, а к привлечению молодёжи на избирательные участки» [II,28]. Свежее решение — не пытаться переориентировать сложившийся оппозиционный электорат, а активизировать «мёртвый груз», «болото» — молодёжь. Эта традиционно считающаяся пассивной политическая сила, во-первых, в большей степени, нежели пожилые люди, поддерживает демократическую власть западного образца, во-вторых — более подвержена влиянию рекламы, чем население страны в целом (85% против 66,2%). Теперь перед политтехнологами стояла конкретная задача: выработать концепцию рекламной кампании, которая могла бы эффективно повлиять на молодёжь — ведь, согласно опросам общественного мнения, ещё в марте 1996 половина молодых людей вообще не собиралась участвовать в выборах.
За образец была взята кампания президента США Б. Клинтона 1992 года (Choose or lose — «Выбирай или проиграешь»), организованная каналом MTV. Даже название рекламной кампании по продвижению Б. Ельцина («Голосуй или проиграешь») напоминает об её американском прообразе. В то же время координатор кампании «Голосуй или проиграешь» К. Ликутов отмечал, что речь не шла о кальке, точном воспроизведении американской кампании: «Был сделан эксклюзивный вариант» [II,28], то есть учитывался конкретный национальный и исторический контекст. Высшими своими авторитетами молодые люди в ходе опросов чаще всего называли актёров, шоуменов, эстрадных певцов. «С учётом этого, — говорит С. Лисовский, — было решено обращаться к молодёжи через властителей её дум и сердец. Основным средством воздействия было избрано телевидение, основными действующими лицами — звёзды эстрады, рока, кино» [II,28]. Широко использовался популярный молодёжный телеканал «МузТВ». Разумеется, организаторы не обошли стороной ТВ-6, НТВ, РТР.
Характерно, что агитация за Ельцина не была откровенной, прямой. Имя Ельцина вообще могло не упоминаться, но сомнений в направленности телевизионных роликов и слоганов ни у кого не возникало. А. Тимофеевский писал в «Коммерсанте» 4 июня 1996 года: «Цикл, обращённый к молодёжи, основан на слогане «Голосуй или проиграешь». При этом на слове «проиграешь» в кадре возникает либо клетка, либо нищенская шапка — то есть то, что ассоциируется именно с коммунистами (заметим, что нищенские шапки в своём большинстве возникли как раз после падения коммунистической власти — В. А.), хотя о них не сказано ни слова. За кого голосовать — тоже говорится либо полунамёком, либо не говорится вовсе. Имя Ельцина может возникнуть в клипе наполовину затемнённым. Обращённые к молодёжи клипы принципиально размыты» [IV,15].
Именно
из-за ориентации ельцинской PR-команды
на молодёжь к кампании «Голосуй или
проиграешь» было привлечено множество
популярных актёров, певцов и прочих
представителей шоу-бизнеса. Были записаны
два музыкальных альбома в
молодёжном стиле — «Ельцин —
наш президент» и «Голосуй или
проиграешь». Исполнителями песен
на первом альбоме были А. Малинин, Т.
Овсиенко, Н. Расторгуев, А. Серов и
др. Второй альбом, представлявший танцевальную
музыку, был записан всего за 7
дней Сергеем Минаевым. Центральной
композицией стала «Борис, борись!».
Успех имели также
Одновременно с масштабной агитационной
кампанией «Голосуй или проиграешь» проводилась
рекламная кампания «Выбирай сердцем»,
организованная рекламным агентством
«Видео Интернэшнл». Здесь разрабатывались
преимущественно телевизионные ролики
и наружная реклама. Об особенностях этой
кампании рассказала газета «Московский
комсомолец» 31 июля 1996 года: «Предложение
поработать «на Ельцина» поступило в конце
марта, а уже в двадцатых числах апреля
агентство представило штабу «Проект
рекламно-агитационной кампании кандидата
в Президенты Бориса Николаевича Ельцина».
Возглавил работу М. Лесин. Основной вопрос,
который предстояло решить рекламщикам,
— на кого ориентировать свою продукцию.
Как рассказал корреспонденту «МК» директор
проекта Д. Аброщенко, в итоге главной
целью кампании стало привлечение на сторону
Ельцина тех 30% избирателей, которые не
определились, за кого они — за коммунистов
или за демократов. Поскольку такие избиратели
явно не размышляли в течение долгих зимних
вечеров о том, кто из кандидатов более
достойный, ключевой фразой кампании стал
слоган «Выбирай сердцем» [IV,13]. Как видим,
и здесь усилия политтехнологов были направлены
на «мёртвую» часть избирателей.
Специалисты «Видео интернэшнл» сознательно «ушли» от политики, экономики и идеологии (в этом поле все козыри явно принадлежали коммунистам), сделав упор на эмоции и всем понятные идеалы. Основой кампании стала серия роликов «Верю. Люблю. Надеюсь». Процитируем газету «Коммерсантъ-Daily» от 29 мая 1996 года: «Целый «социальный сериал», включающий несколько десятков роликов, позволяет высказаться в поддержку Ельцина не наёмным агитаторам, а простым людям «с улицы»: не очень удачливым фермерам, инженерам из бывших детдомовцев, старушкам в платочках» [IV,14].
Характерно,
что слова «не дали»
«Этот
эффектный рекламный ход
Такой
«эффект отсутствия» делал
В
агитационных материалах штаба Ельцина,
а также в формально
А вот слова Глеба Павловского, руководителя Фонда эффективной политики, который по контракту со штабом Ельцина проводил «контрпропагандистскую работу в региональных СМИ»: «Запускание откровенной «дезы» никого не смущало. Шла гражданская война в информационном пространстве (…). Избирателю внушали: коммунисты хотят что-то отнять лично у тебя: квартиру, участок, 500 долларов, зашитые в чулке» [цит. по II,23]. Целью контрпропагандистской кампании было не убедить избирателя в том, что Борис Ельцин хорош и достоин второго президентского срока, а создать ощущение безальтернативности и предопределённости его победы. Зюганов оказался в положении постоянно оправдывающейся и обороняющейся стороны («...В эпоху гласности наиболее смертоносны пули из дерьма!» — говорит ветеран КГБ Леонид Шебаршин).
Повторим, что такое было возможным только в условиях монополии власти на СМИ, прежде всего — телевизионные. Была создана и особая антирекламная газета под названием «Не дай Бог!», отличавшаяся высококачественным полиграфическим исполнением. Свидетельствует Александр Мельков: «Дорогая, но эффективная. Даже те, кто ругал первые номера, искал и читал следующие. Талантливые журналисты как могли разделывали команду Зюганова и попутно весь блок народно-патриотических сил, пусть иногда нечестно, но всё же не совсем убого, как «Советская Россия». Отличным ходом были полосы с фотомонтажами лидера КПРФ, которые словно просились на стену (для чего, собственно, и предназначались). Во многих учреждениях, особенно где уживаются много фирм, ими было заклеено всё — от офисов до туалетов. И каждый облик главного коммуниста был наделён определенным символизмом, передаваемым подобранными эмоционально окрашенными образами и соответствующими атрибутами.
Перед
вторым туром выборов ко всему
этому добавили ещё и стратегию
«Коммунизм — война и голод»,
что прямо перекликалось с
биологическим чувством самосохранения
и потребности в пищи» [цит. по II,23].
В номере «Не дай Бог!» от 18.05.96 Зюганов
сравнивался с Гитлером, что уже давно
стало ходовым приёмом кремлёвских технологов
для демонизации противника (американский
социолог Г. Блумер называет подобные
методы «использованием эмоциональных
установок и предрассудков, которыми люди
уже обладают» [цит. по II,7]; в данном случае
эксплуатировалось стойкое неприятие
российским народом слова «фашист»). В
том же номере было помещено антикоммунистическое
интервью с кумиром поклонников американского
сериала «Санта-Барбара» Мартинесом, сыгравшим
роль Круза Кастильо. Коротко говоря, операция
под названием «Бей Зюганова» была проведена
старательно и продуманно.
В комплекс манипулятивных методов входили
и закулисные кадровые перемещения. Так,
после объявления итогов первого тура
голосования стало ясно, что подлинная
роль Александра Лебедя — не альтернатива
Ельцину, а ельцинский же «засадный полк».
Те, кто в первом туре отдал голоса Лебедю,
во втором отдали их Ельцину, и это, вероятнее
всего, было спланировано штабом Ельцина
заранее. Но те же самые голоса в принципе
могли достаться Зюганову — в фигуре Лебедя
многие видели «сильную руку», «армейский
порядок», т. е. ценности, во многом присущие
и идеологии КПРФ. Вероятно, фигуре Александра
Лебедя заранее была уготована эта роль
— считаться «национал-патриотом», «державником»
(как без устали его называли и российские,
и зарубежные СМИ), не будучи на деле таковым,
и тем самым отнять голоса у Зюганова.
«Лебедь не только не должен был выйти
из игры ради победы Ельцина (на что усиленно,
всеми способами толкали Явлинского),
а, наоборот, набрать побольше голосов,
— писал после выборов Дж. Кьеза. — Поскольку
было ясно, что Лебедь сможет отнять голоса
не у Ельцина, а скорее всего у Зюганова,
тогда как Явлинский отнимает их только
у Ельцина. Таким образом, Лебедь поможет
Ельцину победить в первом туре, потом
(…) его убедят отдать Ельцину голоса своих
избирателей во втором туре, а под конец
самого его вышвырнут вон. Всем известно,
что план этот удался на славу» [II,24].
Учитывая,
что в первом туре Зюганов почти
догнал Ельцина (соответственно 32,5% и 35,8%),
а Лебедь стал третьим (14,7%), мы можем
с уверенностью сказать, что итог
второго тура во многом зависел от
того, кому отдаст голоса Лебедь. Он отдал
их Ельцину, и это обусловило победу
последнего (во втором туре Ельцин, как
мы знаем, набрал 53,8%, а Зюганов —
40,3%). Кстати, ещё между первым и
вторым турами голосования известный
социолог и писатель Александр Зиновьев
сказал, что победа Ельцина «запрограммирована»
на второй тур — в первом она
была бы «шита белыми нитками». Тогда
же А. Зиновьев сказал, что альянс Лебедя
и Ельцина был легко
Другой
пример — регистрация кандидатов
в президенты: так как Центризбирком
находился под влиянием президента,
данная структура делала всё возможное,
чтобы список кандидатов выглядел «как
надо». В регистрации было отказано
под формально законными
Предоставим слово Эдуарду Лимонову, участвовавшему в предвыборной кампании Юрия Власова: «Причина отказа в регистрации своей в доску Старовойтовой ясна как божий день. Она, будучи в списках кандидатов, отнимает голоса у Бориса Николаевича Ельцина. Потому её и кинули. Придумав, что её подделка (речь идёт об обвинении Старовойтовой в подделке подписных листов — В. А.) хуже других (…). Амана Тулеева, закономерно, он ведь отнимет голоса у Зюганова, регистрируют с налёту (…). Ясно, как божий день, что Власова так элегантно зарегистрировали потому, что он отберёт голоса у Зюганова. Если бы ожидалось, что он отберёт голоса у Ельцина, то процент браковки был бы, если нужно, как у Старовойтовой. А если нужно — и выше. В спектакле «Мёртвые души» всё — ложь» [V,1]. «Русская мысль» в 1996 году анализировала те же кадровые манипуляции: с политической арены в 1993-95 гг. были убраны Егор Гайдар «сотоварищи», а также дискредитирован, насколько возможно, Григорий Явлинский. Разумеется, не обошлось и без промашек: так, «не оправдал надежд Кремля» Виктор Анпилов, не ставший выдвигать свою кандидатуру, а уже зарегистрированный Аман Тулеев предпочёл в последний момент снять свою в пользу Зюганова.
О
том, что команда Ельцина готова
была, пользуясь имевшейся у неё
властью, применить и совершенно
нелегитимные методы борьбы за сохранение
трона, говорят многие факты. Уже 17 марта
1996 года в результате осложнений со
сбором подписей для регистрации
Б. Ельцина Госдума как «штаб
оппозиции» была блокирована войсками,
но тогда вмешался министр внутренних
дел. На известной пресс-конференции
20 июня 1996 года руководитель ельцинского
избирательного штаба Анатолий Чубайс
подтвердил, что сподвижники действующего
президента — вице-премьер Сосковец,
министр госбезопасности
Информация о работе Теория и практика политических манипуляций в современной России