Теория и практика политических манипуляций в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. С тех пор, как начали зарождаться самые примитивные формы социальной организации, люди стали делиться на управляемых и управляющих. Фактически термином «политика» начали с сократовских времен определять науку управления людьми. Платон в своем идеалистическом определении политики считал, что государству как управленческой структуре должны быть свойственны «...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». С другой стороны, выдающийся политик ХХ века Уинстон Черчилль цинично говорил, что политика — это умение «предвидеть и предсказать события, а затем грамотно объяснить, почему этого не случилось».

Оглавление

ВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Политическое манипулирование: понятие, содержание, история
Политическое манипулирование в системе правовых норм.
Внеправовое политическое манипулирование.
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ.
Выборы Президента РФ в 1996 г. «Семья»: победа любой ценой.
Выборы Президента РФ в 2000 г.: с точностью до миллиметра (Владимир Путин как шедевр кремлевских политтехнологов).
Создание и внедрение в массовое сознание нужных манипуляторам социально-политических представлений (мифов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Полит манипуляции МИНИ.docx

— 134.87 Кб (Скачать)

      Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

                 высшего профессионального образования

         «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

              Институт государственного управления и права

 

 

                         Контрольная работа

    по дисциплине «Политическое управление»

      на тему: «Теория и практика политических манипуляций 
                            в современной России»

 

 

 

Выполнил:

Петрухин Е.А.

 

 

 

 

                                               Москва, 2013

ВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

  1. Политическое манипулирование: понятие, содержание, история
  2. Политическое манипулирование в системе правовых норм.
  3. Внеправовое политическое манипулирование.

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ.

  1. Выборы Президента РФ в 1996 г. «Семья»: победа любой ценой.
  2. Выборы Президента РФ в 2000 г.: с точностью до миллиметра (Владимир Путин как шедевр кремлевских политтехнологов).
  3. Создание и внедрение в массовое сознание нужных манипуляторам социально-политических представлений (мифов)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. С тех пор, как начали зарождаться самые примитивные формы социальной организации, люди стали делиться на управляемых и управляющих. Фактически термином «политика» начали с сократовских времен определять науку управления людьми. Платон в своем идеалистическом определении политики считал, что государству как управленческой структуре должны быть свойственны «...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». С другой стороны, выдающийся политик ХХ века Уинстон Черчилль цинично говорил, что политика — это умение «предвидеть и предсказать события, а затем грамотно объяснить, почему этого не случилось». Эти полярные точки зрения, очевидно, обозначают поле общественных дискуссий о власти. 

Когда в России на рубеже 1980-90-х произошли  революционные по масштабу политические и социальные изменения, превратив  её в декларированно демократическую рыночную страну, изменился механизм формирования властных элит. Теперь главным способом для прихода к власти различных общественных сил и конкретных лиц, а также смены власти и ротации элит стали всеобщие, прямые, равные и тайные выборы. Именно путем всенародного голосования избирается глава исполнительной власти Российской Федерации — Президент РФ, нижняя палата Федерального собрания РФ — Государственная Дума (законодательный орган), главы субъектов Федерации — губернаторы, представительные органы законодательной власти на местных уровнях. Избирать и быть избранным формально имеет право каждый гражданин РФ (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством). 

Основной  причиной успеха общественного движения, партии или конкретного кандидата  на выборах является их рейтинг, то есть популярность. Поэтому особенное  значение приобретает формирование претендентами на власть нужного  им общественного мнения. Зачастую способы влияния на него выпадают из имеющегося правового поля и представляют серьезную опасность. Поэтому и  возникает необходимость анализа  и понимания механизмов функционирования систем политической манипуляции в  России. Предметом исследования стали  крупнейшие избирательные кампании, состоявшиеся в России 1990-х (выборы Президента РФ), так как именно на примере общенародных выборов хорошо виден политический процесс в части манипулирования общественным мнением, результаты которого видны по итогам этих электоральных циклов. Для достижения указанной цели в этой работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи: 

— анализ существующих нормативных актов, определяющих правовое поле формирования властных элит, на предмет соответствия этого поля реально сложившейся  практике; 

— выявление основных злоупотреблений  при формировании общественного  мнения в период выборов, причем как  вступающих в противоречие с действующим  законодательством, так и не пересекающихся с имеющимися нормативными документами, но тем не менее не могущих признаваться приемлемыми для общества; 

— исследование тактических приемов, применявшихся политтехнологами в  наиболее масштабных избирательных  кампаниях последних лет; 

— определение роли и места правового  и внеправового политического манипулирования  в жизни современного российского  общества; 

— выявление механизмов внедрения  в коллективное сознание определенных социально-политических установок; 

— обозначение опасностей, которыми чревата  постоянно развивающаяся система  политического манипулирования, указание на то, что эта система всё быстрее  дрейфует в сторону информационно-манипулятивного тоталитаризма. 

 

1. Политическое  манипулирование: понятие, содержание, история

«В кибернетическую  эру личность всё больше и больше подвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг человека манипулируется с помощью рекламы и идеологий. Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном процессе; становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создаёт ему большие неудобства». (Э. Фромм). 

О понятии  политического манипулирования

Совершенно очевидно, что такие термины, как политическая реклама, политический маркетинг, PR, предвыборная агитация и т. д. и сами по себе, и  в соотнесении друг с другом требуют  чёткой формулировки. Однако все эти  определения, в применении которых  обычны неразбериха и путаница, всего  лишь элементы общей системы политического  манипулирования, и определение  этого понятия наиболее важно  для различения всего остального. Манипулирование, т. е. скрытое управление, присутствует при всяком взаимодействии между людьми. 

Политическое манипулирование  — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления  и побуждающие его к той  или иной политической деятельности (в основном — к поддержке одних  фигур и неприятию других). Политологи-макиавеллисты (надо заметить, что на выводах Никколо Макиавелли базируются многие принципы управления как авторитарных, так и демократических современных государств) считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми. 

Политическое  манипулирование (далее в работе — ПМ) — это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия. Обычно понятию манипуляции придаётся негативный оттенок. Мы постараемся избежать такой оценки и отнестись к феномену политического манипулирования более спокойно — ведь манипулирование в тех или иных формах присутствует в любом обществе, начиная с древнейших и заканчивая всеми современными. С этим приходится считаться. «Манипуляции бывают необходимы и полезны, — пишет А. Цуладзе. — Однако где та грань, за которой заканчивается полезное действие манипуляций? На этот вопрос пока ответа не найдено». Очевидно, что феномен манипуляции заслуживает самого серьёзного изучения.

Некоторые черты и принципы политического  манипулирования

Для всякого манипулирования  характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый механизм, психологическое  воздействие на сознание с целью  формирования тех или иных убеждений  или предпочтений. С. Кара-Мурза в  книге «Манипуляция сознанием» приводит несколько определений манипуляции, сделанных различными учёными. По Г. Франке, это «психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено». Как считает Г. Шиллер, «успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Е. Доценко поясняет: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск — это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск».

Поясним суть манипуляции  на примере простого арифметического  фокуса. Человеку предлагается выбрать  любое двузначное число (не называя  его вслух), сложить каждую из двух цифр, образовывающих это число, и  вычесть эту сумму из выбранного числа (пусть читающий эти строки проделает то же самое). Если получившееся в результате число — двузначное, то обе образующих его цифры опять  складываются. Теперь манипулируемый должен найти европейскую страну на первую букву получившейся у него цифры и вспомнить большое животное на третью букву в названии этой страны. Разумеется, все эти операции он выполняет молча. И тут манипулятор ошарашивает «подопытного» итоговой фразой: «Носороги в Дании не водятся!» Эффект достигается присутствующей у манипулируемого уверенностью в возможности свободного выбора. Он не понимает, что возможность эта — фиктивная, что какое бы число он ни выбрал, после нескольких операций оно неизбежно превратится в число «9». Дальше — такая же иллюзия выбора: в Европе на «Д» существует только одна страна — Дания, а крупное животное на «Н» для абсолютного большинства — именно носорог (раз на тысячу встречаются оригиналы, называющие нарвала). Манипулируемый уверен в том, что действовал независимо, свободно и сознательно, тогда как манипулятор знал ход его мыслей — единственный возможный — наперёд. Здесь хорошо виден главный принцип манипуляции как скрытого управления: создать видимость свободного выбора и сознательного формирования убеждения, фактически такой возможности не оставляя.

Цели, задачи, содержание политического манипулирования

Цель политического  манипулирования — получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе  жизни российского общества эти  цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без  значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации  избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого  мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный  образ кандидата или программу (вариант — убедить в том, что  имеющаяся у кандидата программа  и есть оптимальная). Таким образом, в узком понимании ПМ — это  теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных  кампаний (широкое понимание ПМ выходит  далеко за пределы избирательных  кампаний). Стратегия получения власти требует решения таких тактических  задач, как привлечение и удержание  внимания, а также формирование благоприятного имиджа. Согласно В. Амелину, ПМ предполагает следующие операции:  
 
— внедрение в общественное сознание под видом объективной информации желательного для некоторой группы содержания; 
 
— воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д. 
 
— реализация декларируемых и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.

 
Отметим, что первый пункт относится  к задачам, второй — к методам, третий — к целям ПМ. Для успешного  решения задач и достижения целей  существуют средства ПМ, которые называются политическими технологиями (их ядро — избирательные методики, используемые в период предвыборных кампаний).

Все средства ПМ основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, т. е. идей, утверждающих интересы манипуляторов  и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может  показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так. Как пишет Э. Кассирер, «если современный человек больше не верит в натуральную магию, то он, без сомнения, исповедует некий сорт «магии социальной». Новые политические мифы создаются по точному плану, в соответствии с личной и социальной психологией людей и целями манипуляторов. Э. Фромм доказывал, что ПМ лишает человека способности составить целостную картину мира, подменяет её абстрактной мозаикой из тенденциозно связанных между собой фактов. По мнению М. Лернера, у человека «возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи событий. Единственная система, в которую он способен подставить отдельные факты, — это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру».

Стоит отметить, что  ПМ служит не только для получения  общественной поддержки в период выборов или социальных катаклизмов, но и для повседневного управления стабильным обществом. Несмотря на то, что демократия является общепринятой функциональной системой управленческого  механизма в большинстве стран  мира, разночтения в законодательной  сфере по этому поводу весьма существенны. В частности, политическая реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германии и Испании. Во Франции и Англии, наоборот, ограничена предвыборная (более того, во Франции за 3 месяца до выборов запрещена любая платная политическая реклама, а бесплатная ограничена).  
 
Однако сузим рамки нашего исследования и перечислим регламентированные российским законодательством формы ПМ, а также попробуем определить границы каждой из них. Предвыборная агитация. Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предвыборная агитация — это «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Предвыборная агитация может проводиться через СМИ, путём проведения массовых мероприятий, путём выпуска различных (печатных, аудиовизуальных и др.) агитационных материалов и «в иных не запрещённых законом формах». 

Информация о работе Теория и практика политических манипуляций в современной России